В далекой Италии есть город Болонья. Там, по некоторым сведениям, был первый в Европе университет. Может, это и не так было, но сейчас в этом никто не будет разбираться. Болонью считают первой и, возможно, поэтому евробюрократы решили назвать Болонским процесс по унификации дипломов разных стран.
Тут как тут оказались наши чинуши. Раз по всей стране объявлена ползучая евроинтеграция, то надо присоединиться к болонскому поезду с нашим последним вагончиком. И неважно, что вся страна не готова к такому подвигу. Неважно, что наши вузы не дают знания, а просто берут деньги. Неважно, что университетов по названию у нас больше, чем во всем остальном мире. Главное – вовремя написать «государственную целевую программу».
Хорошо, когда образование идет в ногу со временем. Хорошо, когда оно востребовано на рынке труда. У нас как-то иначе получается. Сначала учишься по одной специальности, потом работаешь по другой, а мечтаешь о третьей. Тут уже не до Болоньи. Сначала бы разобраться, почему у нас такой беспредел с вузами, дипломами, знаниями?
Причина кроется еще в коммунистах. В советское время под воздействием разрушительных идей о всеобщем равенстве была внедрена идея о стопроцентном количестве людей со средним образованием. Советская школа была преобразована в институт морального террора детей, из которых делали предметников-многоборцев. А многоборцы, как известно, рекордов не ставят.
Фактически в каждом классе «средней» школы программу в полном объеме осваивали лишь один-два ученика. Но аттестат получали все! Сохраняется это явление и сейчас. Отныне уже не среднее, а высшее образование стало стопроцентным благодаря появлению многочисленных «коммерческих» вузов и безграничному распространению «контракта» в государственных университетах.
В это же время происходила девальвация полученных в университетах знаний, потому что работодателям не нужны фундаментальные специалисты, а нужны те, кого можно за несколько месяцев обучить азам новой «рыночной» работы.
В этих условиях нашему государству нужно было быстро начать реформу образовательной отрасли. Вместо этого вузовская элита, спекулируя на природных желаниях родителей абитуриентов, раскрутила цены на учебу и «образовательные услуги» (зачеты, экзамены за деньги; подготовка и прием в вузы).
Но какой смысл получать образование, которое мало что значит? На всю страну лишь несколько факультетов дают знания, востребованные рынком. Все остальное – просто профанация.
Гибкость и мобильность сегодняшней экономики загнали в тупик наше фундаментальное образование. Получается, что не надо учиться четыре-пять лет подряд, овладевать сложными теоретическими знаниями, чтобы потом не знать, что с ними делать.
Украина на каждом шагу отчитывается о болонских стандартах, о быстром приближении к Европе, но на какой основе это все происходит? Фактически на советскую систему учебы насаждается система названий, заимствованных из западной системы. И все. Какая европейская триступенчатость, когда западный «бакалавр» граничит с советским «специалистом», а магистр в наших условиях становится неизвестно кем?
В Европе выполнение магистерской работы становится свидетельством научных достижений дипломанта, его подготовки к докторантуре. А у нас магистерская – это просто переделанный диплом специалиста. Не говоря уже о таком «ноу-хау», как магистр по пятилетней программе обучения (изобрели в университете им. Шевченко)! Во всем мире для подготовки магистра нужно шесть лет, а у нас это успевают сделать за пять.
Главный уровень подготовки вузовского преподавателя – написание диссертации. Здесь у нас всем руководит Высшая аттестационная комиссия, которая живет по правилам советского НКВД.
«Инквизиторы» из ВАК каждый год выдумывают новые требования для осложнения жизни аспирантов. Но эти требования имеют преимущественно формальный характер, не касаясь качества работ. Когда в науке на первый план выходит не содержание работы, не ее научная ценность, а... правильно оформленный список использованной литературы, это уже не наука, а фабрика рефератов.
Присоединение Украины к Болонскому образовательному процессу – это пока такой же призрак, как нормальное проведение футбольного Евро-2012. Под дымовой завесой болтовни о развитии образовательной отрасли происходит профанация высшего образования как такового.
В этом вопросе, как и во многих других, мы продолжаем оставаться в одном цивилизационном потоке не с Европой, а с Россией. Там девальвация высшего образования происходит схожим путем, и ее разрушительные проявления сдерживает лишь относительно большое количество так называемых «всесоюзных» вузов с традиционно высоким уровнем знаний.
Со всем этим надо что-то делать. Иначе скоро, в условиях пресловутого кризиса, дворниками будут работать магистры управления, грузчиками – аспиранты-культурологи, а сторожами – специалисты по международным отношениям.
А министр просвещения в это время будет гордо рапортовать о приближении нашего вагончика к болонской станции скоростного трамвая.
Федор Михайловский, From-UA