К нынешнему Дню шахтера угледобывающая отрасль подходит в самом худшем за годы независимости состоянии. И виной тому не мировой кризис, а работа правительства. В 2008 году показатели по отрасли пошли в рост по сравнению с 2007 годом. Премьер Тимошенко сразу же воспользовалась статистическими данными и заявила об успешной работе правительства по восстановлению угольной отрасли. Но каким образом Кабмин смог улучшить ее состояние, не предприняв для этого ни единого шага?
Невероятные успехи. Чужие
Ответ прост - все улучшения были результатом работы предыдущего Кабинета Министров, возглавляемого Виктором Януковичем. То, что статистика показала рост только в 2008 году, - следствие временного люфта между реальными действиями по спасению отрасли и их видимыми результатами.
Правительство Януковича, работавшее в 2007 году, погасило долги госбюджета перед отраслью и обеспечило - впервые за все годы независимости - своевременное и 100-процентное финансирование всех текущих бюджетных программ. Полностью были погашены долги по заработной плате на работающих предприятиях (а это более 100 миллионов гривен).
Впервые за последние пятнадцать лет на шахтах были своевременно введены тарифные ставки, соответствующие законодательно установленному уровню минимальной заработной платы (средняя зарплата выросла на 49%). Были увеличены ассигнования на отраслевую науку, реструктуризацию, значительно увеличены капитальные вложения в охрану труда. На реконструкцию и техническое переоснащение шахт было направлено и освоено 1 млрд. 612 млн. грн. - на 532 млн. грн. больше, чем в 2006 году.
Приоритетом в развитии отрасли для правительства Януковича стало восстановление и расширение фронта работ. За 2007 год удалось ввести в эксплуатацию 163 новые лавы - на 28 лав больше, чем в 2006 году. На конец года сложилась ситуация, когда в действие вводили больше лав, чем выводили из эксплуатации. Было принято решение о строительстве трех новых шахт - во Львовской, Донецкой и Луганской областях.
Важные преобразования произошли в кадровых и социальных вопросах. Для решения проблемы руководящих кадров отрасли организовали курсы по обучению молодых начальников участков - резерва главных инженеров и директоров шахт. Начали возрождение и активное усиление социальной составляющей в работе отрасли, охватывая все пространство жизни шахтера - условия его труда и быта, здоровья и отдыха.
Принятый уже при нынешнем правительстве Закон Украины "О повышении престижности шахтерского труда" был подан в парламент представителями фракции Партии регионов еще в 2007 году. Тогда же началась реализация программы по изменению системы обеспечения промышленной безопасности, поскольку существующая на тот момент система была нацелена на ликвидацию аварий и травм, а не их предотвращение.
Кроме того, в конце 2007 года был разработан "Комплекс мероприятий по усилению работы по предотвращению несчастных случаев и уменьшению риска возникновения аварий" с учетом трагических событий на шахте им. А.Ф. Засядько.
Все эти факторы, а также своевременное и полное финансирование работы отрасли, принесли свои плоды, которыми и решила воспользоваться нынешняя власть. Но, радуясь растущим показателям, Кабинет Министров Юлии Тимошенко совершенно не думал о ближайшем будущем, когда заложенный правительством Януковича ресурс будет исчерпан. И сегодня это будущее наступило.
На самотек
Весьма удачный для отрасли 2008 год уже заложил предпосылки к проблемам 2009 года. Номинальные показатели росли, отрасль работала на государство. А вот государство работать на отрасль отказалось.
За 2008 год в Украине добыто 77,6 млн. тонн угля, что на 2,1 млн. тонн (2,8%) превышает показатель 2007 года. Угледобывающие предприятия Украины провели 455,6 км раскрывающих и подготовительных горных выработок - на 0,9 км меньше, чем в 2007 году. Предприятия Минуглепрома в 2008 году отгрузили потребителям 29,3 млн. тонн угольной продукции, что на 215 тыс. тонн превышало показатель 2007 года.
В то же время объем товарной угольной продукции, произведенной государственными предприятиями, составил 27,93 млн. тонн. По сравнению с 2007 годом этот показатель уменьшился на 213 тыс. тонн (на 0,8 %). Фактическая себестоимость 1 тонны товарной угольной продукции в 2008 году составила 599 грн. 81 коп. (в январе 2008 года - 678 грн. 18 коп.).
Рост себестоимости по сравнению с 2007 годом составил 163 грн. 53 коп. (на 37,5%). Убытки от выпуска товарной угольной продукции, без учета средств государственной поддержки, составили 4071 млн. грн. и увеличились по сравнению с 2007 годом на 124 млн. грн.
Уже в прошлом году произошло заметное уменьшение государственного финансирования программ: государственной поддержки на строительство, техническое переоснащение и капитальный ремонт горношахтного оборудования с 29% в 2007 году до 27% в 2008 году; охраны труда и повышения техники безопасности - с 1,8% до 1,4%.
Средства, которые должны были идти на техническое переоснащение (уменьшены на 514 млн. грн.) и программы реструктуризации (меньше на 116 млн. грн.), шли исключительно на проедание.
Госбюджет на 2009 год еще более усугубил проблемы в отрасли. Резко снизили финансирование производственных программ. В частности, бюджетом утверждены расходы в сумме 5760,7 млн. грн., что почти на 2 млрд. грн. (или на 25,6%) меньше объема бюджетных ассигнований в 2008 году.
А если вычесть из этих расходов 4075,8 млн. грн. (71%) на пенсионное обеспечение работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, и членов их семей, которые не относятся к расходам, связанным с государственной поддержкой угледобычи, то реальное финансирование отрасли составит всего 1684,7 млн. грн. - в 4,6 раза (!) меньше уровня 2008 года.
Особенно опасным для дальнейшего существования отрасли является уменьшение объемов государственного финансирования следующих производственных программ угольной промышленности:
- "Охрана труда и повышение техники безопасности на угледобывающих и шахтостроительных предприятиях" - в 3 раза;
- "Прикладные научные и научно-практические разработки, выполнение работ по государственным целевым программам и государственному заказу в угольной промышленности" - на 4 млн. грн.;
- "Реструктуризация угольной и торфодобывающей промышленности" - на 20%;
- "Горноспасательные мероприятия на угледобывающих предприятиях" - на 42 %.
На такие программы, как "Государственная поддержка предприятий по добыче каменного угля, лигнита (бурого угля) и торфа, на строительство, техническое переоснащение и капитальный ремонт горношахтного оборудования" и "Мероприятия по передаче объектов социальной инфраструктуры в коммунальную собственность" в госбюджете средства не выделены вовсе.
Правда, премьер пообещала в этом году выделить 5 млрд. грн. из Стабилизационного фонда на удешевление кредитов, финансирование инвестиционных проектов по строительству и техническому переоснащению угле- и торфодобывающих предприятий, проекты повышения техники безопасности шахт, а также проекты ликвидации шахт. Но само существование Стабилизационного фонда у многих экспертов вызывает сомнение.
Так, директор консалтингового агентства "ААА" Сергей Наливка отметил: "Тимошенко ездит по регионам и на любую тему, по любой отрасли обещает выделить деньги из Стабилизационного фонда. Но дело в том, что в самом этом фонде где-то 275 миллионов гривен, его не хватит даже на годовое поддержание штанов Кабмина".
Так что рассчитывать угольщикам на эти средства не стоит.
Недостаточное финансирование и отсутствие реальных программ в отрасли уже дают свои результаты. На конец 2007 года работал 251 очистной забой; на конец 2008-го - уже 234, а на 1 августа 2009-го - 213. С начала текущего года введены в действие 64 лавы, а выбыли из эксплуатации - 82.
Нарастает неконтролируемый процесс свертывания угледобычи (с начала года, по сравнению с 7 месяцами 2008 года, объем добычи упал почти на 3 млн. тонн). Возрастает себестоимость угледобычи. Цена на угольную продукцию покрывает лишь 64 копейки затрат из каждой гривны ее себестоимости, тогда как еще в 2006 году этот показатель составлял 74 коп., а на протяжении 2007-2008 годов - 68 коп.
Критическая ситуация сложилась с остатками угля на складах шахт и обогатительных фабрик. Сегодня там лежит 2,7 млн. тонн продукции, из которых 2,6 млн. - на складах предприятий, подчиненных Минуглепрому. Тогда как на частных предприятиях, на которые приходится более 40% от всей добычи по Украине, - остатки составляют всего 100 тыс. тонн угля. Эти данные свидетельствуют как минимум об отсутствии системного подхода к распределению произведенной продукции.
Нынешний год стал первым, когда правительство не утвердило баланс расхода топлива и электроэнергии в стране. И это дало толчок к внедрению коррупционных схем в процессе закупок топлива. Уголь закупался у коммерческих структур (иногда даже иностранных), в то время как госпредприятия вынуждены простаивать и накапливать долги.
Группа депутатов от Партии регионов направила по этому поводу запрос в Генпрокуратуру, СБУ, МВД, однако мотивированный ответ до сих пор не получен.
Вопреки заверениям Тимошенко, отрасль не только не преодолела кризис, а все больше в него погружается. Реальная работа структур, ответственных за угледобычу, подменяется сегодня различными пиар-кампаниями. И это только подстегивает кризис в угольной промышленности.
Украина должна в ближайшее время вернуться к системной работе в угольной отрасли. В противном случае мы рискуем уже через несколько лет, имея огромные собственные запасы угля, оказаться полностью зависимыми от его импорта.
Источник - КИД