ГАИ ликвидировали 19 июля 2005 года. Накануне этого исторического события Виктор Ющенко, по преданию, остановился по дороге на Говерлу и спросил у дорожного патруля, каковы функции его сотрудников. Однако те не смогли дать четкого ответа. И ГАИ не стало. Правда, указ просуществовал недолго. Очень скоро ему на смену пришел новый документ – об увеличении личного состава автоинспекции, затем – о повышении штрафов. А сегодня с утра глава государства картинно ругал расформированное им ГАИ за то, что они плохо работают…
Осведомленные источники говорят, что стилистика "наезда" президента на ГАИ не изменилась с тех пор, как он отчитывал на прикарпатской дороге двух ошалевших от нежданной встречи гуцулов с полосатыми палочками: "Вы же выезжаете на дорогу только для того, чтобы пытать людей. Разве вы не понимаете логики функции, которую выполняет весь мир? Почему вы заставляете миллионы людей за границей смотреть на позор и унижение на Украине?".
Сегодня он добавил к этому слова о том, что "нам надо все сделать, чтобы Киев был показательным с точки зрения организации и реализации программы безопасности движения", и что увеличение числа ДТП "это прямая оценка вашей работы. Вы работаете бездарно и непрофессионально. В Украине такого быть не может!".
Правда, вопреки ожиданию, что вся вина за происходящее будет возложена на руководство МВД и что при этом будут поименно названы члены коллегии и замминистры (просто так – для острастки), Ющенко хаял ГАИ без руководства. Даже сказал "Несмотря на усилия руководства государства и МВД (!), уровень коррумпированности сотрудников МВД, в том числе ГАИ, остается очень высоким".
Скорее всего, козлом отпущения в результате совещания сделают начальника ГАИ МВД Украины Александра Калинского, которого привел в министерство Василий Цушко. Посему его возможная отставка является логичным шагом. Впрочем, о кадровых изменениях говорили весьма расплывчато. "Призрак Гелетея", который витал над МВД все предыдущие дни и даже заставил руководство пожертвовать законными выходными, так и остался призраком. Ожидаемого со страхом указа о назначении и.о. министра внутренних дел нынешнего начальника госслужбы охраны Валерия Гелетея не последовало. Хотя новоиспеченный генерал, по слухам, продолжает примеряться к этой должности, невзирая на амбиции Юрия Луценко.
Но вернемся к нашим, извините, баранам. Я имею в виду не сотрудников ГАИ, а историю реформирования этого органа. После ликвидации автоинспекции в апреле 2005 года, как впоследствии признал даже Луценко, "сотрудники ГАИ находились в состоянии шока и деморализации". 10 из 23 тысяч автоинспекторов были разжалованы в ППСники и сосланы в пешие патрульные. Три тысячи – оставлены на улицах городов, из них полтысячи – регулировщиками, и еще 2,5 тысячи – на магистралях.
Несколько дней водители с небывалым воодушевлением показывали неприличные фигуры из пальцев людям в форме автоинспекции, звуками клаксонов приветствовали инициативу президента и радовались жизни. Потом сказка закончилась. И вместо ликвидированной ГАИ появились две новых службы: Государственная служба безопасности дорожного движения (дорожная милиция) и Патрульная служба МВД.
Во всяком случае, так планировалось. Интересно, что модель реформирования была подсказана Ющенко Михаилом Саакашвили, который за год до этого принял решение уволить 13 тысяч сотрудников Госавтоинспекции и создать службу, состоящую всего из 2000 человек, зато с высокими зарплатами. Считается, что реформа смогла победить взяточничество на дорогах Грузии, но не повысить безопасность.
Так и в Украине. Как сказали на сегодняшнем совещании: в ДТП за последний год погибли 7,5 тыс. человек, что в два раза больше, чем в прошлом, произошло более 50 тыс. ДТП. И это, несмотря на то, что через несколько месяцев после "ликвидации" ГАИ Виктор Ющенко подписал указ, возвращающий инспекции право взимать штрафы с водителей прямо на дорогах. Вскоре после этого МВД подало на рассмотрение президенту проект "Изменения к законодательству в сфере безопасности дорожного движения", в котором предлагалось в 3-5 раз увеличить штрафные санкции за нарушение водителями правил дорожного движения (ПДД).
Где этот документ валялся 16 месяцев – знает разве что Гелетей (он тогда работал в Секретариате президента и проект относился к его компетенции). Во всяком случае, на совещании глава государства отметил, что ключевым моментом изменения ситуации с ДТП должен стать проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по поводу усовершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", в котором как раз повышаются штрафы.
В своем выступлении гарант Конституции всячески распинался на тот счет, что санкции за нарушение правил дорожного движения не только неадекватны, но и не соответствуют уровню наказания в соседних странах. Так, если в Украине за вождение в нетрезвом состоянии размер штрафа составляет 39-52 евро, то в России эта сумма в 10 раз больше, в Польше – в 40 раз больше, а в Германии наказанием за это нарушение может быть даже пожизненное лишение права вождения. За превышение скорости в Украине штраф составляет 1,3 евро, в то время как в России – до 93 евро, в Польше – до 140 евро. Милиционеры сидели и по причине простоты мышления не понимали: в чем их убеждает лидер нации, если они давно и прочно сами хотят повысить штрафы, обращались с этим вопросом в Секретариат, а воз и ныне там.
В общем, если убрать некоторые моменты типа требований к Автодору ставить предупредительные знаки возле каждого ухаба и "освежение темы" с легализацией краденных машин (из уст президента звучало как новенькое!), то в целом все выглядит приступом амнезии. Вроде бы уже говорили об этом, и договорились, и было сказано, и на контроль взято, и ответственные лица предупреждены, но…
Снова и снова повторялись банальные, давно сказанные слова и давались на них дежурные ответы и обещания. Ющенко всех пожурил. "Расформированное" ГАИ поклялось работать лучше. Все вместе договорились повысить штрафы. После чего разошлись: милиционеры с облегчением, что им не привели Гелетея, президент с ошибочным мнением, что он круто отпиарился на актуальную тему.
Артем Бобров, "Версии.сом".