В ЦРУ ГРЯДЕТ «БОЛЬШАЯ ЧИСТКА»...


11.03.2009 10:12

Комитет по разведке Сената США вот-вот начнёт проверку деятельности ЦРУ за два президентских периода Дж. Буша-младшего. Формальным предлогом для такой ревизии будет проблема «законности» методов, которые применялись сотрудниками «Компании» при задержании и допросах лиц, подозреваемых в терроризме.

 

Злоупотреблений было столько, и о них с такими шокирующими подробностями сообщали мировые СМИ, что обвал разоблачений американским законодателям игнорировать просто невозможно. Если, скажем, в начале 2000-го года среднестатистический читатель газет и телезритель понятия не имел о значении английского словосочетания «waterboarding», то теперь таких наивных вопросов не возникает.

 

«Waterboarding» - это распространенный «технический приём», используемый в силовых структурах США при ведении допросов с целью получения признательных показаний. Приём, в комбинации со многими другими, доказал свою эффективность.

 

Не было такого «террориста», который после многократной процедуры погружения в воду и доведения до предсмертных судорог, не признался бы в совершённых и не совершённых преступлениях.

 

Чтобы в рядах ЦРУ не возникло преждевременной паники, в скупых информационных сообщениях «от анонимных источников» в Сенате подчеркивается, что проверка будет осуществляться «не для проведения судебных процессов» против сотрудников агентства, а для «определения правомерности действий ЦРУ и внесения необходимых поправок в его практику».

 

Тем не менее, президент Барак Обама уже на второй день после инаугурации распорядился о закрытии секретных тюрем ЦРУ и запретил применять пытки как метод дознания.

 

В начале февраля 2009 г. на пост директора ЦРУ был назначен Леон Панетта (род. в 1938 г.), который ранее не имел отношения к деятельности этой спецслужбы. В его официальной биографии выделены такие этапы: 1964 – 1966 гг. – служба в армии США; в 1971 г. вступил в Демократическую партию; в 1970 -1971 гг. стал помощником мэра Нью-Йорка. В 1976 г. Панетта был впервые избран членом палаты представителей Конгресса, где ему пришлось заниматься вопросами бюджета и гражданских прав (переизбирался до 1993 г.). В 1994 -1997 гг. он руководил администрацией президента Билла Клинтона; с 1997 – до начала 2009 гг. – возглавлял «семейный» (вместе с женой Сильвией) Институт общественной политики.

 

Панетта – опытный администратор, убеждённый либерал, гибкий политик. Отсутствие эмоционального фактора, конечно, поможет ему провести работу по радикальному оздоровлению ситуации в «Компании». На слушаниях в Сенате перед назначением он заявил, что одной из приоритетных задач для него как руководителя ЦРУ будет поимка или уничтожение международного террориста Усамы бен Ладена.

 

Сотрудникам ЦРУ назначение Панетты директором не обещает ничего хорошего: явно грядет «Большая чистка», и она затронет всех, кто под предлогом борьбы с террористами способствовал превращению ЦРУ в «глобальную охранку».

 

Оправдывая свои действия, оперативники ЦРУ ссылаются на директивы сверху, признавая, что были, конечно, ошибки, злоупотребления, порой не совсем точная идентификация врага, но ведь на войне как на войне, «лес рубят, щепки летят». Стоит ли упрекать за это?

 

Ещё перед нападением на Ирак «сверху» требовали любой ценой добыть доказательства связей Саддама Хусейна с Аль-Каидой, как и наличия в стране оружия массового уничтожения или компонентов по его созданию. Честные ответы честных дипломатов и разведчиков – «связей Хусейна с Аль-Каидой не выявлено», «ОМУ в Ираке не обнаружено» – вызывали крайнее раздражение президента Буша и его команды «ястребов».

 

Публичной выволочке был подвергнут посол Джозеф Уилсон, назвавший ложной версию о том, что эмиссары Хусейна приобрели партию ядерных материалов в Нигерии. Чтобы «наказать» его, близкие к Бушу люди из администрации (с его ведома) организовали утечку в СМИ сведений о том, что жена Уилсона – Валери Плейм - является сотрудницей отдела ЦРУ по мониторингу распространения ОМУ. Этот сигнал был воспринят в ЦРУ однозначно: указания Белого дома надо выполнять любой ценой. Если вам сверху говорят, что ОМУ в Ираке есть, нужно сделать так, чтобы они были.

 

Очень навредили имиджу ЦРУ так называемые превентивные операции против террористов на территории дружественных США стран. Достаточно вспомнить о похищении с территории Италии одного из религиозных мусульманских деятелей. А полёты самолётов ЦРУ с захваченными «террористами» над Европой и отгрузка их в многочисленные секретные тюрьмы для проведения пыточных сессий? ЦРУ приобщило к своим новейшим технологиям ведения допросов и спецслужбы из стран Восточной Европы, включая Польшу и Румынию.

 

Оправдания оперативников ЦРУ – нас заставляли! - вряд ли будут приняты во внимание «проверяющей стороной». Затяжная грязная война против терроризма (опять подчеркну, как реального, так и мифического) настолько скомпрометировала Соединённые Штаты в глазах всего мира, что без процедуры омовения некогда белоснежных риз демократии и законности не обойтись. Самый лучший объект для показательной порки - это ЦРУ.

 

О том, что в «Компании» хорошо понимают, «что такое хорошо, и что такое плохо», свидетельствует сожжение 92 видеоплёнок с записью пыточных процедур в отношении предполагаемых «террористов» Аль-Каиды. Содержание этих плёнок таково, что они могли бы послужить неопровержимыми уликами для уголовного преследования тех сотрудников ЦРУ, которые принимали участие в пытках или санкционировали их проведение.

 

Уничтожение компрометирующих «Компанию» документов «внутреннего пользования» продолжается под предлогом «отсутствия легальных и служебных причин для их дальнейшего сохранения». С особой тщательностью вычищаются материалы, свидетельствующие об оперативных комбинациях по «нейтрализации» особенно враждебных интересам США политиков Латинской Америки: президента Венесуэлы Уго Чавеса и Боливии – Эво Моралеса.

 

На сегодняшний день в «бумагорезках» Лэнгли и резидентуры в Колумбии перемололись сотни страниц с отчётами о проведенной «в данном направлении» работе, в первую очередь через подконтрольных ЦРУ агентов Административного Департамента по безопасности Колумбии (DAS) и боевиков «парамилитарес» из так называемых Отрядов самообороны (AUC).

 

В истории «Компании» подобные проверки сенатских комиссий не раз имели место. Особенно примечательна та, которая прошла в 70-е годы ХХ века под председательством сенатора Фрэнка Чёрча. Комиссия расследовала неблаговидные дела ЦРУ, «тайные операции» различного рода, вплоть до акций по физической ликвидации «врагов» США.

 

Уже тогда «Компания» отличалась такой бесконтрольностью в международных и внутренних делах, что американский конгресс для ее обуздания был вынужден прибегнуть к массированному вбросу в СМИ разоблачительных материалов. Бывшие сотрудники ЦРУ, которым приоткрыли доступ к масс-медиа, поведали американцам о преступных операциях «Компании», фактах злоупотребления властью, использования, в частности, специальных антигуманных «технологий».

 

Особый резонанс вызвали сведения о сверхсекретной лаборатории в Форт-Детрике, где создавались сильнодействующие яды и психотропные препараты как для подавления воли людей, так и для их ликвидации «без оставления следов». Волна негодования в отношении преступной практики ЦРУ прокатилась по всему миру.

 

Тогда-то и была принята специальная директива, запретившая «Компании» умерщвление иностранных политиков высокого ранга. Но во времена Буша-младшего всё вернулось на круги своя…

 

Нынешняя нервозная обстановка в ЦРУ негативно сказывается на работе сотрудников, особенно тех, кто находится в служебных командировках в «горячих точках». Жизнь в экстремальных условиях, чреватых если не гибелью, то тяжелыми ранениями или попаданием в руки к озлобленным террористам, мстящим за Гуантанамо и другие тюремно-пыточные центры, не способствует высокой оперативной отдаче. Далеко не все сотрудники выдерживают условия повышенного риска, и случаи самоубийства среди цэрэушников не такая редкость, как и в рядах американских экспедиционных сил в Ираке и Афганистане.

 

Не помогает «вахтовый» метод краткосрочных командировок в страны с неблагоприятной обстановкой, который ЦРУ практикует, чтобы не перегружать психику сотрудников «экстримом». Для разрядки, смягчения стрессов, отстранения враждебных реалий, сотрудники «Компании» прибегают к алкоголю и наркотическим средствам. Злоупотребления служебным положением всё чаще допускают резиденты.

 

Одно из последних ЧП подобного рода случилось с шефом ЦРУ в Алжире: он использовал психотропные средства, возможно, из тех самых, которые были созданы в Форт-Детрике, для «ухаживания» за местными женщинами. История с резидентом-насильником получила огласку. Он был отстранён от работы, находится под следствием, но не унывает и пишет бестселлеры на тему своих «любовных похождений» с мусульманками.

 

В эпоху президентства Буша-младшего в ЦРУ высоко котировались сотрудники, которые без каких-либо морально-нравственных терзаний преступали черту между добром и злом во имя защиты «высших интересов Соединённых Штатов». Рекрутирование таких кадров усилилось при директоре ЦРУ Джордже Тенете.

 

«Нас не должно волновать сомнительное прошлое нашего пополнения, - говорил он. – Самое главное, чтобы они обладали необходимыми для нас навыками. Чистым людям трудно делать грязную работу».

 

Таких спецов охотно продвигали на ключевые посты в «Компании» влиятельные «неоконсерваторы» из команды Буша, типичным представителем которых является экс-директор Национальной разведки Джон Негропонте, человек быстрых, радикально-безжалостных решений. В бытность послом США в Гондурасе он активно способствовал деятельности «эскадронов смерти» в Центральной Америке. Сотни и тысячи жертв на его счету – гондурасцев, гватемальцев, сальвадорцев, никарагуанцев. Такой же безжалостности требовал Негропонте от своих подчинённых в системе Национальной разведки: «Самый лучший враг – мёртвый!»

 

На этой почве в ЦРУ возникло множество служебных конфликтов, находились сотрудники, которые отказывались исполнять преступные приказы. Они становились изгоями, подвергались утончённым преследованиям начальства и издевательствам со стороны коллег. Некоторым, чтобы защитить свои права, пришлось обращаться к адвокатам.

Среди них особенно авторитетна Джанин Брукнер, бывшая сотрудница ЦРУ, которую в начале 90-х годов несправедливо обвинили в злоупотреблении служебным положением (она якобы допускала «сексуальные приставания» к сотрудникам резидентуры на Ямайке, которую возглавляла). В ходе длительного судебного процесса Брукнер удалось доказать, что её оговорили, что причиной наветов была её требовательность как резидента к подчинённым.

 

С тех пор она (уже как адвокат) специализируется на делах, связанных с ЦРУ. Впрочем, сейчас количество исков к ЦРУ со стороны обиженных сотрудников значительно возросло, и делами подобного рода занимается целый отряд адвокатов.

 

У Леона Панетты не так много времени для избавления ЦРУ от наиболее одиозных мастеров «пыточных дел». Некоторые издательства в США подписали контракты с теми сотрудниками «Компании», которые решились рассказать правду о её деятельности в «эпоху Буша-младшего». Пример у них есть. В 70-е годы сотрудник ЦРУ Филипп Эйджи издал книгу «Внутри Компании». Она была переведена на многие языки мира и до сих пор остаётся достоверным свидетельством переживаний и настроений «цэрэушного планктона», рядовых исполнителей этого разведывательного монстра империи.

 

Так что, девятый вал разоблачений «новых эйджи» может серьёзно дестабилизировать работу ЦРУ. Впрочем, Панетта обладает хорошим опытом организационно-административной работы и после избавления от сотрудников-«бушистов», нашедших свое призвание в использовании «гестаповских методов» получения информации, думается, сумеет подлатать былой авторитет ЦРУ.

 

Еще один фактор, который тревожит новое руководство ЦРУ, - это очевидные признаки утраты моральных и нравственных ориентиров в деятельности «Компании», что ведёт к патриотической дезориентации сотрудников, возникновению комплекса «утраченных идеалов». Кто-то из таких разочаровавшихся агентов решается на предательство, торгуя материалами top secret.

 

Шпионские скандалы в ЦРУ в эпоху биполярного мира были связаны преимущественно с «советским следом». Сейчас желающих регулярно и анонимно знакомиться с материалами «Компании» куда больше.

 

Объясняется это тем, что глобальная экспансия по проекту «неоконов» потерпела безусловный крах, и теневое правительство империи в условиях многовекторного кризиса, грозящего коллапсом экономики и финансовой системы, может от отчаянья ринуться в «последний и решительный бой», чреватый всемирной катастрофой.

 

Вооружённая до зубов империя способна атаковать в одиночку, полностью проигнорировав партнёров и союзников. Такое, как и обширный опыт по части фабрикации предлогов для использования военной мощи, уже было.

 

Так что, какие бы «чистки» не осуществлялись внутри «Компании», вряд ли она перестанет быть «глобальной охранкой», ведущей игру по своим собственным правилам. Именно по этой причине даже «союзные спецслужбы» пытаются, и не без успеха, приобрести агентурные позиции в ЦРУ.

 

Нил НИКАНДРОВ, Фонд стратегической культуры

 

Комитет

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/27283/
© 2006-2008, komitet.net.ua