Все более очевидно, что Украина живет по принципу денди конца позапрошлого века: «можно обойтись без необходимого, но нельзя без излишнего». Нищая страна с находящейся в агонии экономикой, с давно убитыми медициной, образованием, со стремительно нищающим населением имеет государственные игрушки, содержание которых не по карману даже самым богатым странам. Причем речь идет именно о дорогостоящих игрушках, не имеющих никакой пользы, а зачастую и откровенно вредных.
В полной мере это относится к отечественной погранслужбе, насчитывающей более 50 тысяч военнослужащих. Для сравнения – погранвойска НКВД СССР на нынешних украинских границах перед 22 июня 1941 г. имели более чем в два раза меньшую численность.
И это при том, что они обеспечивали не только реальный режим «границы на замке» (не литвиновскому чета), но и нацеливались на отражение первого удара противника до подхода армейских частей. И эту задачу советские пограничники выполнили с честью – ни одна застава без приказа после начала войны не отступила.
Кстати, показательно, что на сайте ГПСУ история ее излагается начиная с каких-то мифических пограничников киевских князей и гетманов, но про подвиг советских пограничников (не только защитивших рубежи Родины, но и на протяжении всей Великой Отечественной считавшихся одними из самых боеспособных подразделений и неизменно бросавшихся на самые тяжелые участки фронта), не сказано ни единого слова.
Зато на сайте Кабмина в разделе посвященном ГПСУ (готовился самими журналистами-пограничниками под личным руководством чрезвычайно любящего пиар генерала армии Литвина) в качестве иллюстрации находится фотография генерала армии Георгия Жукова и маршала Монголии Хорлогийна Чойболсана во время сражения на Халхин-Голе в 1939 г. (http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=157135&cat_id=43169)
Что это означает – растолкуют разве что опытные психоаналитики-фрейдисты. Но можно предположить, что Николай Михайлович тонко намекает, что звание генерала армии для него мелковато и он тоже должен получить маршальские погоны.
То, что в Украине маршалов пока не ввели – особого значения не имеет. Даром что ли старший братец в Раде сидит - возьмет и введет, с другими фракциями всегда можно сторговаться. Сумел же Вава бесперспективного армейского майора, служебный потолок которого в аттестациях определяли не выше замкомандира батальона, за несколько лет провести к высшему воинскому званию страны.
Не менее впечатляющие цифры мы увидим, если возьмем послевоенный период. Максимальная численность ПВ КГБ СССР составляла менее 240 тыс. человек. И это с учетом того, что общая протяженность границ Советского Союза составляла более 65 тыс. км. (т.е. в несколько раз больше чем у нынешней Украины). Также следует учесть, что в составе ПВ было три дивизии, предназначенных не для охраны границы, а для участия в полноценных боевых действиях (принимавшие в 80-х годах участие в войне в Афганистане) и отдельный погранполк дислоцированный в Берлине, задачей которого было отражение удара сил НАТО.
Если даже учесть численность упомянутых соединений, то на один погонный километр в СССР приходилось 4 пограничника, в РФ (у которой более чем достаточно проблем на границах) – 2,5, а в сверхбогатой Украине – почти 7(!).
Более того, ГПСУ превратилась в настоящего монстра – она имеет 2 отдельных авиаэскадрильи, 2 авиаотряда, отдельное авиазвено, боевые вертолеты, 4 отряда морохраны, 2 дивизиона морских катеров, группу катеров морохраны «Днепр», 52 речных боевых катера (что больше всей Пинской военной флотилии, включая ее Днепровский отряд, в 1941 г.), аэроботы, мобильный погранотряд, подразделения спецназа.
Как видим, это уже не собственно погранохрана, а полноценная армия, способная полноценно вести самостоятельные боевые действия и выполнять «специфические функции» внутри страны. Кроме того, в ГПСУ есть собственная разведслужба, согласно законодательству (пролоббированного спикером) имеющая право осуществлять оперативно-разведывательную деятельность на территории Украины.
И Владимир Михайлович, так любивший некогда горестно рассказывать, как за ним незаконно следит СБУ вовсе не брезгует получать от брательника распечатки телефонных разговоров депутатов (в том числе и софракционников) и давать поручения погранразведке собирать компромат на интересующих его политиков.
Скажем, литвиновские разведчики до сих пор прослушивают Януковича, Тимошенко и Яценюка в рамках заведенного ОРД «Шлях» по… «способствованию организации канала нелегальной миграции» (понятно, что фамилии при этом не упоминаются и задание по прослушиванию дано только по конкретным телефонным номерам).
А ценность получаемой «джеймс бондами» ГПСУ развединформации не может не потрясать.Тратятся огромные средства, чтобы доложить – на российской погранзаставе место ушедшего на пенсию прапорщика Иванова занял прапорщик Петров, а жители приграничных районов ПМР «поддерживают украинофобскую политику РФ».
Чем же занимается махина ГПСУ, подобной которой нет нигде(!) в мире? Cекрет Полишинеля – поставленным на конвейер крышеванием контрабанды. О его масштабах можно судить по тому, что ни один товарный контейнер не проходит через границу без соответствующей уплаты (по братски разделяемой с таможенниками).
Это за считанные месяцы после назначения «брата-2» превратило семейство Литвинов в олигархическое. Да и примитивные откаты при масштабах ГПСУ приобретают вполне неплохие размеры. Например, при закупке нескольких десятков новейших погранкатеров типа «Galia-640» и «Hevy Duty 460» (происходивших под личным кураторством Николая Михайловича) откат только с одного катера достигал $650 тыс. (частично передавался кэшем через генерала Феенко).
Однако абстрагируемся от Литвина-джуниора. В конце концов, если даже теоретически допустить, что его сменщиком станет кристально честная и бескорыстная личность, то и тогда существование ГПСУ ничем не будет оправдано. О том, что усиленно наращиваемая Литвиным армейско-силовая функция является бредовым анахронизмом доказывать не стоит – это очевидно.
Но и остальные функции пограничников нуждаются в кардинальном пересмотре. Например, с какой радости Украина должна отлавливать, тратя на это огромные государственные средства, направляющихся в страны ЕС нелегалов (которых потом иногда годами приходится содержать за счет украинских же налогоплательщиков)?
Это проблема Европы – если хотят, то пусть сами и выстраивают «железный занавес». Вместо этого с подачи Н.Литвина и Огрызко Украина подписала с ЕС договор о реадмиссии, согласно которому Евросоюз может отправить к нам практически любого, пойманного на своей территории, нелегала и никого не будет волновать, что прибыл он из Африки, переправившись через Средиземное море. Зато какой доходный перпетум-мобиле для ГПСУ – за деньги переправляют несчастных азиатов через границу, возвращают их из ЕС – оплата за повторную переправку…
А возведение колючки и прочих фортификационных изысков по границам с РФ и РБ, между братскими народами – прямое преступление. Если в ЕС – это безвозвратно ушедшее прошлое эпохи «холодной войны», то Литвин ради получения откатов и новых жестянок на грудь от Ющенко готов возвести Берлинскую стену на украинско-российской границе.
Тем более не может служить оправданием существования ГПСУ «борьба с контрабандой». Для этого более чем достаточно таможенников, которые в крайнем случае могут усилить свою силовую компоненту…
Что остается в сухом остатке? Обычное поддержание порядка в погранполосе и проверка паспортов на границе, для чего более чем достаточно специализированной пограничной милиции в составе МВД. По подсчетам специалистов, для исполнения этой функции хватит не более пятой части от нынешнего количества личного состава ГПСУ. Именно подобная схема эффективно действует практически во всем цивилизованном мире (за исключением стран, действительно нуждающихся в силу геополитических особенностей в сильных погранвойсках) и, ни у одного государственного лидера не возникает бредовой мысли создавать силовую мегаструктуру с авиацией, флотом и спецслужбой.
И претенденты в чойбалсаны тогда не появляются…
Дмитрий Донато, Oligarh.net