…А потом каждый свое. Это присловье из старого анекдота невольно вспоминается, когда заходит речь об украинских регионах – донорах и реципиентах. Исторически сложилось, что юго-восток Украины (в первую очередь Донецкая, Днепропетровская, Харьковская и Луганская области) всегда был одним из основных источниках наполнения государственного бюджета страны.
Деньги, заработанные именно в этих регионах, давали Украине возможность жить и развиваться, а также дотировать западные депрессивные регионы, выходцы из которых уже 18 лет рассказывают гражданам юго-востока, что те – «плохие украинцы».
Периодически оранжевая власть бралась доказывать, что все обстоит иначе и чуть ли не западные области на самом деле кормят юго-восток. Однако реальность – вещь весьма суровая, о чем лишний раз свидетельствуют данные, приводимые Госкомстатом за период январь-июнь 2009 года, и их отношение к такому же периоду 2008 г.
Внутриполитическая стабильность государства чаще всего зависит не от боеспособности милиции, не от эффектной деятельности руководства страны, а от простого и универсального показателя – размера заработной платы и наличия / отсутствия задолженности по ней, поскольку именно уверенность в том, что работающий человек сможет прокормить свою семью, держит ситуацию в определенных рамках.
Отслеживая динамику изменения заработной платы с начала года, поначалу приходишь к выводу, что в стране все в целом не так уж плохо. Так, за период с января по июнь 2009 г. в среднем по Украине зарплата выросла с 1665 до 1812 грн. Причем такая позитивная динамика наблюдается по всем регионам. Да и индекс реальной зарплаты июня по отношению к маю явно вырос.
Правда, уже на этом этапе начинаются небольшие вопросы. Странным образом в бывших и до кризиса депрессивными западных областях (кроме традиционной Тернопольской, сюда можно отнести Ивано-Франковскую, Хмельницкую и Черновицкую) намечается значительно более интенсивный рост реальных зарплат.
В той же Тернопольской области прирост за июнь (по отношению к предыдущему месяцу) составил 110,5%, при этом в Донецкой области этот показатель составляет 105,9%. Примерно то же соотношение между Черновицкой и Днепропетровской областями: 109,5% против 105,9%.
Может быть, эти области в период кризиса стали кардинально лучше работать и зарабатывать больше денег? Нет, не стали.
К сожалению, данных о валовом региональном продукте за 2009 г. еще нет, но даже если просто экстраполировать данные предыдущих лет (скажем, по Донецкой и Тернопольской областям), то в среднем первая в 11 (!!!) раз опережает по этому показателю вторую. Даже если учесть общее падение показателя вследствие кризиса, все равно Тернопольская область вряд ли стала работать настолько лучше.
Можно привести и свежую статистику объемов экспорта (что косвенно позволяет говорить о потенциале области) за период январь-май.
Показатель Тернопольской области составил 38,1 млн. долл. (что составляет 66% от показателя 2008 г. и 0,3% от общего объема экспорта за обозначенный период), а Черновицкой – 42,2 млн. долл. (и те же 66% и 0,3%).
При этом показатель Донецкой области – 3,6 млрд. долл. (63% к показателям 2008 г. и 25,1% в общей объеме экспорта), а Днепропетровской - 1,9 млрд. долл. (33% и 13,3%). Цифры просто не соизмеримы.
И вот тут мы подходим к главному. Логично было бы предположить, что раз эти области все еще работают достаточно эффективно, то и проблем с заработной платой у них должно быть поменьше. Но не тут-то было! Наградой юго-востоку за 18 лет дотирования разнообразных «украинских Пьемонтов» стала политика: «Свои проблемы решайте сами, но деньги в бюджет отдавайте исправно».
Сначала о задолженностях по основным промышленным центрам юго-востока: Донецкая область – 356 млн. грн., Луганская – 148 млн., Харьковская – 136 млн., Днепропетровская – 94 млн. Причем на эти области приходится более 30% всех работающих украинцев (3,2 млн. из 10).
А теперь для сравнения уже упоминавшиеся Тернопольская и Черновицкая – 13,3 и 6,3 млн. грн.
Каким-то феноменальным (иначе не скажешь) образом, вечно убыточные области, на которые из бюджета ежегодно тратятся огромные средства, оказываются в более выигрышном положении, особенно по сравнению с теми, на чьи деньги они преимущественно и живут.
Вряд ли подобная ситуация могла возникнуть без непосредственного участия оранжевого руководства, поскольку львиная часть доходов с мест направляется в Киев, откуда перераспределяется назад в регионы (собственно, порочность этой системы и стала одной из основных причин идеи федерализации страны).
Таким образом, именно нынешняя оранжево-сердечная власть решает, какие из регионов нужно поддержать, а про какие можно временно и «забыть».
В принципе ситуацию можно было бы списать на временные трудности кризисного периода, однако, настораживает то, что подобная тенденция складывается в пору раскрутки предвыборной кампании.
Уже очевидно, что подсчет голосов после президентских выборов будет, мягко говоря, непростым. Тем более что на победу вполне серьезно настроились минимум три кандидата – Тимошенко, Яценюк, Янукович, а с учетом раскручивающегося дела Пукача к этой компании может вполне добавиться и Ющенко. Соответственно идет смертельная битва за электорат.
Инициаторы оранжевых проектов уже поняли, что симпатий юго-востока никому из них не добиться, а значит, основные усилия нужно сконцентрировать на западноукраинском направлении. При этом действовать в двух направлениях:
1. Заручиться поддержкой электората для себя лично.
2. Обеспечить высокий уровень морали западноукраинского электората (особенно таких «боевых» и идеологически проверенных областей, как Тернопольская, Черновицкая, Ивано-Франковская) для возможного отстаивания результатов одного из оранжевых кандидатов (фактически – для Майдана-2).
В таких условиях кормить электорат «противника» – боже упаси! Более того – его нужно обдирать как можно интенсивнее (тем более, что шансов охватить его практически нет). А там глядишь, если еще пару месяцев зарплату не платить, то и самого «неудобного электората», который все больше по-русски говорит да не хочет в церквях УПЦ КП молиться, поменьше станет.
Опять же можно будет попробовать на волне массовых невыплат зарплат и неизбежного роста криминальной активности снова попугать как западноукраинцев, так и Запад в целом «донецкими бандитами», которые «снова рвутся к власти».
А если еще удастся «разъяснить» избирателям юго-востока, что в их бедах виновата не действующая власть, а, например, Партия регионов, которая, якобы, не дает правительству принимать антикризисные законы, то будет вообще замечательно.
Андрей НОВАЦКИЙ, ОДНА РОДИНА