Грандиозный скандал, разразившийся в Украине после того, как всему миру стали известны масштабы наших, по сути незаконных, военных поставок в Грузии, не так давно получил любопытное продолжение.
27 февраля 2009 года при прохождении таможенного оформления в морском порту Батуми грузинскими властями был не без оснований арестован паром «Герои Плевны», владельцем которого является украинская компания «Укрферри». Об этом сообщает источник в Минтранссвязи Украины.
Причиной задержания стало нахождение на борту судна груза истребителя МИГ-29 УБ в разобранном виде и без необходимых товаросопроводительных документов.
Как утверждают грузинские власти, документы, которые были предъявлены капитаном судна, позволили установить конечного получателя груза - это бакинская фирма «Airtechsrvice», закупившая истребитель для Министерства обороны Азербайджана у компании «Укрспецэкспорт».
Не исключено, что судно «Герои Плевны» было задержано грузинскими спецслужбами в рамках расследования уголовного дела по факту нелегальной перевозки вооружений.
После неофициальных переговоров, как сообщает источник, скандал урегулировали и паром был отпущен в порт приписки Ильичевск. Причем произошло это якобы по личному указанию президента Грузии Михаила Саакашвили после переговоров с президентом Украины.
По мнению экспертов, после потери в начале нынешнего года Министерством обороны Азербайджана одного истребителя МиГ-29 возникла острая необходимость доукомплектовать авиапарк боевых машин.
Согласно официальным данным, 29 января в ходе якобы тренировочного полёта, осуществлявшегося с авиабазы в посёлке имени Тагиева (севернее города Сумгаит, Азербайджан) потерпел крушение МиГ-29 из состава вооруженных сил Азербайджана (самолет упал в Каспийское море). Причиной катастрофы называют отказ двигателей. Однако до сих пор не найдены пилоты и обломки самолета.
По словам главы пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдара Сафарова - «видимо, из-за того, что самолет упал на мелководье, аппарат покрылся песком или же подводное течение унесло его в другое место. Конечно же, все это только предположения».
Любопытно, что потерпевший крушение МиГ-29 был закуплен в Украине в составе партии из нескольких боевых самолетов. Специалисты полагают, что приобретенные истребители относятся к модели 9-13, прошедшей модернизацию.
Азербайджанские высокопоставленные военные еще в момент заключения договора, то есть до авиакатастрофы, высказывали сомнения в качестве поставляемых из Украины самолетов.
В частности военный эксперт Узеир Джафаров заявил, что «абсолютно не соответствует действительности характеристика этих самолетов как современных. Они не отвечают современным требованиям».
После авиакатастрофы 13 февраля 2009 года информационное агентство «Азери Пресс» сообщило, что по их информации, в Министерство обороны Украины поступил запрос из Азербайджана по поводу предоставления технических показателей разбившегося Мига. Однако украинское военное ведомство ответило, что продажей самолетов занимается госкомпания «Укрспецэкспорт». В этой связи полученный из Азербайджана запрос переслали им.
В «Укрспецэкспорте» подтвердили факт получения запроса из Азербайджана. Представитель компании, не сообщив о содержании документа, сказал, что он связан только с вопросом лицензии: «Лицензия по продаже Миг-29 принадлежит «Укрспецэкспорту».
Появившиеся впоследствии в СМИ материалы указывали на личное курирование украинским президентом Ющенко незаконной торговли оружием. Обозреватели не исключали и возможности продажи Киевом вооружений режимам, поддерживающим терроризм.
Таким образом, попытка организовать повторную поставку в Азербайджан истребителя МиГ-29 на пароме «Герои Плевны», принадлежащей компании «Укрферри», потерпела очередную неудачу.
Позиция грузинских властей, в данном случае, полностью совпала с принятой в 90-х годах резолюцией ООН, призывающей воздерживаться от поставок вооружений в зоны конфликта (напомним, что до сих пор не урегулирован статус Нагорного Карабаха).
Итак, факты нарушения законодательства Украины и норм международного права при незаконных поставках оружия в Грузию и другие страны - налицо. Тому подтверждением являются и результаты работы временной следственной Комиссии Верховной Рады по вопросам выяснения обстоятельств поставки в Грузию украинской военной техники (руководитель - Валерий Коновалюк).
Но в Секретариате президента Ющенко причастность к незаконным поставкам оружия и военной техники в зону Карабахского конфликта наверняка опровергнут, как это было в случае с грузинскими поставками, когда замглавы СП Гончарук заявил примерное следующее: «Хочу заверить, что все поставки, которые осуществлялись в Грузию, находятся в соответствующем правовом поле, и никаких ограничений по поставкам той номенклатуры, которая была поставлена в Грузию, не существует».
Ну да, всё это нам только приснилось.
Екатерина Осипова, «Провокация»