ГАЗО - ДЕГЕНЕРАЦИЯ


23.04.2009 12:32

Если Россия реализует программу заменяющих (в обход Украины) газопроводов и программу СПГ, то к 2030 году украинская ГТС (модернизированная или нет – уже неважно) будет использоваться разве что для снабжения газом нескольких десятков румынских деревушек на том берегу Дуная. Если только к тому времени Румыния не отберёт у Украины всю дунайскую дельту, как отобрала кусок черноморского шельфа...

Брюссель

«Процесс изменения структуры органа, при котором уменьшается его жизнеспособность или ухудшается функционирование». Это одно из классических определений понятия «дегенерация».

 

Любое государство – это организм со всеми присущими организму болезнями. Некоторые из болезней лечатся сложно. Особенно если врач вместо лечения прилагает усилия для окончательной дегенерации организма, чем успешно занимались два «главных украинских врача» 23 марта сего года, подписывая «Совместное заявление» Международной конференции ЕС - Украина о модернизации газотранспортной системы Украины, более известное как Брюссельская декларация…

 

***

  

Когда в передаче «Свобода слова» обсуждалась тема Брюссельской декларации, было любопытно наблюдать, как Александр Гудыма (БЮТ) и Богдан Соколовский (Украинская народная партия) «разгромили» в прямом эфире Константина Затулина (правда, уже после того, как Затулин из эфира ушёл).

 

Суть их выступлений состояла в том, что Затулин берёт на себя смелость комментировать Декларацию, очевидно, даже не прочитав её, так как Декларация и предложение Украины об увеличении пропускной способности украинской ГТС – это два разных документа.

 

После этого я взял текст Декларации и прочитал: «Учитывая предложение Украины о дальнейшем повышении пропускной способности ГТС Украины до уровня 50 миллиардов кубометров газа ежегодно…»

 

То есть украинское предложение вошло в Декларацию в качестве её неотъемлемой части. Так кто же её не читал - Затулин или Уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности (Соколовский) на пару с Членом Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности (Гудыма)?

 

Если не читали двое последних, то могу предположить почему. Потому что читать этот документ унизительно.

 

В международном праве «декларация» - это торжественный акт, который формулирует согласованные сторонами общие принципы и цели. А когда читаешь Брюссельскую декларацию, бросается в глаза, что в отношении Украины используются обязывающие формулировки: правительство «обеспечит», «позволит», «предоставит», «гарантирует», «разработает».

 

В отношении действий ЕС формулировки иные: там «готовы рассмотреть», «рассмотрят возможность», «могут предоставить». И получается, что это не договорённость равноправных сторон, а одностороннее обязательство, выполнение которого берёт на себя Украина.

 

Из Декларации следует, что подписавшие её стороны будут сотрудничать в соответствии с принципами, предложенными Декларацией 2003/55/ЕС, которая установила общие правила для внутреннего рынка газа. Отсюда следует, что Украине придётся изменить не только правовые нормы газотранспортировки, но и саму её концепцию.

 

Ведь основой Декларации ЕС является принцип свободного и не дискриминационного доступа как к газотранспортной сети (статья 8), так и к хранилищам (ст.19). Однако именно этот принцип неприемлем для единственного поставщика газа в украинскую трубу.

 

Газпромовская концепция поставок газа базируется на принципе приоритетного доступа. Приоритетного для владельца ресурса – самого «Газпрома». И эта концепция, надо признать, логична. В условиях либерализации газового рынка возникают новые отношения между собственниками (операторами) газотранспортных систем и их пользователями.

 

Раньше на рынке господствовали вертикально-интегрированные компании, которые прокачивали свой газ через свои трубы. Сейчас владение газопроводами отделено от деятельности по их использованию. Газ в Европе качают коммерческие структуры на основе контракта с оператором.

 

В настоящее время в Австрии проводится увеличение транзитной мощности газопровода TAG (Trans Austria Gaseleitung). Доступ к дополнительным 6,5 млрд. кубометров прокачки был распределён на тендерной основе. «Газпром» при подготовке тендера предлагал ввести квалификационные ограничения, то есть внести в список участников только те компании, которые имеют реальные ресурсы газа для поставки.

 

Предложение было отвергнуто, и мощности были распределены минимальными долями между 140 компаниями-участницами, из которых только пять имеют доступ к ресурсам газа. Формально наступило торжество либерализации – значительное увеличение участников газового рынка и резкая диверсификация поставок.

 

В реальности же большинство из победителей аукциона обратилось к «Газпрому» с предложениями купить их права на использование газотранспортных мощностей, поскольку своего газа они не имели.

 

И здесь нельзя не признать, что нежелание «Газпрома» нести убытки – это его естественное право. А в случае присоединения к европейской модели «доступа к трубе» он на них обречён, хотя бы по «TAG-методу».

 

И точно так же нельзя отделаться от ощущения, что инициаторы Брюссельской декларации готовят себе кормушки, поскольку в условиях высочайшей степени сращивания власти и бизнеса в Украине нетрудно догадаться, кто будет выигрывать тендеры и аукционы.

 

В нынешних условиях Россия никогда не согласится с правилами, установленными Декларацией Евросоюза 2003/55/ЕС. А значит – будет строить обходные газопроводы. Странно, что украинские политики не понимают (или делают вид, что не понимают), что эти трубы – не дополняющие, а замещающие украинскую ГТС.

 

Да, Юлия Тимошенко права, когда заявляет, что «строительство новых газопроводов - это десятки и десятки миллиардов долларов новых денег, это колоссальные инвестиции. Но если в украинскую ГТС вложить 5.5 млрд. долларов, это даст возможность увеличить пропускную способность украинской ГТС на выходе на 60 млрд. кубометров».

 

Остаётся лишь понять, что поставки газа – это оружие внешней политики страны-поставщика и разнонаправленные газопроводы («в обход Украины») позволяют поставщику, во-первых, не зависеть от капризов транзитёров, а, во-вторых, предложить выгоды транзитного статуса тем странам, с которыми у России прочные партнёрские отношения.

 

Токио

  

Первое, о чём заявил на брюссельской встрече еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс, было отсутствие у Евросоюза средств для модернизации украинской ГТС. И это правда, поскольку уже через день после Брюсселя Тимошенко отправилась в Японию с той же проблемой – финансирование модернизации трубы.

 

Из Токио она вернулась под фанфары, утверждая, что Япония отныне – стратегический партнёр Украины и японские компании единогласно согласились участвовать «в реконструкции и модернизации газотранспортной системы Украины».

 

Однако японцы не любят когда их партнёры пытаются использовать их против кого-то и всегда выстраивают многовекторные отношения. Для них было важно убедиться, что Украина ценит отношения с Японией ради отношений именно с Японией, а не ради чего-то иного.

 

Комментарии же украинских представителей накануне визита Тимошенко в Страну восходящего солнца дали возможность предположить, что Украина втягивает Японию в противостояние с Россией. К тому же уход российского министра из зала брюссельской конференции был для японцев просто шокирующим символом украинско-российского противостояния.

 

А Россия для Японии в настоящий момент означает, помимо всего остального, действующий проект «Сахалин-II». В этот проект по снабжению Японии газом японцы вложили 5,3 миллиарда долларов. Финансирование проекта осуществляет консорциум в основном японских банков во главе с правительственным Японским банком международного сотрудничества. В числе акционеров – японские гиганты «Мицуи» и «Мицубиси». Проект сопровождается очень серьёзными экологическими и социальными обязательствами, связанными с развитием севера Японии.

 

Да, Тимошенко привезла из Японии гарантии помощи при организации системы правильного и реального учёта газа, обещание поставок специальных газоперекачивающих агрегатов, включая систему когенерации газа, а также подписанный контракт на продажу квот на выбросы углекислого газа. Однако было бы странно, если бы она этого не сделала.

 

После подписания Брюссельской декларации в Японии ожидали, что украинский премьер привезёт заказы на японское оборудование для ГТС. Сама Украина здесь не при чём, Япония хотела обменять европейские деньги на свои товары. Однако денег, как уже сказал Андрис Пиебалгс, нет.

 

Да, сделка по продаже квот принесла Украине определённые средства. 30 миллионов AAU (1 AAU равна 1 метрической тонне эквивалента углекислого газа) проданы за 585 тысяч долларов. По 19,5 долларов за тонну.

 

Очевидно, неплохая цена, поскольку в прошлом году эксперты предполагали, что для Украины средняя цены тонны выбросов будет равняться 10 евро (хотя в этом году штрафы за выбросы углекислоты сверх квоты, установленной Киотским протоколом, увеличились более чем в два с половиной раза, с 50 до 134 долларов за метрическую тонну).

 

Теперь Украина может предложить на рынок 146 миллионов AAU своих квот. Однако Юлия Владимировна с этим запаздывает. Первым в ноябре прошлого года квоту на 1,46 миллиона тонн выбросов продала японской компании Marubeni Corporation «Шахта им. Засядько», принадлежащая регионалу Ефиму Звягильскому. А в этом году промелькнула новость о том, что Донбасская топливно-энергетическая компания (ДТЭК) Рината Ахметова объявила тендер на продажу 700 000 тонн выбросов.

 

Правительство объявило, что деньги от продажи квот поступят в Украину в начале апреля. Пока не поступили. И, очевидно, не поступят, поскольку они предназначены для оплаты японских услуг. Вот и получается, что «сухой остаток» визита украинского премьера в Японию – это полмиллиарда долларов, лежащих где-то в Стране восходящего солнца и предназначенных для оплаты того, чего пока нет.

 

То есть нет результатов. Поэтому произошло то, что и следовало ожидать: украинское правительство опять обратилось к Москве. В начале апреля было заявлено, что «достигнута договорённость, и сейчас рабочие группы (России и Украины) готовят в газовой сфере межправительственное соглашение, где будут принципы равноправия, партнёрства, согласования стратегических планов и прочее».

 

Без российского газа план увеличения пропускной способности украинской трубы не имеет смысла. Ведь заполнять трубу будет нечем.

Российское руководство поначалу заявило, что «прощает» Украине недобор газа в первом квартале 2009 года. Как было сказано, «нельзя добивать партнёров». Однако такое положение не могло продолжаться бесконечно. И стоит ли удивляться, что после подписания Брюссельской декларации в Москве вспомнили о принципе «бери или плати» (take or pay), который оговорен в контракте на поставку газа Украине.

13 апреля, ровно через три недели после брюссельской акции, произошло то, чего следовало ожидать. «Газпром» предъявил «Нафтогазу Украины» штрафные санкции за недобор газа в марте 2009 года. А это, по данным газеты «Коммерсант-Украина», 530 млн. долларов. Если в Москве будут настаивать на уплате штрафа, то Киев окажется финансово несостоятельным. И что-то не верится, что прагматичная Европа примет банкрота в многомиллиардный проект модернизации украинской ГТС…

Все прекрасно понимают значение газового потока в жизни верхушки украинской политической элиты. Нет, я не могу не верить своему президенту. Например, его словам о том, что он никогда не занимался нашим «вонючим газом». Однако вместе с тем не могу забыть, что Харьковская область, которую недавно «тряхнул» скандал с разворовыванием средств на государственном предприятии «Шебелинскгазодобыча», является «зоной интересов» депутата Петра Викторовича Ющенко.

А заместителем председателя Харьковской областной государственной администрации является сын Петра (депутата) Ярослав Петрович Ющенко, который в рамках своих полномочий контролирует и Харьковскую торгово-промышленную палату, и коммерческие банки, и биржи области. Ну как тут не вспомнить классическое «товар – деньги - товар»…

А самое главное, что Украина подписанием Брюссельской декларации позволила России занять удобную позицию в энергетическом противостоянии с Западной Европой. Глава российской делегации, министр энергетики С.Шматко, покидая зал заседаний в Брюсселе, заявил, что происшедшее вынуждает Россию задуматься о надёжности традиционных рынков сбыта. А это сигнал уже совсем не для Украины – для Европы.

На следующий день своего министра энергетики поддержал российский премьер: «Россия будет вынуждена пересмотреть принципы отношений с европейскими партнёрами в сфере энергетики, если её интересы будут игнорироваться» (Владимир Путин).

А 1 апреля эти заявления отчасти расшифровал глава «Газпрома» Алексей Миллер: «Мы видим, что в условиях… существенного повышения транзитных рисков, когда подписываются рискованные документы, игнорирующие интересы России, необходимо по-новому рассмотреть стратегию в области СПГ (сжиженный природный газ), проанализировать целесообразность начала реализации новых проектов в этой области».

Вот оно! Речь идёт о весьма действенном для ЕС и тех, кто принципиально не учитывает интересы России, способе воздействия – СПГ.

18 февраля 2009 г. в поселке Пригородное (южная оконечность острова Сахалин) состоялась торжественная церемония пуска в эксплуатацию первого в России завода по производству сжиженного природного газа (проект «Сахалин II»). Значение этого объекта можно оценить по качеству участвовавших в церемонии – от российского президента до глав «Мицубиси» и «Мицуи».

Несколько слов о рынке СПГ. Для России этот рынок наиболее продвинут с точки зрения цены, поскольку покупатели платёжеспособны и нет никаких транзитёров. Сжиженный газ более экологичен, чем природный трубный (поскольку перед сжижением он очищается). Его тепловые характеристики лучше, а значит, энергооборудование тех же ТЭЦ не требует такого частого ремонта.

Сейчас СПГ занимает около 8-9% всей мировой торговли газом, и эта доля неуклонно растёт. Основными потребителями сжиженного газа являются Япония, Южная Корея, Китай, США и Франция.

Рынок СПГ очень перспективный. Газ идёт нарасхват. Например, 98% газа (в рамках «Сахалин II») законтрактовано на 10 лет вперёд для Японии, США, Кореи и Китая.

После ввода в эксплуатацию завода в Пригородном Россия не только вошла в «клуб пятнадцати стран-экспортёров СПГ», но и в одночасье стала производителем 6% мирового объёма сжиженного газа. А это – 9,6 млн. тонн, что эквивалентно 14 млрд. кубов.

Иными словами – почти половине мощности «Южного потока» и более чем 10% всего транзита газа через Украину. Акционеры «Сахалина II» («Газпром», «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси») рассматривают вопрос об увеличении мощности в 1,5 раза и реально к этому готовы.

В России посчитали, что игра стоит свеч, и уже приступили к строительству нового завода СПГ на Штокманском месторождении в Северном море. Рассматривается проект строительства завода СПГ на Ямале на базе Южно-Тамбейского месторождения. Кроме того, Газпром получил лицензию на еще одно сахалинское месторождение («Сахалин III»), добытый газ из которого, скорее всего, тоже будет предназначен для сжижения.

А это уже не просто экономика. Это политика, новая концепция российской ресурсодобычи и ресурсораспределения. В прошлом году на Азиатском энергетическом саммите «Газпром» огласил амбициозный план выйти на рубеж производства 30% мирового сжиженного газа.

И тут европейцам впору задать себе вопрос: а какой газ будет сжижаться? Ведь его добыча в России падает на 10% в год. И это не эпизод, а признанная на несколько ближайших лет тенденция. В Европе же спрос на газ, как я уже сказал, должен повысится через 10 лет на 70%.

К тому же, продавая СПГ, Россия получает выход на те рынки, до которых сейчас не может дотянуться своими трубопроводами. В первую очередь – на богатые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Расстояние при транспортировке СПГ значения не имеет – наоборот, уже давно подсчитано, что при дальности транспортировки более 2,5 тыс. километров танкеры-газовозы экономичнее трубы. А танкеры у России есть. Группа компаний ОАО «Совкомфлот» является лидером среди мировых операторов танкеров-газовозов с ледовым классом (4 судна).

И что тогда останется старушке-Европе?

Пока неясно, как европейцы будут реагировать на новые тенденции в российской газовой политике, но прогноз для Украины из-за близорукой (либо откровенно вредительской в отношении собственного народа) украинской власти в любом случае неутешительный.

Если Россия реализует программу заменяющих (в обход Украины) газопроводов и программу СПГ, то к 2030 году украинская ГТС (модернизированная или нет – уже неважно) будет использоваться разве что для снабжения газом нескольких десятков румынских деревушек на том берегу Дуная. Если только к тому времени Румыния не отберёт у Украины всю дунайскую дельту, как отобрала кусок черноморского шельфа.

Если Европа реализует свою программу диверсификации поставок газа из Центральной Азии (газопровод НАБУККО), то он пойдёт «в обход» не только России, но и Украины. И одним из главных евразийских газовых транзитёров станет Турция.

Любой вариант означает фактическую ликвидацию системообразующего компонента Украинского государства – его транзитного статуса и доходов, связанных с этим статусом. Иными словами - уменьшение жизнеспособности и ухудшение функционирования государственного организма в целом. Проще – дегенерацию.

А в отношении европейских партнеров ясно одно: бросаться на амбразуру ради интересов Украины они не будут. Вот и сейчас вместо членства в ЕС предлагают «Восточное партнёрство», которое по существу является модифицированной формой колониального управления территориями.

Несмотря на это, Ющенко в своем «Ежегодном послании о внутреннем и внешнем положении Украины» в перечне «исключительных решений, которые были невозможны еще 5 лет назад», назвал и договор о «Восточном партнёрстве», и «объединение энергетических систем Украины и Европейского Союза, и ближайшую перспективу подписания Договора об энергетическом сотрудничестве».

Может, на Банковской калькулятор другой?..

 

Андрей ГАНЖА, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/29862/
© 2006-2008, komitet.net.ua