На прошлой неделе Журнал Forbes опубликовал рейтинг стран, наиболее привлекательных для ведения бизнеса в 2009-м. Второй год подряд его возглавляет Дания, в первую пятерку также вошли США, Канада, Сингапур и Новая Зеландия. Украина в списке Forbes заняла 97-е место, потеряв за год 22 позиции. Нашими соседями по рейтингу «бизнес-привлекательности» стали Нигерия, разделившая с Украиной 97-ю позицию, и Парагвай, занявший 98-е место.
Эксперты отметили значительное ухудшение позиций страны по таким показателям, как уровень коррупции (105-е место) и налоговая нагрузка (127-е место).
Неутешительные прогнозы всевозможных зарубежных экспертов и рейтинговых агентств относительно реалий и будущего украинской экономики начинают сбываться. Инвестиционная привлекательность является одним из базовых показателей экономической ситуации в стране.
И, к сожалению, эксперты отмечают, что за последние несколько месяцев Украина этот показатель стремительно ухудшает. Об этом свидетельствует в первую очередь инвестиционная статистика. Так, прямые иностранные инвестиции в феврале 2009 года составили всего 251 млн. долларов, что едва не в 3 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Примечательно, что даже крупнейший зарубежный инвестор Украины – Евросоюз – не спешит вкладывать средства. Эксперты замечают: «На фоне ослабления интереса к украинскому рынку и ухода в ІV квартале 2008 года некоторых западноевропейских игроков Украиной заинтересовались оффшорные инвесторы, большая часть которых приходится на ближневосточный регион и страны СНГ».
Так, например, при рассмотрении происхождения тех европейских инвестиций, что все-таки идут в Украину, оказывается: до сих пор наибольшим инвестором является оффшорная зона на Кипре, через которую в Украину просто возвращались украинские деньги «олигархического происхождения».
При этом эксперты отмечают, что если правительство и дальше будет стоять в стороне, не обращая внимания на серьезные проблемы в экономике, инвестиционная привлекательность Украины и дальше будет ухудшаться и грозит дойти до критического уровня.
Хотелось бы напомнить, что минувший 2008 год стал рекордным для Украины за всю историю по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций, объем которых составил 9,7 млрд. долл. (данные Colliers Intarnational). Однако «качество» инвестиций при этом существенно ухудшилось.
Наиболее значимая доля инвестиций в прошлом году пришлась на финансовый сектор, развитие оптовой торговли и недвижимость. При этом по сравнению с 2007 годом снизились инвестиции в горнодобывающую промышленность, а также несколько уменьшился интерес к строительной отрасли, металлургии и пищевой промышленности. Эксперты склонны полагать, что именно фактор «быстрых» денег, рискованных инвестиций в краткосрочные проекты обусловил сложившуюся сегодня ситуацию.
Собственно, описанная ситуация явилась результатом действия долговременных тенденций в мировой экономике, заложенных еще в рейгановской модели «оздоровления» - так называемой «рейганомике» – в конце 70-х – начале 80-х.
Тогда тенденция к понижению нормы прибыли была «отодвинута в будущее», отсрочена за счет кредитного стимулирования потребительского рынка. И вот это будущее наступило в виде так называемых «пузырей». Разница только в том, что Западный потребитель жил на этих кредитах
Правительство, несомненно, не могло не знать об этом, но в погоне за «стахановскими» показателями, не уделяло этой проблеме должного внимания. В итоге, после того, как в мире разгорелся пожар финансового кризиса, все эти схемы разрушились, как карточный домик, а альтернатива предусмотрена не была. И власти ничего не остается, кроме как продолжать использовать хорошо проверенный в детстве способ: накрыться с головой одеялом и делать вид, что Серого волка нет.
На протяжении прошлого года должное внимание не было уделено такому важному направлению, как привлечение иностранных инвестиций в долгосрочные проекты по добыче полезных ископаемых на территории нашей страны.
Более того, отсутствие ясности в стратегии, структуре, управлении, законодательстве и налоговых стимулах с каждым годом все больше и больше отпугивает инвесторов от этой стратегически важной отрасли. А ведь ее развитие могло бы решить ряд важных для нашей страны проблем – от энергетической безопасности, до наполнения бюджета.
Достаточно вспомнить скандал годичной давности вокруг Причерноморского шельфа и его разработки американской компанией VANCO совместно с Дойче-банком, украинскими государственными и бизнес-структурами. Под предлогом «соблюдения государственных интересов» был торпедирован проект, дававший Украине 5000 рабочих мест, совокупные инвестиции в 330 млн.долларов и гарантированный доход в бюджет.
Еще один пример.
За жесткими акциями со спецназом и грубыми личными выпадами как-то затерялась очень здравая мысль, высказанная одним из участников газовых дискуссий (кажется, В.Хорошковским): дело не в том, у кого и за что отобрали газ – дело в том, как это сделали. Потому что произвольное использование законов, трактовка с их помощью задним числом действий, совершенных из соображений политической целесообразности, как раз и создает картину правового вакуума и авторитарности.
Для сравнения: Уго Чавес тоже реквизировал, причем целую отрасль – нефтедобычу. Но сделал это открыто, назвав экспроприацию именно экспроприацией и ничем иным. Отъем собственности он открыто и прямо мотивировал высшими государственными и национальными интересами, интересами народа Венесуэлы. Поэтому никаких юридических эквилибров по называнию черного серым или темно-белым не потребовалось.
Но у Чавеса есть преимущество. Он действительно избран большинством и действует... демократически.
Нашему же премьеру зачем-то понадобилось скрывать истинные мотивы и цели за словами законников, сложными рассуждениями, но с заранее определенными выводами.
Кабмин продемонстрировал не только юридическую, но и пропагандистскую модель поведения, включив все способы борьбы с инакомыслием в лице Хорошковского.
Иными словами, наблюдается тенденция к «Юкосизации» украинской экономики. По крайней мере, на уровне прецедента. Но у родины «дела Юкоса» – России – есть привлекательная инвестиционная ниша, которая не зависит от населения и от власти – это полезные ископаемые, в особенности энергоносители. Поэтому компрадорская политика в странах – экспортерах сырья вполне уживается с авторитарными режимами. Более того – одно есть условие другого.
Посмотрите, например, на Туркмению. При всех феодальных замашках покойного Туркменбаши западные корпорации никак не протестовали, а напротив, с удовольствием пользовались стабильными условиями и коррупцией «в одно окно».
Впрочем, даже такая ниша не спасает инвестиционный климат. В уже упоминавшемся рейтинге наиболее привлекательных стран для ведения бизнеса, опубликованном журналом Forbes, Россия занимает последнее среди восточноевропейских стран место – 103-е.
Украина же не имеет энергоносителей и иных заметных объемов ископаемых. Рабочая сила здесь дороже, чем в Азии. Поэтому и инвестиции могут быть построены только на «длинных» деньгах. Прежде, чем вкладывать деньги, их владелец, естественно, будет смотреть, как обстоят дела с инвестициями внутри страны.
А они обстоят по принципу: «Бей своих, чтоб чужие боялись!» Но если внутренние инвесторы находятся в шатком правовом статусе, под риском реквизиции, то вряд ли внешние инвестиции хлынут потоком.
Как ни парадоксально, в такой ситуации еще более уязвимыми стали корпоративные предприятия и монополии-гиганты, которые на протяжении последних лет активно брали зарубежные кредиты. Но учитывая сегодняшний курс доллар/гривна, большинство из них просто не имеет возможности погасить задолженность.
Единственный выход в этой ситуации – рассчитываться собственными акциями, то есть де-факто передавать права собственности на свои предприятия иностранцам. В итоге, по прогнозу Colliers Intarnational, «основными направлениями будущих инвестиций эксперты называют приватизацию уцененных активов в промышленности и финансовом секторе, а также недвижимости».
В переводе на понятный язык это означает, что к 2011 году государство может потерять стратегически важные предприятия, такие как «Укрзализныцю», «Укравтодор», «Нафтогаз Украины» и другие.
Для того, чтобы этого не произошло, правительству рано или поздно придется перейти от популистских лозунгов к разработке и реализации реальной программы по выходу из кризиса и привлечению инвестиций в экономику.
Глеб Илларионов, From-UA