В МИРЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ЖЫВОТНЫХ


28.05.2009 10:18

Что нужно для того, чтобы зарегистрироваться кандидатом в президенты? Пятьсот тысяч гривен (примерно $65 тыс.) и полмиллиона подписей. И еще куча всяких бумажек. Опытные юристы, поднаторевшие в подобного рода делах, оформят их вам в два счета. Как видим, ничего сложного. Возможно, именно этим объясняется появление большого числа так называемых «технических кандидатов», которые исповедуют чисто олимпийский лозунг – «главное не победа, а участие».

 

В 1991 году в президентских выборах участвовали 6 претендентов, в 1994-м – 7, в 1999-м – 19, в 2004-м – 24. Как нетрудно заметить, в последних двух электоральных кампаниях четко прослеживается тенденция к росту количества кандидатов – “олимпийцев”. Поэтому можно довольно уверенно прогнозировать, что в выборах-2010 будут участвовать никак не меньше трех десятков претендентов. На фига это делается?

Есть по крайней мере пять основных причин, толкающих совершенно нормальных с виду людей к участию в процессе.

Первая: “отъем голосов”.

 

Считается, что “технари” очень хорошо девальвируют рейтинги основных кандидатов в президенты. Поскольку в первом туре победить нереально, то удачная комбинация второстепенных электоральных “присадок” позволит вывести на финишную прямую нужную пару с оптимальным распределением голосов.

Вторая: “площадка для слива”.

 

Зарегистрированный кандидат в президенты получает неприкосновенность и может сколько угодно глумиться над главными политическими игроками. Этот прием получил наибольшее распространение во время последней президентской кампании. Помните легендарный ролик: “Пан президент, ваша жена – американка”?

 

Появляется совершенно легальная возможность вести жесткую информационную войну в псевдоформате конкурентной борьбы. Именно поэтому, кстати, кандидатами регистрируются совершенно левые личности, которые даже потенциально не способны набрать более 0,1% голосов. Но, как говорится, “информационный осадочек” остается.

Третья: продажа квот в избирательных комиссиях”.

 

Каждый кандидат в президенты имеет право на представительство в электоральных комиссиях. Ну не мне вас учить, что тот, кто считает, тот и имеет.

 

Благодаря наличию технарей, у основных претендентов на победу появляется хорошая, а главное легальная возможность контролировать ход избирательного процесса на местах.

Четвертая: “разминка перед парламентскими выборами”.

 

Не знаю, почему, но бытует мнение, что участие в президентской кампании очень способствует раскрутке рейтинга партии. По-моему, это миф (малоипущий фактор). Помогло, например, Анатолию Кинаху участие в гонке повысить популярность Партии промышленников и предпринимателей? А кто теперь вспомнит о “Яблоке” Михаила Бродского?

 

Единственное исключение из правил – Компартия. Ну так исторически сложилось. Петр Симоненко в 1999 году даже помог Даниловичу стать президентом. Но это уже отдельная история.

 

А вот неизменный участник всех избирательных кампаний Александр Мороз очень уверенно движется к закономерному результату. Печально, но факт.

Пятая: “отдача электорального потенциала”.

 

Какие-то залетные политологи впарили нашим олигархам следующую мысль: якобы технические кандидаты способны не только отбирать голоса у основного конкурента, но и передавать их финалисту президентских выборов.

 

Типичный пример – призыв Евгения Марчука голосовать за Леонида Кучму. За это он даже получил должность секретаря СНБО. Ну, не совсем за это, но факт остается фактом. Как и то, что электорат с прибором кладет на подобные призывы и ориентируется лишь на особенности текущего момента.

Теперь проанализируем основные виды
“технических жывотных”, баллотирующихся в президенты. Начнем со старых, хорошо изученных.

 

К ним относятся:

А) “Паразиты”.

 

Самый распространенный и наиболее часто употребляемый политтехнологами вид. Кандидат маскируется под идеологический фон кандидата либо первого, либо второго эшелона. В результате получается этакий клон, который паразитирует на чужом электорате.

 

Классика жанра – Александр Ржавский, «поддерживавший» Виктора Ющенко. Или же непримиримая связка прогрессивных и обычных социалистов. А также КПУ (Петр Симоненко) и КПРС (Александр Яковенко).

 

Конечно, клонирование наиболее эффективно применяется во время парламентских гонок, однако, как свидетельствует практика, подобная методика охотно применяется и в президентской кампании.

Б) «Порученцы».

 

Кандидаты, баллотирующиеся по прямому указанию основного претендента и за его же деньги. Часто становятся «паразитами».

В) «Шантажисты».

 

Особи, пытающиеся заработать на своем участии в кампании. Как правило, выдвигаются или угрожают выдвинуться по своей инициативе, а затем ведут торги со всеми заинтересованными сторонами.

 

Короче, торгуют “электоральным воздухом”. Как правило, неудачно.

Г) «Отмороженные».

 

Действительно считают, что достойны быть президентом. От участия в кампании получают извращенное удовольствие. Суются во все дыры и крайне скандальны.

 

Как правило, одержимы какой-то одной идеей, которую и пытаются рекламировать.

Д) «Страшилы».

 

Их цель – пугать электорат. Естественно, в пользу одного из основных кандидатов. В свое время Петр Николаевич крайне удачно напугал население западных областей страны. Жители Львовской области, например, поголовно проголосовали за Леонида Даниловича.

В предстоящей избирательной кампании, кроме старых
«жывотных», могут появиться совершенно новые.

«Враги по полу».

 

До последнего времени единственной женщиной, принимавшей участие в сугубо мужских президентских забавах, была Наталия Витренко. Поскольку у нее был постоянный антипод – Сан Саныч Мороз, то проблема нейтрализации Наталии Михайловны по половому признаку остро не стояла.

 

С появлением Тимошенко в когорте «финальных» политиков, то есть потенциально выходящих во второй тур выборов, ситуация изменилась. Долгое время ей искали достойного оппонента. В ходе более чем напряженных поисков появилась следующая идея: Юлии Владимировне может достойно противостоять только женщина. С мужиками Тимошенко делает все, что хочет. Вести с ней дискуссию в разнополом формате бесполезно. Еще никому не удавалось победить этого политического трансвестита – «кыцю со стальными шарами».

 

Сначала на роль антиТимошенко пробовалась Раиса Богатрыева. Раиса Васильевна, конечно, самый подтянутый украинский политик… Однако если бы она еще и говорила, то цены бы ей не было. Хотя не факт. А напряженное, но крайне многозначительное молчание Богатыревой, помноженное на практику общения с внешним миром путем написания пресс-релизов, привело к вполне закономерному результату.

 

Так появилась Инна Германовна Богословская. С точки зрения психотипа, она вполне подходит на использование в рамках проекта «антиТимошенко». Правда, какова польза от этого «регионалам»?

 

В формате теледебатов Инна Германовна может, конечно, попить кровушки у Юлии Владимировны. А вот сколько процентов ей удастся «снять» с Тимошенко – неизвестно. Очень сырой предвыборный проект. Слишком много эмоций. Аж зашкаливает.

«ИНТЕРмальчик».

 

Арсений Яценюк, недавно получивший право вступать в официальные отношения с электоратом, является наглядным примером торжества виртуальных технологий. Идеи раскрутить на ровном месте попугая приходили в голову умным людям и раньше. Однако мешали текущие политические условия.

 

А вот сегодня, когда ведущие политики страны достали избирателей, у Арсения появился шанс стать самым успешных «технарем» в истории страны.

 

Невиданное дело – за какие-то два года войти в тройку лидеров! Янукович, Тимошенко и Яценюк. Это, согласитесь, звучит. Но явно не гордо. Кролег уверенно вышел на уровень, которого до него не достигал ни один технический кандидат. Он стал настоящим геморроем для всех, осуществив потаенную мечту всех второсортных претендентов. Это, кстати, тема для диссертации в области психиатрии.

«Швед».

 

Родоначальником и единственным представителем данного вида электоральных «жывотных» является Сергей Леонидович Тигипко. До него еще ни один нормальный, состоявшийся бизнесмен не делал подобной глупости. Играть на подхвате у Юлии Владимировны против кролега за свои же деньги…

 

Для подобного поступка надо быть очень мужественным и целеустремленным человеком с ярко выраженными суицидальными наклонностями. Возможно, Сергей Леонидович, как Данко, осветит своим поступком путь другим олигархам. И в списках кандидатов мы увидим мецената Пинчука, российского гражданина, мечтающего завладеть «Турбоатомом», аллергического швейцарского затворника и даже человека, чья фамилия созвучна со сладким брэндом «Рошен». Хотя нет, отставить. Порошенко точно не пойдет.

«Гарант на подтанцовке».

 

Виктор Андреевич Ющенко войдет в историю как первый президент, который баллотируется на второй срок в качестве технического кандидата. Причем, на подтанцовке у Яценюка.

 

Как гарант дошел до такой жизни – тема отдельного и нудного разговора. Но то, что его единственная электоральная миссия – снять свою кандидатуру в пользу кролега и тем самым лишить «ИНТЕРмальчика» как минимум пяти процентов поддержки, понятно всем.

«Суперстрашила».

 

Олег Тягнибок имеет неплохие шансы значительно усилить традиционный образ кандидата-«страшилы». Парадокс заключается в том, что у него есть реальная возможность оттяпать у БЮТ значительную часть западного электората.

 

Он является очень ценным активом для оппозиции. И живым свидетельством правоты тех политологов, которые прогнозируют значительную радиКАЛизацию украинского политикума.

Вывод: в предстоящей президентской кампании технические кандидаты сыграют чуть ли не решающую роль. Впервые складывается ситуация, когда традиционная пара финалистов может измениться.

 

Вот все прогнозируют, что во второй тур выходят Янукович и Тимошенко. А в результате там появится кролег. Вот смеху будет…

Александр Зубченко, Версии

Комитет

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/31786/
© 2006-2008, komitet.net.ua