Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
В этот день православные христиане торжествуют избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено искупление, так Его Воскресением дарована всем верующим вечная жизнь.
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИРА
«Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые...
...миряне - братья и сестры!
В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа мы сердечно приветствуем каждую боголюбивую христианскую душу радостным лобзанием мира! Христос воскрес из мертвых, и Его Гроб с этого момента стал источником жизни.
Тот, в чьих руках власть над жизнью и смертью, не имеющий порока и греха, принял от людей поношения и проклятия и умер на кресте, чтобы искупить род человеческий от греха, проклятия и смерти. “Во Христе,- говорит святой Амвросий Медиоланский,- воскрес мир - человечество, в Нем воскресли небеса, в Нем воскресла земля”. Жертвой Христовой истреблена сама причина наших несчастий - грех, и воссоздан в человеке образ Божий.
И более того, Спаситель мира соделал нас участниками славы Божией, усыновив Ему человека, некогда отвергшагося любви Отчей. Поэтому Христос для всех верующих в Него становится Начальником жизни (Деян. 3: 15), Начальником умерших (1 Кор. 15: 20), Новым Адамом, приводящим в жизнь вечную (1 Кор. 15: 22).
С Воскресением Христовым воскресла на земле святая истина и посрамилась всякая ложь. Долгим и томительным было время ветхозаветного ожидания пришествия Спасителя. Но когда, наконец, пришел в этот мир Господь - Сама Истина, мир Его не познал. Пришел к своим, и свои не приняли Его (Ин. 1: 10–11). Над Истиной надругались, предали мукам и пригвоздили ко кресту.
Но воскрес Христос, а с Ним - вся правда и добродетель. Воскрес Христос - и положил начало новой жизни, начало новому человеку. Воскресение Христово является настолько важным событием, что святой апостол Павел указывает на него, как на критерий истинности всего христианского учения: “Если Христос не воскрес, то тщетна проповедь наша, тщетна и вера” (1 Кор. 15: 14).
Неизреченная любовь Отца Небесного к роду человеческому принесла в жертву во искупление человечества от власти смерти Единородного Своего Сына, Который положил начало воскресению всех нас для вечной жизни и нескончаемой радости в обителях Отца Небесного.
Святитель Иоанн Златоуст в огласительном слове на Пасху восклицает: “Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Задержанный смертью, Он попрал ее. Сойдя во ад, пленил ад и огорчил его… Христос Воскрес, и нет ни одного мертвого во гробе…”. Смерть перестала быть безысходностью: для верующих во Христа она стала упокоением от земных трудов и переходом в иной мир - мир света, добра и радости. Слова Господа о том, что каждый верующий в Него “не умрет вовек”, являются залогом предстоящего нашего воскресения во плоти, которое, благодаря Воскресению Христову, совершенно естественно и реально.
И уже здесь, на земле, мы имеем возможность приобщиться этому бессмертию, ибо каждый, кто с трепетом и верой причащается Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии, является частицей Его Божественной природы и наследником благ будущего века.
С Воскресением Спасителя уже не странником и пришельцем входит человек в Горний мир, но, как говорит нам святой апостол Павел, мы “уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу” (Еф. 2: 19). По стопам Воскресения нашего Доброго Пастыря войдем и мы в дивные чертоги Света Невечернего, как смиренные овцы Его духовного стада.
В наше непростое время, когда кажется, что зло и грех снова побеждают добро и свет, когда грех преподносится как нечто законное и естественное для человека, утвердимся верой в Воскресшего Господа. Ибо в самом Воскресении - неисчерпаемый источник вечного радования, святой надежды и силы нашей христианской жизни.
Смирившийся, даже до смерти, но Воскресший Христос Победитель вдохновляет и укрепляет нас на жизненном пути. Господь ожидает от нас, чтобы мы сделали свою земную жизнь временем приуготовления себя к вечному бытию, чтобы мы отверглись суеты и пороков.
К этому призывает нас и апостол: “…время уже коротко, так что… покупающие должны быть как не приобретающие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего” (1 Кор. 7: 29–32). Потому будем трудиться над созиданием духовных благ, мира Христова в своих душах, в своих семьях, будем возрастать в любви к ближним, сохраняя себя в чистоте и смирении.
В этот лучезарный праздник Христа Воскресшего, в день, принесший спасение миру, когда взошло светозарное Солнце Правды и все вокруг преисполнилось радости и веселья, “в сей день, егоже сотвори Господь”, победно возгласим: “Христос Воскресе! Воистину Воскресе!”
Будем радоваться со всем миром, видимым и невидимым, “Христос, бо воста - веселие вечное”!
Да подаст нам Господь мир и радость, да сохранит Воскресший Церковь Свою Святую от всякого злаго обстояния. Пусть никакая скорбь и тревога не омрачает и не умаляет нашей радости о Воскресшем Спасителе мира!
“О Пасха велия и священнейшая, Христе, о Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего!”.
Аминь.
Воистину Воскресе Христос!»
Воскресение Христово - это основа и венец веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Это таинство из таинств, о которых мы знаем совсем мало. Священнослужители помогли разъяснить смысл привычных для нас пасхальных традиций.
Почему Пасха по-разному празднуется каждый год?
День Пасхи связан с астрономическими явлениями и высчитывается на каждый год специально. Если первое полнолуние после дня весеннего равноденствия наступает не ранее 19 марта, то Пасха празднуется в первое воскресенье после этого полнолуния.
Если первое полнолуние наступает раньше 19 марта, то Пасха справляется в первое воскресенье после следующего апрельского полнолуния. На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского.
Зачем нужен Благодатный Огонь?
Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются IV веком.
Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем послании: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано, и по совершении службы поется «Господи помилуй» до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом».
Церковная церемония Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Все, что несет огонь, выносится.
На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.
В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей.
В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.
Находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился широкий столб света. Первое время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен.
Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. Людей, находящихся в это время в храме, переполняет чувство радости.
В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру.
Почему Церковь освящает пасхи и куличи?
Употребление освященных пасок в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи. Это исполнение Нового Завета. Сама форма пасхи несет великую мысль торжества веры: апостолы, привыкши вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении Его на небо откладывали часть хлеба для Него - и так представляли Его как бы присутствующим среди них. Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич. Освящая и вкушая куличи, мы принимаем Господа в свой дом и сердце.
Зачем дарят яйца в пасхальный день?
Подарить яйцо – подарить надежду. Яйцо как бы служит видимым знаком Воскресения мертвых, залог которого - Воскресение Христа, Победителя смерти. Красный же цвет, обыкновенно употребляемый при окраске пасхальных яиц, указывает на искупление человеческого рода излиянием крови Богочеловека.
Поэтому, даря друг другу в день праздника Воскресения Спасителя красное яйцо, мы выражаем свою радостную уверенность в том, что перейдем в бессмертие!
Традиции утреннего разговенья
На пасхальном столе всегда простая, но сытная еда: курица, жаркое, ветчина, колбасы, рыба, картошка, вино. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот. Все выставлено на красивой скатерти, где украшает стол верба и весенние цветы, проросшее зерно.
Вся семья в пасхальный день должна быть вместе. Обязательно в этот день нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят.
О пасхальной свече
Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. От этой свечи потом зажигают все остальные светильники в церкви.
Ритуал зародился в 4 веке нашей эры, причем главная свеча является символом Иисуса Христа, а ее священное пламя - символом Воскресения.
В старину прихожане уносили домой свечки с благословенным огнем, чтобы с их помощью затеплить домашние лампы и растопить очаги. Этот обычай символизировал жертву Христа, отдавшего жизнь ради людей. Свечу, что горит в пасхе, необходимо принести домой.
Пасхальные приметы и поверья
- На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
- Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
- Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурно - сухое.
Почему Пасха празднуется семь дней
Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Это символ торжества, которое не заканчивается.
Понедельник и вторник – «купальные». Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен.
Среда – «грабовая». «В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило».
Четверг – Пасха усопших, поминовение почивших родственников.
Пятница – «прощённый день». Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и тёща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи.
Суббота – хороводница.
Воскресенье – Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые.
В празднике проходили 40 дней до Вознесения. Этим днём и заканчивались пасхальные торжества. По преданию, с первого дня Пасхи до Вознесения по земле странствуют Христос и апостол в нищенских рубищах и испытывают людское милосердие. Награждают добрых и карают злых.
По материалам открытых источников