Блеф экономический. Разновидности
Рациональное мышление элиты и населения энергично подавлено самообманом. Все последние пять лет в оба уха электората вливают сказки про энергосберегающие технологии. Чего только мы не услышали из уст наших правителей-экзотов. Не буду повторять воинствующую некомпетентность, льющуюся из уст первых лиц государства про биотопливо из кизяков и трубных водорослей, потому как даже от повторения перлов «можновладцив» уши сворачиваются в пергаментную трубку.
Окончание. Начало читайте здесь: Экономическая хитрость
Энергосберегающий блеф
Какие там энергосберегающие технологии, если сейчас главный вопрос в том, как освоить российский газ, который законтрактован в договоре на 10 лет вперед. В этом году Украина сможет переварить не более 35 млрд. куб. м импортного метана, а заплатить по договору обязана за 40 млрд. А в следующем году и до 2019 года выкладывать валюту уже за 52 млрд. куб. м.
«В случае невыборки…, Покупатель (то бишь Украина) уплачивает Продавцу штраф в размере 300% стоимости всего невыбранного объема природного газа, если факт невыборки имел место на протяжении апреля-сентября любого Года поставки, или в размере 150% стоимости всего невыбранного объема природного газа, если факт невыборки имел место на протяжении октября-марта любого Года поставки» – гласит п.6.6 «переможного» газового соглашения имени Тимошенко.
Эти предельно жесткие условия писались с учетом недоговороспособности украинской стороны. Проще говоря, с учетом того, что правители Украины, у которых на табло высвечивают все признаки кидал, имеют привычку не исполнять принятые обязательства и искать приключения на ж… электората. И так во всем вместо прагматичных решений какая-то азиопско-хуторская хитрость.
Если Россия запустит Южный поток и нарастит мощность Голубого потока (к этому её усердно подталкивают украинские «нерационалы»), то украинская труба снизит свою годовую производительность примерно на 35-45 млрд. кубов в год, а не увеличит её в полтора раза, как об этом клялись в Брюсселе. А если часть газа из строящегося Северного потока Россия переориентирует на центральную Европу, то труба Украины недосчитается 50-60 млрд. куб. м.
Нужна ли будет коренная модернизация ГТС стоимостью не менее в $15-20 млрд (сказки про $2,5 млрд. Ющенко и Тимошенко могут оставить себе. При стоимости ГТС до $50 млрд радикальная модернизация не может «коштувать» как текущий ремонт) при полупустой трубе.
Но разве про это думают лучший друг украинских пчеловодов и дама «приятная во всех отношениях».
Инновационный блеф
Внимательно прочитал исследование «Актуальные вопросы экономической безопасности Украины».
Все эксперты, представленные в данном исследовании хором судачат про инновационную модель развития. При этом оценивают способности Украины к модернизации и саморазвитию на «2» при пятибалльной системе, что означает «умеренная», и наличие права на надежду.
А некоторые, такие как Александр Розенфельд (директор Научно-иследовательского экономического института) отмечают даже высокую способность Украины к модернизации: «Способность экономики к саморазвитию, т.е. адаптивность – в Украине очень высокая, это обратная сторона слабой власти…». А в кризисе они усматривают мощный регулятор, который принудит хозяев модернизировать предприятия и отрасли.
Любопытно спросить, а где гулял этот мощный регулятор в конце 90-х, когда вся металлургия и химпром нервно курили в сторонке.
Выход Украины на инновационные пути развития – это блеф. По мне Украина имеет нулевую оценку способности к модернизации. Боюсь, что даже в таких элементарных областях промышленности как металлургия и химическое производство (элементарное с точки зрения того, что продукция этих державооборазующих отраслей имеет низкую добавленную стоимость).
Наши «железные канцлеры» и «Менделеевы» являлись конкурентоспособными пока стоимость энергоресурсов была гораздо ниже мировой. Вся наша энергоемкая промышленность не имеет шансов конкурировать с промышленностью Юго-восточной Азии, куда Транснациональные компании в целях снижения издержек производства переместили, например, 2/3 своих меткомбинатов. По всей цепочке затрат, начиная от капитального строительства и заканчивая заработной платой эти энергоемкие отрасли промышленности азиатов дадут нашим солидную фору.
Не от скудоумия же капиталист переселял эти производства в теплые края с очень дешевой и старательной рабочей силой. Удручает, что такие элементарные вещи, которые обязан был знать 9-тиклассник советской школы из программы экономической географии, не знают местные «эксперты».
Специально для них Андрей Паршев в своем экономическом бестселлере «Почему Россия не Америка (здесь без ущерба для истины можно поставить название «Украина») разжевывал понятие конкурентоспособности в условиях глобализации.
Да и когда, скажите на милость, отрасли промышленности, специализирующиеся на выпуске чугунных и стальных чушек (в лучшем случае труб) и азотных удобрений, становились локомотивами инновационного развития? Такое может прийти только в забубенные головы украинских богдыханов.
Мы прошли точку не возврата в конце мрачных 90-х годов. Хоть это звучит не патриотично, тем не менее, обосную свой пессимизм.
Вне всякого сомнения, что двигателем инновационных моделей развития является ВПК. По крайней мере все прорывные идеи в технике родом из ВПК, а потом уже они спускаются в гражданские отрасли. А ВПК у нас мягко скажем в таком загоне, что говорить о его возрождении не приходится.
Все наиболее громкие названия от Ан-70, до «Кольчуг» суть советские разработки, которые не имеют шансов развиваться далее (Ан-70 вообще из сказки превратился в пыль).
Развитие ВПК и наукоемких отраслей сложнейшая комплексная задача. Чтобы её решить нужно одновременно иметь в наличии следующие ресурсы:
Наличие огромных финансовых средств на развитие науки и техники
Таких средств у державы за всё время «розбудовы» так и не появилось. Посмотрите братья-панове, как сказал бы Тарас Бульба, на расходную часть прорывного «бюджета развития» 2009 года, касающуюся модернизации экономики.
|
Конгениально! Если это расходы крупной европейской страны устремленной к инновациям, то очевидно это страна лежит на одной полке с Папуа-Новая Гвинея, а скорее с Буркина Фасо. Брать кредиты на модернизацию где не попадя? Но чем круче будут кредиты, которые правительство клянчит по всему миру, тем дешевле будет судьба Украины.
Наличие мощной системы образования, соответствующей инновационным устремлениям
Наткнулся в Интернете на любопытную цифирь (в статье, пожалуй, самого авторитетного на просторах СНГ русского философа и публициста Сергея Георгиевича Кара-Мурзы «Счетчик тикает») – «высшее образование сейчас ежегодно поставляет на рынок труда около 600 тыс. таких суррогатных интеллигентов – при численности выпускников вузов по физико-математическим и естественнонаучным специальностям 26 тыс. человек».
По Украине я не нашел более-менее ответственных данных, но учитывая то, что объемы производства ВПК и наукоемкой продукции в гражданских отраслях промышленности на порядок ниже российских, то можно утверждать, что разрыв между количеством «суррогатных интеллигентов» (или «филологами» – по моей классификации, для которых дважды два примерно между 4-мя и 5-тью) и технарями ещё более катастрофический.
Чтобы стать классным инженером надо после 5-6 лет института поработать еще хотя бы пяток лет на действующих на всю катушку предприятиях под началом опытных специалистов. Инженер это не офисная амеба, в лучшем случае работающая в режиме купи-продай.
Наличие обширных рынков сбыта. ВПК, равно как и наукоемкие отрасли гражданской промышленности, не могут развиваться только выпуском опытных и единичных экземпляров. Иначе они будет тянуть ко дну всю экономику.
В Советском Союзе ВПК был рентабельным комплексом. Ежегодно он поставлял в полсотни стран военную продукцию в объемах $15-20 млрд (еще тех полноценных долларов). А Авиапром Красной империи удерживал 40% мирового рынка гражданской авиации.
Украина сейчас продает со складов Минобороны старую советскую технику, слегка её подмарафетив, на сумму меньшую на два порядка, а авиалайнеры практически перестала выпускать.
Железная воля рационально мыслящих первых руководителей, готовых идти на систематические репрессивные меры против хапуг и саботажников. Увы, новая элита не может быть патриотичной по своей природе, которая вытекает из проекта-дерибана под названием Украина. К тому же она настолько обнаглела, что утратила здоровые инстинкты, в том числе и инстинкт самосохранения.
С начала прошлого года в России начались крупные посадки госчиновников. Редкая неделя проходит, чтобы под микитки не волокли в СИЗО какого-нибудь видного казенного человека. Этот процесс в прессе широко не комментируется, дабы не вызывать ажиотажа, но зачистка территории идет конкретная. Одно из последних сообщений с этого фронта: «30 уголовных дел возбуждено против должностных лиц мэрии Красноярска за три неполных месяца» («Российская газета» 24 марта).
А у нас не могут упрятать за решетку судью Зварыча, публично изгалявшегося над законом. Уверен и не посадят, ибо тогда следом надо будет досылать в места не столь отдаленные 200 тыс служивых людей. А куда не кинь, кум на куме сидит. А кум на Украине должность святая, потому неподсудна.
Прочитал в Инете любопытный материал про то, как русские несколько лет назад освоили серийный выпуск двигателей для крылатых ракет, которые ранее поставлялись из Украины. Материал написан непосредственным участником событий. Состоялось совещание, на нем директор завода-изготовителя пожаловался Путину на военных, мешавших, по его мнению, освоению новой продукции.
Впрочем, цитата: «Вдруг Путин поворачивается и говорит: «Адреса, явки, будем мочить» …
В итоге мы построили спецпроизводство, построили испытательную базу, и сегодня мы полностью решили проблему. За три года мы всё построили. Решение было принято до Путина, но не было спокойствия и денег не давали. После Путина всё пошло как по маслу».
Мощная научно-производственная кооперация с Россией
Ещё раз напомню, что Украина не владеет замкнутыми циклами производства продукции оборонного значения и даже не оборонного (Авиапром, например).
Но здесь под влиянием оранжевых чудотворцев как раз наблюдается обратный процесс. Россия под натиском натовских устремлений правителей Украины переходит на рельсы самодостаточности своего ВПК. Из Украины активно переселяют в РФ ведущих специалистов в области производства военной техники. Для спецов Украина с приходом к власти оранжевых бестий перестала быть родиной. И не только для них.
Молодой, но уже именитый русский писатель Михаил Елизаров (уроженец Ивано-Франковска) в книге «Библиотекарь» (в декабре 2008 года роман стал лауреатом «Русского Букера) по этому поводу дал точную оценку: «И был еще один ключевой момент, важность и парадоксальность которого я осознал лишь через годы. Союз знал, как сделать из Украины Родину. А вот Украина без Союза так и не смогла ею остаться…».
От себя добавлю, что для очень многих граждан Украины «незалежная» держава превратилась в оккупированную территорию со своими героями из числа клятвоотступников и фашисттких прихвостей за чашку суррогатного кофе готовых работать соглядатаями в концлагерях. Оккупированную бездарной предельно марионеточной элитой, проявляющей чудеса хитрости и вероломства по всему азимуту.
Ничего из выше перечисленных пунктов по объективным и субъективным причинам на Украине не присутствует. А мы грезим инновациями. Полноте, панове, туманить себе и другим мозги пустыми фантазиями.
Украина огребла деиндустриализацию по полной программе и чтобы затеять что-либо толковое на инновационном фундаменте надо сменить всю элиту вместе с их карманными экспертами.
Право на надежу мы можем получить только в восточном направлении. Украина задыхается без рынков для своей продукции. Держава имеет маленькую и односложную экономику, любой проект будет заведомо убыточен, потому самостийно выйти из кризиса ей заказано. Но на Западе нас не ждут, он сам погряз по уши в кризисе (отказано даже в помощи своим восточноевропейским плебеям), но и Восток теперь стал делом тонким.
Проблема России в отличие от проблем западных стран в огромном недокредитовании экономики. Если это поймет руководство России, то экономика соседей очень быстро начнет восстанавливаться.
Есть шанс сконструировать на обломках советской кооперации самодостаточный рынок. Экономисты-практики наставивают на том, что чтобы рынок был саморазвивающемся он должен охватывать минимум 200 млн. населения. СССР имел под 300 млн. и плюс страны входящие в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи, был такой блок из восточно-европейских стан во главе с СССР). Без этого рынка ВПК Украины и промышленность в целом не может восстать из пепла и потянуть за собой страну на инновационный путь развития.
Но среди экспертов мнения насчет восточного вектора резко разделились. Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций (всё из того же Исследования) заявляет: «В России возобладала совершенно объективно ментальность великой державы, встающей с колен… России не нужны друзья, России нужны лакеи».
Бред перепуганного своей же болтовней хуторянина. Российская империя и её правопреемник Советский Союз были в высшей степени оригинальными империями, в которых титульная нация жила беднее многих инородцев. Даже в Советском Союзе Российская федерация стояла менее зажиточно большинства национальных республик. Менталитет русских в корне не изменился. Русский по-прежнему ради ощущения великодержавности готов многим жертвовать.
Для великороссов по-прежнему мечта слетать на Луну превалирует над галушкой в миске. Хотя в последние годы россияне стали более прагматичными, и даже циничными в отношениях с соседями, пытающихся по исторической привычке жить на халявинку, тем не менее, коренным образом ментальность русских не изменилась.
Как сказал один из немногих здравомыслящих экспертов представленных в исследовании «Актуальные вопросы…» академик Пахомов (правда, в другой своей работе): – «Россия — не прагматичный Запад, выталкивающий к нам лишь стареющие технологии. Она традиционно (без этого не было бы долголетия огромной Российской империи) чувствительна к дружеским отношениям и традиционно жертвенна. Нет сомнений, что шанс перехода Украины на инновационную модель реализуется лишь при условии проектного взаимодействия с Россией, а через нее — с Китаем и Индией».
Советский Союз окочурился не потому, что не имел шансов на развитие, а потому что его предала элита, мыслящая в категориях хапка, а не созидания. Даже мелкая болезнетворная гнида может уложить в могилу вполне здоровый человеческий организм. А к концу своего существования эти паразиты буквально облепили тело империи блокировав защитные механизмы.
История повторяется. Снова хищно-вороватая элита готова идти до конца, до полного дерибана страны, теперь уже Украины.
Впрочем, с главным выводом Исследования в целом можно согласиться, а именно в том что: «Слабый президент. Жесткий, но растерянный и мечущийся премьер. Деклассированные силовые структуры. Неуверенная в себе оппозиция. Все это – огромный риск, который будет нарастать по дням. Критическая точка самоопределения – не позже апреля 2009 года. …Время для того, чтобы успеть понять смысл нашего грядущего национального дефолта, угрозу поворота к авторитаризму и всю игру вокруг Украины, практически исчерпано».
И последнее. Мой приятель сделал мне серьезное внушение по поводу того, что я чересчур полыхаю про всякие там модернизации. Главное говорит он: «Нам аби гроші та харчі хороші», а в космос пущай летают русские и американцы, им делать нечего.
Я не чужд этой украинской сверхидее. Однако, к огромному сожалению, она неосуществима для подавляющего числа населения без развития промышленности. Только США могут позволить себе меньше многих производить и больше всех потреблять. Так ими устроена глобализация, которую янки где кнутом где подкупом местных элит навязали всему миру.
Но Украина не Америка. В лучшем случае мы будем собирать из импортных комплектующих себе же на продажу западный товар, а скорее всего, превратимся (пожалуй, уже превратились) во второсортные филиалы западных супермаркетов. А такой тип экономики более 10-15 млн человек не может нормально содержать.
Резюмирую. Если смотреть трезво на вещи, то невольно хочется выпить от таких перспектив.
Антон Дальский, From-UA