Праздник Успения (кончины) Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью по новому стилю — 28 августа.
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.
Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы».
В Библии ничего не говорится об Успении, но рассказ об этом событии сохранен в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.
По преданию, после Вознесения Иисуса Христа, Пресвятая Матерь Божия жила на земле еще довольно долго: одни христианские историки говорят о десяти годах, другие считают 22 года. Согласно завещанию Сына, Богородица оставалась на попечении апостола Иоанна, который заботился о Ней как сын. Она жила в его доме. Пребывая в Иерусалиме, Пресвятая Богородица любила посещать те места, где бывал Господь, и часто молилась там. Как говорится в предании, день Её кончины был открыт Богородице архангелом Гавриилом, который известил Её об этом за три дня. Пресвятая Богоматерь, обрадованная этой вестью, рассказала о ней апостолу Иоанну и стала готовиться к Своей кончине. Когда это произошло, рядом не было никого кроме Иоанна (другие апостолы разошлись по всему миру для проповеди), однако чудесным образом все они к этому дню собрались в Иерусалиме. Не было лишь апостола Фомы. С зажженными светильниками, с пением псалмов, апостолы погребли Богородицу, как она велела, в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей. На третий день до Иерусалима добрался опоздавший на погребение апостол Фома. Желая проститься с Пресвятой Девой, он вошел в пещеру и обнаружил ее пустой. Тела Пресвятой Девы не было, остались только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы Он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Вечером того же дня, по преданию, Богородица явилась апостолам и сказала им: "Радуйтесь! Я всегда с вами".
В честь этого события 27 августа за вечерним Богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери. Святая Плащаница находится посреди храма до чина погребения. С Крестным ходом проносят Плащаницу вокруг храма, а потом все верующие входят в храм, проходя под нею. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно - в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы).
Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая — спожинать означало дожинать. Слово спожинки превратилось в госпожинки по созвучию со словом госпоженка, как иногда в народе называли Богоматерь.
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПЕЧАЛИМСЯ В ДЕНЬ СМЕРТИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, А ПРАЗДНУЕМ ЭТО СОБЫТИЕ?
Потому, что одно уже слово "успение" показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь.
Каждый человек боится смерти, а точнее, страшится при мыслях о ней (самую минуту смерти люди переживают по-разному). Это понятно: смерть неестественна для человека. Бог, создавая первых людей, творил их не для того, чтобы они умерли. Смерть после грехопадения первых людей стала уделом всего человечества. Иисус Христос, по свидетельству Евангелия, тоже пережил тяжкие душевные страдания, «скорбел смертельно» перед распятием на кресте. И именно для того, чтобы спасти человека от смерти, воплотился Сын Божий. Он прошел весь путь человека до конца, после смерти Своей душой сошел во ад и разрушил его.
После Воскресения Иисуса Христа смерть перестала быть уходом во тьму забвения. Для верующего во Христа человека смерть становится таинством рождения в новую жизнь. Все усопшие ожидают своего воскресения из мертвых, которое произойдет при Втором пришествии Христа. Кончина Божией Матери и стала примером глубоко христианского переживания смерти как таинства перехода в новую жизнь и встречи с Господом.
Святая Церковь старается и в нас вселить такое же безстрашие к смерти, а умерших называет усопшими, то есть уснувшими. Блаженная жизнь с Богом, Богородицей, святыми и своими близкими в будущем настолько несомненна для христианина, что он воистину смотрит на смерть только как на сон.
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ:
По народному календарю, в этот день завершали жатву. Окончание сбора урожая сопровождали обрядом: на полосе оставляли горсть несжатых колосьев. Рядом закапывали хлеб и соль. Если до праздника успеть собрать хлеб и начать пахоту, то на следующий год земледельца ждал большой урожай: «До Успенья пахать – лишнюю копну собрать». Еще в этот день начинали солить огурцы: «На Успение огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить».
С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и празднуют первые осенины - первую встречу осени. Успение - последний день отлета ласточек, а также, по народным представлениям, с этого дня у лягушек «зарастает рот» и они перестают квакать.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:
28 августа отмечается третий Спас — ореховый, предваряющий начало «бабьего лета».
Католическая церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы (Assumption of Mary) по старому стилю — 15 августа.
В некоторых европейских странах: Голландии, Франции и других - день Успения Божией Матери (15 августа) является общенациональным праздником и нерабочим днем.