Есть страны, которые чем-то похожи по внутренней сути, как бывают похожи совершенно чужие, не знакомые между собой люди или собаки «дворовой породы». Это философское измышление пришло на ум автору после прочтения подряд двух новостей: Николай Азаров сравнил бюджет Украины с бюджетом Зимбабве, а эта чудная страна приняла решение ввести в оборот иностранную валюту вместо собственной, пораженной инфляцией в 230 000 000% в год.
Уже заранее предвкушаю вопли патриотов: как можно сравнивать какую-то «инфляционную дыру» на Черном Континенте с нашей Ненькой Украиной, вишневыми садочками, бджолами (символом президентской власти в нынешний исторический период) и определенным комфортом псевдоевропейской жизни?! Не спорю, дорогие мои: в Зимбабве другие национальные блюда, другой уровень доходов и несравнимо более высокий процент инфляции. Но менталитет власти…
Вы не поверите – один к одному. Такое впечатление, что все они учились в Днепропетровском металлургическом, и всех их, от Роберта Мугабе до Моргана Тсвангираи, консультировал Полохало.
Вот, читаю ленту новостей и ловлю себя на мысли: достаточно поменять имена и возраст политиков (должности менять не обязательно), процент инфляции, размер ВВП и название теперь уже отмененной зимбабвийской валюты на нашу гривну, и получаем типичное официальное сообщение о ситуации в Украине.
Коалиционное правительство в Зимбабве было окончательно сформировано только в феврале 2009 года после долгого политического противостояния между сторонниками Моргана Тсвангираи (Юлии Тимошенко) и Роберта Мугабе (Виктор Ющенко), который занимает президентский пост с 1988 года.
Морган Тсвангираи сначала дружил с президентом, ходил с ним на майдан (местный), выступал перед населением. Население, которому все равно заняться нечем (94% – официально безработные), охотно слушало и поддерживало будущего премьера. Так он нарастил себе рейтинг, банковский счет и поддержку в Америке.
Потом Тсвангираи пришел к власти, подписав с президентом меморандум о разделе власти. Знакомый сценарий, не правда ли?
Смеемся дальше: поскольку плох тот премьер, который не хочет стать президентом, мистер Морган начал публично высказываться в том русле, что непопулярный президент – бесспорный и законченный иблан, и именно его гнусная политика привела потенциально великолепную страну с небывалыми перспективами (Монако отдыхает) к многолетнему экономическому коллапсу. С которым жители страны научились весьма неплохо уживаться, если, конечно, это можно назвать жизнью.
Президент Роберт Мугабе отрицает все обвинения премьера и его команды, заявляя, что причиной коллапса экономики являются происки врагов его политики. Точнее, действующего правительства. На это премьер-министр страны парирует, что стабилизация экономической ситуации – главный приоритет его кабинета. И что в течение ближайших ста дней Кабинет министров примет все возможные меры для того, чтобы страна стала "полноправным членом мирового сообщества".
Об этих же планах правительства заявил и министр юстиции страны Патрик Хинамаса. Впрочем, чиновники не пояснили, в чем конкретно заключается этот "стодневный план".
В общем, типичный клон «Украинского прорыва». Что у них дается обещание принять меры по ремонту инфраструктуры страны, что у нас – провести реформу коммунального хозяйства во избежание техногенных аварий. У нас – судебно-правовая, конституционная и информационная реформа. У них – обещание смягчить нормы законодательства, регулирующие работу СМИ.
Есть небольшие отличия в нюансах. Правительство Тсвангираи берет на себя более приземленные обязательства, чем правительство Тимошенко: у нас внимание уделялось улучшению демографии, у них с этим проблем нет, зато нужно решить вопрос с обеспечением населения продовольствием и водой.
Но в целом это одного поля ягоды: политологический бред, составленный из правильных слов и списанных из Интернета стандартных лозунгов, больше всего напоминающих тост «За то, чтобы все!».
Некоторые вещи просто умиляют. Значит так: их министры, пока лапшали народу на местном майдане, обещали отказаться от служебного автотранспорта. Типа пользоваться каким-то «ослиным такси», ввиду отсутствия других подходящих средств передвижения.
Но, придя к власти после подписания пресловутого меморандума, 19 из 20 новичков-министров, включая лидера оппозиционной партии ДДП и главу правительства Моргана Тсвангираи тут же уселись в правительственные Mercedes-Benz Е280, базовая стоимость которых составляет порядка $50 тысяч. И облизываются, гладя, как Роберт Мугабе ездит на гораздо более роскошном бронированном Mercedes модели S600L стоимостью в $500 тысяч.
При этом соратники Тимошенко (пардон, Тсвангираи) нашли общий язык с международными финансовыми организациями и даже договорились о возобновлении финансовой помощи стране. Правда, одним из ключевых условий этого является отставка председателя ЦБ Зимбабве Гидеона Гоно, который, по мнению специалистов, давно выжил из ума (до боли знакомая ситуация!).
Он настолько плохо управлял финансами, что за годы его управления Центробанком (с 2003 года) годовая инфляция в Зимбабве стала самой рекордной в мире: в 2008 году она превысила отметку в 231 млн. процентов. Но Гидеона Гоно прикрывает президент Мугабе (!), поэтому правительству трудно получить иностранные кредиты.
Вас уже душит гомерический смех? Постойте, это не все. Оказывается, Гоно тоже не пальцем сделан. Во всех бедах он просит винить не Центробанк, а правительство. Объясняет, что свою задачу – преодолеть недостаток наличности (безналичных расчетов в Зимбабве нет по определению, потому что какие в такой стране могут быть банки?!) он выполнил, а вот ибланы в Кабмине не справились с архиважными задачами: санкции, засухи, развал сельского хозяйства, коррупция и другие проблемы на их нечистой совести.
Тсвангираи не молчит, сложа руки. Он то и дело достает из кармана кукиш и показывает его политическим противникам. Последняя его удача – он убедил американцев и европейцев, в общем, весь цивилизованный мир, что «любі друзі» из окружения президента грабят страну, путая свой карман с государственным.
В результате США и ЕС не дают визы многим бизнесменам из окружения Мугабе, а также периодически замораживают их зарубежные счета. Ха-ха-ха!
Впрочем, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Оказывается, что для вывода экономики Зимбабве из глубокого кризиса правительству в ближайшие два года потребуется около $8,5 млрд. И кабинет Тсвангираи вполне четко рассчитывает получить эти средства от международных доноров.
Возникает логичный вопрос: хватит ли у господ доноров денег на нас, любимых? В принципе, мы ведь то же самое Зимбабве, может, только немного чище живем. Но почему им $8,5 млрд. обещают, а нам – вдвое меньше, да и то не дают? Мы ведь тоже можем изъять из обращения национальную валюту, и наша безработица, пусть не такая жесткая, но вполне быстро прогрессирующая, скоро может сравниться с зимбабвийской.
«Бюджет, – по словам Николая Азарова (а он разбирается в том, что говорит), – почти зимбабвийский. Можно подумать, например, что это бюджет Зимбабве, а не Украины. А что, вполне возможно – изменить название, не Украина, а Зимбабве – настолько он оторван от действительности», – сказал Азаров на круглом столе.
Наконец, рынок акций в Зимбабве вырос на 66% после открытия фондовой биржи, которое состоялось 1,5 месяца назад. По подсчетам аналитиков, стоимость акций вновь может возрасти в два раза к концу этого года.
И у нас такая же фигня: экономика плотно засела в заднепроходном отверстии, а кредитно-дефолтные свопы СDS (страховка от дефолта на пятилетние евробонды Украины) подешевели, акции украинских компаний подорожали, евробонды стали пользоваться спросом. Совпадение, как группа крови у близнецов.
Видимо, Зимбабве – это не географическое определение, а экономический сленг с уклоном в медицинский диагноз То есть мы то же самое Зимбабве, только на европейском континенте. И воспринимают нас во всем мире так же.
Если смотреть с этой точки зрения, даже пчелки президента и Вуиттоны премьера воспринимаются весьма органично на общей картине политико-экономического дебилизма.
Галина Акимова, Версии