КРЕДИТ МВФ: АВАНС ЗА СДАЧУ УКРАИНЫ?


06.03.2009 10:43

Уже сейчас львиная доля украинских предприятий является «залоговым имуществом» западных банков... Подконтрольный американцам МВФ может стать именно тем органом, с помощью которого будет проведена операция по передаче Соединённым Штатам управления украинской газотранспортной системой, то есть реализована идея, заложенная в Хартии Украина - США...

 

В последнюю неделю февраля в украинских СМИ вновь стали азартно обсуждать историю с получением Украиной второго транша МВФ. Напомним, что первый транш МВФ в размере 4,5 млрд. долл. Украина получила в конце октября 2008 года.

С того момента прошло более четырёх месяцев, и украинское руководство находится в постоянном ожидании второго транша. При этом совершенно непонятно, куда делись деньги от первого.

«Кредит давался для того, чтобы национальная валюта стабилизировалась. Курс гривны к доллару был около 6,5, а сейчас? Приход этих громадных денег разве стабилизировал ситуацию в экономике?», – задаётся резонным вопросом депутат от Партии регионов Николай Азаров.

 

Экс-министр финансов Виктор Пинзенник 1 марта в эфире телеканала ICTV заявил, что «транш МВФ не спасёт ситуацию в экономике Украины». Того же мнения придерживается и президент Центра антикризисных исследований Я. Жалило: «В том виде, в котором был первый транш, нам кредит сейчас не нужен».

 

Однако и Юлия Тимошенко, и Виктор Ющенко в едином порыве повторяют заклинание о необходимости его получения на любых условиях.

 

Кредит, как всегда, дают под что-то и на определённых условиях. Что же требует МВФ от Украины для получения второго транша?

 

По данным газеты «Дело», ни много ни мало, сокращения дефицита бюджета с 50 млрд. грн. до 10 (в крайнем случае до 20 млрд. грн.), отказа от выкупа Нацбанком гособлигаций в течение трёх дней, повышения акцизов и цен на газ для населения, отказа от нерыночных попыток удержать курс национальной валюты.

 

Если называть вещи своими именами, то украинскому руководству предлагают решить проблему собственной управленческой импотенции за счёт украинского народа (повышения цен на ЖКХ, сокращения расходов госбюджета, которое практически всегда, в понимании МВФ, должно происходить за счет социальной сферы).

 

И «заклятые друзья» Ющенко и Тимошенко радостно ухватились за эту возможность. 27 февраля Ющенко призвал к «восстановлению сотрудничества с МВФ уже в ближайшие недели или дни», и в тот же день было объявлено о намерении подготовить для МВФ за подписями Ющенко, Тимошенко и Литвина документ, который будет «демонстрировать общую политическую волю всех ветвей власти относительно обеспечения реализации конкретных экономических вопросов».

 

При этом все разом «забыли», что кредит нужно будет обслуживать. Как и то, что у Украины и до этого момента был внешний долг (около 24 млрд. долл., а если приплюсовать задолженности банков и финорганизаций перед Западом, то цифра вырастает до 105 млрд. долл.), обслуживание которого было весьма обременительным для украинского бюджета.

 

После продажи «Криворожстали» всё тот же Пинзенник предлагал за счёт вырученных денег хотя бы частично погасить внешний долг, но у Ю. Тимошенко было совершенно иное мнение.

После же получения кредита МВФ в размере 16,5 млрд. долл. общая сумма прямого государственного долга вырастет до 40 млрд. долл.

 

Как Украина будет его отдавать, учитывая, что даже в лучшие годы с ним не удавалось разобраться, непонятно. При этом ещё не дошло дело до расчетов за российский газ… Однако Ющенко это не останавливает, и он хочет взять кредиты ещё – у Всемирного банка, Банка реконструкции и развития и т.д.

 

На Европу, впрочем, рассчитывать особенно не приходится, поскольку ЕС занимает несколько иную позицию в вопросах денежного вспомоществования пострадавшим от кризиса.

 

1 марта на чрезвычайном саммите ЕС был отвергнут план помощи восточным членам ЕС (в первую очередь, Венгрии, Польше, прибалтийским государствам) в объеме 190 млрд. евро. То есть в деньгах отказали даже «своим»!

 

«Старая Европа», скрывшись за формулировкой о «неразумности принятия единого пакета помощи», послала вполне чёткий сигнал: в сложившейся ситуации каждый сам за себя.

 

Примечательно, что отказано было именно тем странам, которые занимают наиболее антироссийскую позицию в ЕС и, тем самым создают для Франции и Германии дополнительные проблемы на внешнеполитической арене.

 

Возвращаясь к вопросу кредита МВФ и экономической ситуации в Украине, нельзя не отметить, что уже сейчас львиная доля украинских предприятий является «залоговым имуществом» западных банков.

 

Несмотря на то, что кредиты брались в украинских банках, последние, в свою очередь, брали их на Западе под более низкие проценты, и можно только представить, что случится, если кредиторы вдруг решат получить по счетам. А вообще-то, в Украине осталось не так много объектов, которые можно было бы предложить в качестве «залогового имущества» для кредита МВФ – ряд стратегических предприятий и… украинская ГТС.

 

Несложно представить, как оранжевые власти, подписывая через полгода соответствующие документы о передачи ГТС в счёт долгов МВФ, будут разводить руками и приговаривать: «Зато мы получили финансовую поддержку мирового сообщества».

 

Подконтрольный американцам МВФ может стать именно тем органом, с помощью которого будет проведена операция по передаче Соединённым Штатам управления украинской газотранспортной системой, то есть реализована идея, заложенная в Хартии Украина - США.

 

Помимо проблемы с ГТС совершенно очевидно, что при таком состоянии украинской экономики кредиты неизбежно становятся «политическими» (как кредиты, выданные СССР перед его распадом). Вопрос о том, какие именно политические шаги потребуют кредиторы за свои деньги от нынешнего украинского руководства, остаётся открытым.

 

Помимо прочего, эти деньги становятся своеобразной платой украинской правящей верхушке за верную службу (а для Виктора Андреевича это еще и «выходное пособие» перед окончанием президентства). Мало кто сомневается, что и все остальные транши будет ожидать судьба первого – исчезновение в неизвестном направлении, а точнее говоря, в направлении карманов оранжевых политиков.

 

При этом каждый новый кредит, полученный Украиной, ведёт ее к пропасти – как экономической (дефолт), так и политической (переход под внешнее управление Запада в качестве «проблемной территории»).

Похоже, что и Ющенко, и Тимошенко такой поворот событий вполне устраивает. Первый знает, что не ему разгребать эти авгиевы конюшни в следующем году, а вторая вновь понадеется на «короткую память» украинского народа и собственное красноречие.

 

Партия регионов заняла в этом вопросе более принципиальную позицию и неоднократно высказывалась относительно кредитов МВФ. Именно сейчас от ПР требуется проявление былой монолитности, нарушенной внутренними скандалами.

 

Если раньше ещё удавалось играть на противоречиях между Ющенко и Тимошенко, то сейчас запах денег их надёжно объединил. Социальное же напряжение в Украине растёт день ото дня.

 

По официальным данным Государственной службы занятности (ГСЗ), по состоянию на начало февраля 2009 года в среднем по Украине на одну вакансию претендует 11 человек, а по отдельным областям этот показатель равен 48 и даже 77. И это притом, что в ГСЗ обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу.

 

Сюда добавляются невыплаты по зарплате, что уже в ближайшее время может подтолкнуть народ к активному выражению своего протеста против происходящего в стране.

 

Пример работников Херсонского машиностроительного завода, которые 2 марта захватили здание областной государственной администрации и областного совета, требуя решения вопросов о выплате задолженности по зарплате (пока это единичный случай), может стать заразительным.

 

Политика Ющенко и Тимошенко в состоянии уже в ближайшее время толкнуть Украину в пучину социального хаоса и беззакония.

 

Андрей НИКОЛЬСКИЙ, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/27118/
© 2006-2008, komitet.net.ua