ЕЩЕ НЕ ДНО


24.04.2009 11:26

Не успела просохнуть подпись пана Осауленко на экспресс-выпуске Госкомстата «Підсумки роботи промисловості України за січень - березень 2009 року» (его выложили на сайте Госкомстата утром 15 апреля), как Юлия Владимировна на дневном заседании правительства тут же отрапортовала о новых успехах – росте промышленного производства на 8,3% (по сравнению с февралем).

 

«Он думал, что опустился на самое дно,
как вдруг снизу постучали»


С.Е. Лец, будто специально
для пани Тимошенко и пана Ющенко


Премьер заявила, что рост продемонстрировали практически все отрасли производства, и по некоторым видам продукции он составил 50-60%. В том числе она отметила, что рост розничной торговли в марте, по сравнению с февралем, составил 11,5%, пассажирооборот увеличился на 11,4%, рост продукции в строительной отрасли увеличился на 38%, в сельском хозяйстве – на 14%.

«Это говорит о том, что наметились скромные тенденции к оздоровлению, но это далеко не оздоровление и восстановление», – с лёгкой самокритичностью сказала премьер-министр.

Эффективный менеджмент команды министров дает пусть скромный, но результат – слышится в речах Тимошенко. Не будем упорствовать и согласимся с премьером в том, что работают урядовцы так, что фуфайки заворачиваются. И дежурный оптимизм премьера понятен. До выборов меньше двух кварталов, а в экономике конь не валялся, потому положено не кошмарить электорат, а скармливать ему позитив.

Однако прольем кислоту своего скепсиса на
«скромные тенденции». Во-первых, сравнивать март с февралем необъективно. В марте на два рабочих дня больше. Мелочь, но приятно. Это довешивает примерно 9-9,5% к показателям промышленного производства. К нюансам можно добавить и такой великий праздничный день, как 8 марта, сильно напрягающий кошельки трудящихся и дающий рост розничной торговле.

Но главное то, что в марте всегда отчетливо прослеживаются сезонные колебания экономической активности. Например, в 2008 году март, имея на один рабочий день больше, чем в феврале, дал в рост 7,1%. Строительство, сельское хозяйство, торговля начинают оживать с первыми лучами весеннего солнца, подтягивая смежные отрасли.

 

Потому уместно говорить не о заявленном Госкомстатом росте промышленного производства в марте по отношению к февралю на 8,3%, а о его снижении на 0,7-1,2% (за минусом «лишних» рабочих дней).

Однако пробежимся по знаковым отраслям. Окинуть взором скептика рост
«практически всех отраслей», о чем судачила Юлия Владимировна, не позволяют размеры статьи. Сразу отметим пренеприятный факт – промышленное производство в Украине за 1 квартал 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года снизилось на 31,9%. Попутно отметим, что в России спад промпроизводства меньше в 2,2 раза.

Падение объема промышленности почти на треть означает, что украинский ВВП за этот же период скукожился никак не меньше, чем на 20%. На фоне такого чудовищного снижения валового продукта всякие умствования про начало оздоровления представляются издевательством над здравым смыслом.

 

Сначала кувалдой по темени, а потом конвульсии объявить «скромными тенденциями к выздоровлению».

Металлургия. Экспорт недрагоценных металлов за январь-февраль составил $1,838 млрд. Если так пойдет дальше, а тенденций к улучшению не обнаруживается, то за год металлурги заработают примерно $11 млрд. против $27,633 млрд. (41,2% от всего экспорта) в 2008 году.

В целом
«металургійне виробництво та виробництво готових металевих виробів» в марте выросло на 4,6%. Что означает с учетом количества рабочих дней снижение производства на 4,4-4,9%. А за I квартал в сравнении с тем же периодом прошлого года (как должно сравниваться) снижение составило 43,3%.

Автомобилестроение. Здесь лучше не поминать лихо. Однако нам сказано о росте практически всех отраслей, то извольте. Падение производства продолжается мощными темпами. Легковых автомобилей в марте по сравнению с коротким февралем выпущено на 2,9% меньше.

 

По кварталу снижение – 83% (!). Автомобили «вантажні»: в марте снижение выпуска на 41,7%, по кварталу – 94% (!!!).

Строительство. Производство цемента в марте по отношению к февралю выросло на 41%. Весьма солидно. Можно не жалея рук стучать в тамтамы. Однако, как уже отмечалось, это не плод неустанной работы министров, а всего лишь сезонные колебания.

 

Пожалуйте: в прошлом 2008 году объемы выполненных строительных работ в марте превысили февральский показатель на 40,7%. В марте текущего года рост заметно скромнее – 36,6%.

Строительная отрасль по-прежнему в глубокой дупе: «обсяг» выполненных строительных работ в I квартале по отношению к I кварталу 2008 года унизителен – 43,7%.

Розничная торговля. Рост розничной торговли в марте, по сравнению с февралем, составил 11,5%. Но это не повод восторгаться оживлением трат населения. «Оживляж» скорее надо перевести в разряд дальнейшего упадка торговли. Мартовская торговля традиционно демонстрировала бурный рост по сравнению с депрессивным февралем.

 

В прошлом году объемы торговли в марте превысили февральский показатель на 16,8%. Потому говорить про 11,5% марта 2009 года, как о поводе похвалить себя, даже без учета дополнительных рабочих дней и наличия такого сверхзатратного дня, как 8 марта, может только недобросовестный человек.

Можно ещё долго
«юзать» по лабиринтам Госкомстата, легко разыскивая повод срезать нашего премьера-правдоруба, но размеры статьи велят умерить пыл.

Вывод от всего перечисленного неутешительный: керманычам можно бы скромно умолчать о
«скромных тенденциях к оздоровлению». Толковать про экономическое дно, в которое уперли правители державу, преждевременно.

«Он думал, что опустился на самое дно, как вдруг снизу постучали».

 

До последнего времени оппозиция упорствовала в своем требовании от правительства Антикризисной программы, очевидно, с неким сводом цифирей и сроками исполнения пунктов плана действий. Даже грозились вывести народ на улицы и сковырнуть народным гневом обмишурившегося премьера и его команду.

 

Однако мартовская генеральная репетиция мирского недовольства не имела достаточного размаха, потому рассудительная оппозиция правильно предположила, что в начале садово-огородного сезона мирян массово не подбить на акции протеста, и прикрутила фитиль требований.

 

Уряду сделали очередное китайское предупреждение и в сердцах провалили законы, сверстанные под очередной транш МВФ.

Впрочем, МВФ всучит кредиты и без этих законов, ведь как-то надо спасать от дефолта филиалы западных банков, подъедающихся в Украине. Собственно, на это была изначально нацелена
«бескорыстная» матпомощь от западных кредиторов. Полагаю, МВФ удовлетворится соответствующими постановлениями правительства.

Развернутого плана действий никому не дано обозреть. Скорее оппозиция получит от мертвого осла уши, чем перечень конкретных мероприятий по преодолению кризиса.

 

Из Тимошенко тоже не надо делать лоха, чтобы она так запросто подставлялась, выписывая стратегию уряда с цифрами и датами исполнения. Чиркнуть «программу без цифр», листовку «10 шагов навстречу людям» и талмуд очередных прорывов - это в формате её популистического оттяга. Всё остальное не для сметливой Юлии Владимировны.

 

Тем более, что та наноэкономика (не в смысле её высокой технологичности, а в смысле чрезвычайной малости и элементарности), которую сконструировали в Украине, не подвластна желаниям её правителей. Вся экономика лепится вокруг горно-металлургического комплекса, химпрома и заробитчанских инвестиций в торговлю. Воспрянет внешняя конъюнктура – зашевелит ревматическими мослами и народное хозяйство. Не случится оного – тлеть до веку.

Намедни нарисовался в степях Украины главный толмач биржевых спекулянтов Джодрж Сорос и начал пророчествовать Украине карачун в облике скорого дефолта. Замечено, что жди беды там, где начинает гарцевать с некоторых пор внештатный советник премьера Тимошенко
(«Все советы, которые он дал, сегодня воплощаются и в законы, и в постановления правительства…» – недавно обмолвилась Юлия Владимировна).

А восстановление мировой экономики, на которую молятся переругавшиеся вожди, в скором времени не предвидится. Вольные экономисты, те, кто не получает от официальных властей средств на прокорм, дружно говорят и пишут про очень длительный упадок мирового спроса.

 

Возможны незначительные колебания в сторону стабилизации во втором квартале, связанные с вбросом в экономику США огромных эмиссионных денег, однако в конце третьего квартал кризис начнет наверстывать упущенное с удвоенной силой.

«Экономика будет падать. Американская упадет на 30-40%. Скорее, даже больше. Мировая – на 20-25%, что тоже колоссально много. А дальше будет идти тяжелая депрессия в стиле Великой депрессии, только по всему миру и до тех пор, пока не сформируются потенциальные ядра новых центров, в которых начнется некоторое развитие» – заявил в марте бывший заместитель начальника экономического управления Президента РФ Михаил Хазин, разработчик теории современного мирового финансового кризиса (он его и предрёк в 2003 году, задолго до широко распропагандированных предсказаний Сороса и Рубини).

Для Тимошенко наступило благодатное время, поскольку ответственности с гулькин нос – вали всё на мировые катаклизмы и внутренних злыдней, а счастья в виде распила куцых бюджетных средств и значительных эмиссионных средств – хоть отбавляй.

Главное в канун выборов чересчур не завираться в очередных обещаниях полных мисок благоденствия и дежурить сводки Госкомстата, интерпретируя их со всей изощренной ловкостью напёрсточника. Собственно, этим и занимается один из главных номинантов на пост главы державы.

А президентского кресла хочется, как волку барашка. Непреодолимая страсть может объясняться тем, что пост Президента всея Украина является синекурой. То бишь должностью, приносящей стабильный доход, но не связанной с какими-либо обременительными обязанностями и ответственностью.

Что до дна падения, то тут скорее прав великий комбинатор Остап Бендер, изрекший:
«Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь».

Владимир Поляков, From-UA

Комитет

 

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/29935/
© 2006-2008, komitet.net.ua