...ОДНО ЛИШЬ ДИКОЕ УРОДСТВО


01.04.2009 11:46

Шведский историк конца ХIХ – начала ХХ века А. Енсен пишет: "...Даже по отношению к ближайшим соратникам Мазепа опускался до подлости и предательства... В лице Мазепы праздновал свой триумф ограниченный ненасытный эгоизм эпохи руины.... Трусость и вероломство Мазепы... были связаны с его недоверием к казакам и всему украинскому народу..."

Удар по «мазепинцам» обрушился с той стороны, откуда его явно не ждали. В то время, как националисты во главе с Виктором Ющенко предпринимают титанические усилия, чтобы любым путем «отбелить» образ гетмана Мазепы, бывшие его хозяева шведы «осиротили» бедного гетмана.

Швеция не имеет средств и желания сооружать памятник Карлу XII в Украине, заявил советник посольства Швеции, заместитель посла Христиан Камин во время своего визита в Полтаву. Памятник планировалось поставить близ посёлка городского типа Светлогорское Кобеляцкого района. Городские власти Полтавы, несмотря на беспрецедентное давление со стороны Киева, ставить памятник в самой Полтаве категорически отказались.

«Власти Швеции не принимают решения относительно сооружения памятников за пределами своего государства, – отметил дипломат. – Это вопрос для местных властей. Официальной шведской позиции относительно этого вообще нет».

 

Так что участие Швеции в праздновании 300-летия Полтавской битвы оказалось более чем скромным. Едва ли ни самое главное – это перевод и издание на русском языке книги о Полтавской битве. Речь идёт о книге шведского автора Петера Энглунда.

 

Правда, в 1995 г. она уже издавалась в Москве. Есть надежда, что книгу, изданную на шведские деньги, «демократические» украинские власти не посмеют убрать с полок магазинов, как это они делают с книгами, которые, по их мнению, «неправильно» отображают историю Украины.

 

П. Энглунд пишет о том, на что нынче на Украине наложено табу. Это касается в первую очередь Карла XII. В предисловии шведский историк говорит о том, что в Полтавской битве Швеция потерпела самое сокрушительное поражение за всю свою историю.

 

Интересно также и то, как автор описывает «идеологическую обработку» шведской армии: «Лютеранская ортодоксия, опутавшая Швецию своей смирительной рубашкой, выдвигала мысли и идеи, которые пасторы не замедлили вбить в голову солдатам.

 

Кара и месть были важными лейтмотивами в проповедях, и над коленопреклонёнными батальонами гремела заповедь не проявлять никакого снисхождения, ибо Слово Божье предписывает возмездие».

 

И воины Карла старались вовсю. Инструкции шведской главной квартиры внушали, что русских следует казнить по малейшему подозрению «к вящему устрашению», чтобы им ведомо было: ежели уж за них взялись, то даже младенцу в колыбели пощады не будет.

 

У Карла, как известно, были последователи – гитлеровцы. Они также «к вящему устрашению» уничтожали всех, даже младенцев. Поэтому «оранжевым» впору продлить логическую связь и рядом с Карлом поставить памятник, к примеру, Гиммлеру.

 

Впрочем, своих гитлеровцев Ющенко и его сподвижнички уже увековечивают - карателя Шухевича велено считать «героем Украины».

 

Говоря о трофеях, доставшихся русской армии, П. Энглунд пишет: «В кассах полков находилось около 400 тысяч монет и в денежных ящиках Мазепы – ещё свыше 300 тысяч монет». Да, очень тяжело жилось гетману «под государевым оком». Так тяжело, что он, с горя, разбогател до такой степени, что его сбережения могли конкурировать со сбережениями всей шведской армии!

 

Ещё один известный шведский историк конца ХIХ – начала ХХ века А. Енсен в книге «Мазепа» назвал своего героя «политическим авантюристом». В ней он пишет: «Одним из недостатков Мазепа наследовал от своих предшественников: полное отсутствие принципиальной линии в проведении своей политики, отсутствие политической целенаправленности, стойкости во взглядах. Эта морально-политическое непостоянство привело его к тому, что даже по отношению к ближайшим соратникам он опускался до подлости и предательства».

 

Да – ПРЕДАТЕЛЬСТВА! И пишет об этом не «русский шовинист», а независимый шведский историк.

 

Но на этом А. Енсен не останавливается: «В лице Мазепы праздновал свой триумф ограниченный НЕНАСЫТНЫЙ ЭГОИЗМ эпохи руины. А с первым недостатком связан и другой - ТРУСОСТЬ».

 

Не менее красноречиво пишет шведский историк об отношении Мазепы к собственному народу: «Личные негативные черты Мазепы, ТРУСОСТЬ и ВЕРОЛОМСТВО, без сомнения, связаны с его недоверием к казакам и всему украинскому народу».

 

Об этом же говорит и письмо Мазепы к Петру: «Наши люди ограниченные и непостоянные, им незнакома военная дисциплина польского образца, они не в состоянии понять, что теряют сами и что теряет родина, особенно когда они бунтуют. Пусть великий государь не слишком доверяет украинскому народу».

 

Да, с народом Мазепе явно не повезло.

 

Того же мнения (с народом не повезло!) и Виктор Ющенко. Выступая на вечере, посвященном своему кумиру, он задал вопрос: «Оценила ли его величие нация?» И сам же ответил: нет.

 

А нам кажется, что оценила, но оценила так, как и стоил того «величественный» Иуда, столь ярко показанный шведским историком.

 

Нация знала цену Мазепе и тогда, когда он писал на неё доносы Петру, и тогда, когда он предал её и переметнулся к Карлу. Знает и сейчас, несмотря на все старания «оранжевых» властей переписать историю.

 

Обратимся к рукописному «Львовскому Сборнику Сводной Летописи» (цитатируем на языке оригинала): «Шведский король по имени Карл, Львов место през зраду добыл и збурил, великие скарбы из костелов и церквей и купцей побрал, с которыми был на Украину поехал из войском многими.

 

Там - же за Полтавою побежден от царя Петра Московского. Войско ему убил много тысячей, а он с малой дружиной и з Мазепою гетманом Заднепровским, который ему был яко здрайца поддам. До Волох утекал: там же ся Мазепа отруил и здох».

 

Слово «здох» тогда, как и сейчас, обозначало крайнюю степень презрения к умершему. Если умирал очень уважаемый человек, то говорили: «Почил в Бозе», если просто порядочный человек говорили: «Отошёл в мир иной». «Сдыхали» же собаки, скоты.

 

Впрочем, не будем плохо про собак - их отношение к человеку характеризует преданность. Мазепа же хуже последней собаки - его стилем жизни было предательство. Да и можно ли представить, чтобы кто-то, будучи в здравом уме, назвал свою собаку Мазепой?

 

Остаётся только повторить за Н.А. Некрасовым: «Хорош портрет, ни красоты, ни благородства – одно лишь дикое уродство»…

 

Андрей ВНУКОВ, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/28548/
© 2006-2008, komitet.net.ua