Похоже, Украина во имя солидарности с режимом Саакашвили готова рискнуть пятой частью доходов от своей внешней торговли. Из общего объема украинского экспорта в 14,3 млрд. долл. на долю российского рынка приходится 2,8 млрд., и к этому показателю не приближается ни одна страна мира. Однако оранжевому Киеву это, видимо, малоинтересно, особенно, если из-за океана есть указание милитаризировать сумасшедших, которые используют системы залпового огня против мирного населения...
Иногда складывается ощущение, что власти Украины утрачивают элементарное чувство самосохранения и последние остатки совести. Яркой иллюстрацией этого является вновь возникший вопрос с поставками оружия в Грузию.
Для международного сообщества давно перестало быть секретом, что инициатором августовской войны на территории Южной Осетии был именно режим Михаила Саакашвили.
Даже США стали осторожнее поддерживать своего протеже (что выражается в молчаливом отказе помочь ему справиться со всё более активной оппозицией). Визит Дж. Байдена и его заверения относительно непризнания Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств ещё не означают, что Вашингтон готов реально вступаться за проштрафившегося и явно неадекватного Мишико.
Более того, в Вашингтоне стали лучше понимать, какие потери в смысле международной репутации могут понести США в случае, если их политику и дальше будут связывать с перевооружением Грузии (по крайней мере, явным).
В своем интервью от 30 июля с. г. бывший посол США в Киеве С. Пайфер (активно включённый в процесс формирования позиции новой администрации по Украине и Грузии) заметил: «…мне кажется, что они [россияне] могли бы проследить за тем, как США помогают Грузии после конфликта – реализуется масштабная программа помощи, но эта помощь, в первую очередь, направлена на экономическое восстановление и подобные мероприятия.
Не думаю, что поставки Грузии оружия будут находиться на первом месте в чьем-то списке приоритетов в США. И суть в том, что нет никакой реальной помощи в сфере обороны, которую США могли бы предоставить Грузии, которая бы обеспечила грузинам возможность обороняться против России, не говоря уже о том, чтобы вернуть Южную Осетию и Абхазию».
Относительно нежелания поставлять оружие в Грузию Пайфер, конечно, перегнул – такое желание есть всегда (как минимум – у производителей оружия). По открытой статистике ООН, США ни в 2006 г., ни в 2007 г. оружия тбилисскому режиму не поставляли, но тем не менее оно там почему-то постоянно обнаруживалось во время августовской войны.
Просто теперь такие поставки будут производиться ещё более скрытно, чем в предыдущие годы. Скорее всего, будут активнее использоваться различные квазигосударства (или явно подконтрольные, вроде Украины). Тем более что неудачи всегда можно списать на них же.
Со своей стороны Украина уже давно не заботится о своём внешнеполитическом реноме. Разве может быть что-то более важное, чем интересы тбилисского кума и кураторов из вашингтонской администрации? Ющенко и К° абсолютно всё равно, что будут думать соседи Украины и какое мнение о ней сформируют, – лишь бы давали кредиты.
Но есть страна, которая не может равнодушно взирать на то, как «оранжевые» подливают керосина в кавказский пожар. 4 августа статс-секретарь – заместитель главы МИД РФ Г. Карасин заявил, что «российская сторона считает недружественной политику Киева в вопросе поставок военной техники в Грузию».
Реакция украинского руководства была предсказуемой: «Украина ведет торговлю в рамках международного законодательства, а в отношении Грузии официальные санкции введены не были».
Украинский МИД не постеснялся сослаться на открытую статистику ООН о торговле оружием, согласно которой в 2008 г. в Грузию было продано всего ничего: один танк Т-72, 15 БМП-1, 25 бронетранспортеров и пулеметы (количество не уточнено).
Кто поверит, что Киев ограничился этой сущей безделицей? Чего стоит один лишь факт, установленный парламентской комиссией по расследованию поставок оружия в Грузию во главе с Валерием Коновалюком, когда по указанию президента Ющенко был снят с боевого дежурства и за бесценок продан Грузии современный ракетно-зенитный дивизион «Бук М1».
А вспомнить захват сомалийскими пиратами судна «Фаина» или арест в Нигерии украинского самолета с оружием на борту. История с оружейным грузом «Фаины» затихла, но кто был его реальным получателем, до сих пор неизвестно. Между тем любой специалист по морским перевозкам может на пальцах объяснить, каким образом оружие с «Фаины» могло бы оказаться в Грузии (например, после нехитрых манипуляций со сменой порта прописки судна).
Кроме того, Украина так до сих пор и не получила от Грузии деньги за поставленное в прошлые годы оружие, что в принципе сводит на нет любую аргументацию властей, что это «только бизнес».
Не впечатлило украинское руководство и предупреждение российской стороны о возможном введении санкций: «Прорабатываются различные варианты экономических мероприятий относительно стран или отдельных заграничных фирм, которые поставляют в Грузию вооружение и военную технику».
Складывается впечатление, что Украина во имя солидарности с режимом Саакашвили готова рискнуть – и это во время кризиса! – пятой частью доходов от своей внешней торговли.
По данным Госкомстата (правда, за период январь-май 2009 г.), из общего объема украинского экспорта в 14,3 млрд. долл. на долю российского рынка приходится 2,8 млрд., и к этому показателю не приближается ни одна страна мира.
Однако оранжевому Киеву это, видимо, малоинтересно, особенно, если из-за океана есть указание милитаризировать сумасшедших, которые без тени сомнения используют системы залпового огня против мирного населения.
Андрей НОВАЦКИЙ, ОДНА РОДИНА