ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТМЕЧАЮТ РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ


07.07.2009 10:27

Сегодня, 7 июля, православные христиане торжественно отмечают рождество христианского пророка, возвестившего грядущий приход Иисуса Христа, – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Для православных это большой праздник – рождество Пророка, который в полтора года остался круглым сиротой, а погиб, когда ему было около 30 лет, из-за того, что обличал царя Ирода в прелюбодействе.

 

Родителями Иоанна Предтечи были пророк и священник Захария и Елисавета, которая также была из священнического рода. Они были украшены всеми добродетелями, однако детей у них не было, что считалось у евреев признаком гнева Божия и большим несчастьем. Когда супруги находились уже в очень преклонном возрасте, Захария, войдя во время богослужения во святилище, увидел архангела Гавриила.

 

Тот сообщил, что у Елисаветы родится сын Иоанн, который «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии». На это Захария сказал: «По чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». Архангел ответил, что Захария будет нем до того дня, когда родится Иоанн – за то, что не поверил благовестнику.Окончив свою священническую череду, Захария возвратился домой в город Хеврон. В восьмой день после рождения у Елисаветы сына пришли священники для обрезания младенца. Они хотели назвать его именем отца – Захарией. Но Елисавета воспротивилась, сказав, что его надо назвать Иоанном.

 

Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Имея мужа-пророка и родив пророка-сына, святая Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому предвидению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым повелел наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, – ибо Захария возвратился в дом свой, имея как бы связанный язык».

 

Тогда священники стали знаками спрашивать Захарию о том, как назвать его сына. Тот попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». И тут же разрешились уста его, и он начал славить Бога. Молва об удивительных событиях, связанных с рождением Иоанна, дошла до Иерусалима, где жил царь Ирод. Когда через несколько месяцев после появления на свет Иоанна родился Иисус Христос, в Иерусалим пришли волхвы. Они начали спрашивать: «Где родился Царь иудейский?».

 

Ирод испугался, что появившийся на свет в Вифлееме Младенец отнимет у него власть. Через какое-то время он послал воинов в Вифлеем с приказанием убить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет, надеясь, что среди убитых будет и Царь иудейский. При этом Ирод вспомнил об Иоанне, и стал размышлять – не он ли отнимет у него власть, и послал воинов в дом Захарии. Вифлеем находился недалеко от Хеврона, поэтому до этого города дошел тот вопль, который был во дни убийств детей. В это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя череду служения своего. А святая Елисавета взяла Иоанна, которому тогда было полтора года, и бежала с ним в горы. Она со слезами молилась Богу, прося защитить ее с сыном. Когда вдалеке показались воины, Елисавета обратилась к каменной скале: «Гора Божия! Прими матерь с чадом!». И тотчас гора расступилась, и приняла Елисавету с Иоанном внутрь, скрыв их от воинов. Тогда Ирод послал в храм к Захарии своего оруженосца сказать ему: «Отдай мне сына твоего».

 

Святой Захария ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, – того не знаю». Тогда Ирод послал в храм вместе с оруженосцем воинов, дав им приказ убить пророка, если он не выдаст сына. Захарию убили между церковью и алтарем. Его кровь, впитавшись, осталась на мраморе и сделалась как камень во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения. Между тем Елисавета пребывала с сыном в расступившейся горе. В ней по Божьему повелению образовалась для них пещера. Вблизи пещеры явился источник и выросла финиковая пальма. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось. Когда же мать с сыном насыщались, пальма выпрямлялась. Через сорок дней после убийства Захарии Елисавета умерла.

 

С того времени Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия. Затем он вышел к израильскому народу. Иоанн начал говорить людям, что скоро они увидят Христа, пытался склонить их к покаянию, и крестил желающих в Иордане. Когда Христос вышел на служение, Иоанн крестил и Его. Погиб пророк, когда ему было около 30 лет.

В то время Галилеей управлял Ирод – сын того Ирода, который избил вифлеемских младенцев. Иоанн Креститель обличал его как прелюбодея и грабителя за то, что тот женился на жене своего брата Иродиаде. Тогда Ирод посадил пророка в темницу. А затем он по проискам своей жены и по просьбе ее дочери отсек Иоанну голову во время празднования своего дня рождения. Вскоре Ирода сослали в ссылку вместе с женой и ее дочерью. Дочь Иродиады зимой упала в реку, и лед отрезал ей голову. А Ирод и Иродиада, как говорит святитель Димитрий Ростовский, были «пожраны живыми землею».



Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80).

По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.

 

В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14).

 

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии.

 

Его внешний вид также соответствовал описаниям облика Илии: он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16).

 

Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей — кумранитов. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение — омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя — Креститель).

 

Принять крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн (Мф. 3: 14-15). Тем самым Иоанн Креститель проложил путь служению и учению Иисуса Христа.

 

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

 

 

Справка

 

В честь Иоанна Предтечи в Православии установлены следующие праздники: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

По материалам открытых источников

 

Комитет

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/34116/
© 2006-2008, komitet.net.ua