Знаете, что меня в последнее время потрясло больше всего? В Украине стали меньше есть рыбы (даже рыбы!) – этого, как почему-то принято считать, «мяса для бедных»! Но отнюдь не потому, что граждане Украины отказались от всех программ похудения и резко сделались натуральными мясоедами, которым не страшен ни мировой кризис, ни холестерин. Просто, несмотря на увеличение вылова рыбы в этом году на 3,2%, с января рыба на отечественном рынке подорожала на 12,7%...
Это немедленно ударило по производству: выпуск продукции из рыбы за 7 месяцев текущего года сократился на 26,3%. Потому что рыбное стали покупать значительно меньше. Людям не до диет или кулинарной вкусовщины – лучше сэкономить и купить детям мясо и мясопродукты, чем разбрасывать финансовые крохи из семейного бюджета на дары моря…
И это является еще одним показательным результатом работы нынешней власти, ведомой правительством Юлии Тимошенко – «леди Но-шпы», которая, как и известное лекарство, «завжди працює». Но вот и разница: Но-шпа (лекарство) снимает колики, а беспардонно соперничающая с ней за слоган «прэмьерка» вкупе со своим правительством головную боль множат.
Тотально множат – в Украине практически нет ни одной отрасли, где она могла бы похвастаться хоть какими-то впечатляющими достижениями. За исключением разве что обещаний Тимошенко – эту «продукцию» премьер-министр выдает на гора со скоростью человека, бегущего в отхожее место после поедания диоксина с кумысом, молоком, огурцами и гнилыми помидорами на ночь…
Справедливости ради сразу нужно отметить, что Тимошенко значительно «подсобил» мировой финансовый кризис, который она, кстати, осенью прошлого года обещала «не пустить за порог Украины», а несколько недель назад объявила «медленно, но уверенно побежденным».
Однако Госкомстат, Минфин и Счетная палата Украины продолжают «складировать» в общественном сознании все новые и новые «достижения» страны за 2009 год в сравнении с аналогичным периодом года прошлого. Украина сейчас уверенно играет роль «первого ученика», то есть по темпам падения и стагнации опережает многие другие страны, тоже живущие в условиях кризиса.
Вот они «успехи» нашей «леди Но-шпы», только по официальным данным:
– по итогам января-июля 2009 года дефицит госбюджета составил 15,352 млрд. грн., а поступления в его общий фонд в сравнении с 2008 годом уменьшились на 15,2% (14,952 млрд. грн.);
– стоимостные объемы импорта товаров снизились более чем вдвое, или на 22,5 млрд. долл. (до 19,5 млрд. долларов), экспорт товаров, соответственно, сократился на 46,2%, или на 15,2 млрд. долл. (до 17,7 млрд. долл.), что привело к потерям госбюджета в размере свыше 17 млрд. грн.;
– по сравнению с его положительным значением в январе-июне прошлого года – 9,3 млрд. долл. в текущем году отрицательное сальдо платежного баланса в сумме 7,3 млрд. долл. превысило прогнозируемый на год объем (7,1 млрд. дол.) и является фактором ослабления обменного курса гривны;
– реальная зарплата за январь-июнь сего года уменьшилась на 10,1%, что является самым плохим показателем за этот же период, начиная с 1999 года;
– реальная минимальная зарплата упала на 4,9%, а минимальная пенсия – на 6,5%, и при этом в июне сего года зарплата ниже минимального прожиточного уровня для трудоспособных граждан была начислена почти 3 миллионам работников;
– потребительские цены за этот период выросли на 8,6%, что к концу года приведет к общему росту цен в 15%;
– количество граждан на учете госслужбы занятости в июне составило 671 тыс. чел., то есть 9 человек на одно свободное рабочее место или вакансию, а в прошлом году было 3 человека на одно место. При этом число работающих неполный рабочий день в сравнении с прошлым годом выросло в 5,5 раза, а пребывающих в админотпусках – в 3 раза;
– объемы промышленного производства уменьшились на 31,1%, что, прежде всего, связано со снижением выпуска продукции металлургии и машиностроения;
– производство автомобилей за семь месяцев текущего года упало на 84,2% (с 283 284 авто в 2008 году до 44 751 – в 2009-м);
– экспорт товаров машиностроения снизился за этот же период на 24,5%;
– экспорт энергетического угля упал на 8%;
– низкие объемы притока иностранных инвестиций, которые составляли лишь треть показателя за январь-июнь прошлого года (или 2,1 млрд. долл.);
– украинский госдолг за июль сего года вырос более чем на 4,579 млрд. долл., (или на 16%), а с начала года госдолг в валюте вырос на 35,2% (на 8,663 млрд. долл.) за счет кредитов МВФ, выпуска облигаций внутреннего займа и предоставления госгарантий, при том, что за весь 2008 год госдолг тоже вырос на 40%, а значит, Украина медленно, но неотвратимо вползает в долговую яму на многие годы;
– МВФ прогнозирует общее падение ВВП Украины в 2009 году на 14% при инфляции в 13%, тогда как правительство Тимошенко прогнозирует рост ВВП на 0,4% при инфляции в 9,7%, а Счетная палата Украина утверждает, что при условиях отсутствия открытой статистики снижение реального валового внутреннего продукта достигнет 19,7%;
– уровень «тенезации» экономики достиг почти 40% валового внутреннего продукта (ВВП), что превышает пороговое значение макроэкономической безопасности страны.
Чтобы понять плачевность положения подавляющего числа украинцев, о которых Тимошенко еще в 2005 году сказала «биомасса меня поддержит», можно обратить внимание на Киев – своеобразное «зеркало» экономических достижений страны.
Столица всегда славилась уровнем доходов своих жителей, что и неудивительно, учитывая сосредоточение тут значительных средств и ресурсов. Так всегда бывает в развивающейся стране «третьего мира» – все стремятся засветиться и сосредоточиться, в первую очередь, в столице: бизнесу кажется, что там капиталы будут сохраннее.
Так вот в июле сего года самая высокая средняя зарплата в Украине была зафиксирована в Киеве – 3320 гривен (при средней зарплате по Украине в 2008 грн., по Донецкой области – в 2196 грн. и по Киевской области – в 2104 грн.).
А Европейский инвестиционный банк (UBS) по этому поводу обнародовал следующие данные: жители Женевы в час зарабатывают 23 доллара, а в Киеве – 2 «бакса». И это является самым высоким и самым низким уровнями дохода горожан в Европе в 2009 году.
Москва, раздутая от денег и активов, по этому показателю пребывает на 26 месте среди европейских столиц. И можно только представить, как живут люди в других городах и весях страны…
В итоге, за время хозяйствования правительства Тимошенко Украина, по расчетам Всемирного экономического форума (ВЭФ), опустилась с 72-го на 82-е место в рейтинге конкурентоспособности среди всех остальных стран мира. Эти данные – из Глобального обзора конкурентоспособности (Global Competitiveness Report) за 2009-2010 годы.
Авторы документа утверждают, что Украина в краткосрочной перспективе столкнется с еще более серьезными проблемами как раз из-за резкого падения спроса на экспортную продукцию, девальвации национальной валюты и разрушения финансовой системы.
Экономика страны требует реформирования в таких направлениях, как институциональная среда (по этому показателю страна занимает 120-е место из 133), укрепление финансовых рынков (106-е место из 133), повышение эффективности товарных рынков (109-е место из 133).
Еще более печальный и наглядный итог правления Тимошенко и всей этой «оранжевой» и «посторанжевой» власти подводит все та же Счетная палата Украины.
«Относительно 1990 года индекс реального ВВП составлял 59,5%. Это означает, что экономика государства оказалось на уровне 2004 года», – говорится в публичном сообщении этого контрольного органа страны. Как говорится, имеющий уши да услышит, а умеющий читать да прочтет…
Получается, что последние 5 лет Украина просто топталась на месте и попала в кризис, как кур в ощип.
Но ведь и это еще не все, если учесть, что стараниями нынешнего правительства страна уже давно проедает деньги будущего. У МВФ взяты и планируются еще кредиты, которые будут отдавать грядущие поколения украинской «биомассы». И уже, конечно, без Тимошенко.
У бизнесменов собраны налоги в авансовом режиме, то есть наперед. Даже плату за транзит российского газа по украинской территории в первом квартале 2010 года Кабмин «леди Но-шпы» уже получил и неизвестно куда потратил. И еще хочет получить – за второй квартал.
Даже президент Виктор Ющенко вспомнил свои бухгалтерские навыки и попытался посчитать убытки от нынешних отношений между Украиной и Россией в газовой сфере.
По словам Ющенко, если договоренности между Тимошенко и ее российским коллегой-визави Владимиром Путиным о том, что Россия не будет взимать штрафы за невыбранный Украиной газ, не получат отражения в конкретных договорах, то в один прекрасный момент Киеву могут «выкатить предъяву» в 5 млрд. долл.
То есть тот самый штраф за недобор газа, который сейчас предусмотрен газовыми договоренностями с Россией, достигнутыми и подписанными между Тимошенко и Путиным в январе сего года.
Да, Путин публично пообещал не штрафовать Украину и войти в ее экономическое положение (Украине сейчас не нужно столько газа из России). Да, это будет дружеский шаг со стороны Москвы, если он осуществится. Но что ждет Украину, если устные договоренности станут жертвой внутренней борьбы в Кремле или уже сейчас являются некоей политической игрой, призванной проверить «на вшивость» украинскую элиту накануне президентской кампании, чтобы узнать, как далеко могут пойти украинские политики в сдаче интересов своей страны в обмен на поддержку Россией своей кандидатуры на выборах в Украине?
Где возьмет Украина 5 млрд. «зелени», если ей предъявят этот штраф к уплате? Что в Москве потребуют взамен денег, которых в Украине в 2010 году точно не будет?
А ведь могут и отказаться от устных договоренностей, и счет выкатить. Не зря же президент России Дмитрий Медведев фактически дезавуировал договоренности Путин/Тимошенко, когда приказал главе «Газпрома» в отношениях с Украиной выполнять писанные договора, а не руководствоваться «какими-то разговорами».
Или это игра такая – в доброго и плохого следователей на государственном уровне – уже состоялась, и Путину нашли «отмазку» для невыполнения обещанного Тимошенко: мол, я добрый и я хотел, но президент – злой и запретил?..
…И вот ведь что самое интересное: не совсем понятно, на что рассчитывает «леди Но-шпа», когда действует, как приснопамятная Скарлетт О’Хара – по принципу «я подумаю об этом завтра»?
Все ее действия очень напоминают прием просроченных лекарств (той же реальной Но-шпы): вместо улучшения состояния больного продолжается обострение всех хронических заболеваний. И может так получиться, что с подобным подходом этого «завтра» у Украины вообще не будет, если сегодня оно, «завтра», так похоже на «вчера»…
Владимир Скачко, Версии