Весело жить в этой стране, не правда ли? На выходных «зеленый» рос быстрыми темпами, и, казалось, еще чуть-чуть, и он доберется до отметки 10 грн./долл. Но вчера, впервые за 10 дней, произошел обвал американской валюты на украинском межбанке: курс покупки доллара рухнул с 9,15 до 8,45 грн. Соответственно, уже сегодня обменные пункты принимали его по 8.50 грн./долл. Вразумительного объяснения никто из аналитиков дать не мог. И только один человек, тесно связанный с рынком, смог рассказать, в чем дело…
Основная версия событий у аналитиков всех мастей – это транш МВФ. Дескать, когда $1,9 млрд. не дали, доллар начал расти. Когда появился свет в конце туннеля, – упал обратно. Однако, если первая часть утверждения в чем-то верна, то вторая – полная чушь.
То, что миссия МВФ возвращается для второго тура переговоров, это не ориентир для доллара. Тем более что пока никто никому никаких денег не дает. И более того – не едет. Как известно, условием возвращения миссии в наши края является прекращение шоу «Кайдашева сім’я» в исполнении Национального банка, правительства и президента Украины.
По слухам, миссионеры «офуели», когда во время их предыдущего вояжа в Украину, на официальных встречах с первыми лицами страны, вместо обсуждения конкретных тем, связанных с нашим невыполнением Меморандума, они слушали от Юли и ее команды о том, какой «иблан» президент, а от Ющенко – то же самое в адрес Юли.
В результате Кабмин получил письмо от директора Европейского департамента МВФ Марека Белки, в котором самым важным условием возвращения миссии фонда в Украину было названо обнародование общей декларации президента и премьера об их готовности совместно поддержать реформы.
Другими словами, о возобновлении переговоров относительно предоставления второго транша кредита можно говорить после совместного письма МВФ за подписью Тимошенко, Ющенко и Шаповалова.
И сейчас на сайте правительства висит проект Совместного заявления руководства государства о готовности к сотрудничеству c Международным валютным фондом.
Этот документ утвержден на заседании правительства, подписан премьером Юлией Тимошенко, и.о. министра финансов Игорем Уманским и передан на подпись в Секретариат президента и Национальный банк.
И.о. председателя НБУ Анатолий Шаповалов готов подписать документ в любую минуту. Ему от этого ни холодно, ни жарко. А вот Виктор Андреевич уперся рогом. Лично заедаться с МВФ ему не позволяют американские товарищи и друзья. Поэтому он выпустил главу Секретариата.
Виктор Балога, давно не делавший исторических заявлений, обрадовался и в стиле «а напоследок я скажу» изложил доходчиво всем, что Виктор Ющенко не видит ни малейшей необходимости подписывать любые декларативные отзывы в рамках выполнения кредитного соглашения с МВФ.
"Президент не поставит свою подпись ни под одной дополнительной декларацией, поскольку такой документ не имеет конкретного содержания.
Правительство предлагает набор очередных заявлений и обнадеживаний, имея целью замаскировать тот неопровержимый факт, что кредитное соглашение из МВФ не выполняется и Украина имеет серьезные трудности с получением следующего транша кредита.
Таким способом премьер-министр Юлия Тимошенко хочет создать себе оправдание собственной бездеятельности относительно продолжения сотрудничества с Фондом", – сказал Балога.
Тимошенковцы тут же завопили, что таким образом президент фактически блокирует дальнейшее сотрудничество с МВФ. И спросили в Вашингтоне, нельзя ли заменить подпись Ющенко на коллективный автограф руководства Верховной Рады.
В центральном офисе МВФ только смущенно улыбнулись: они там не заканчивали курсов медсестер и не знают, как вести себя с даунами.
Потом перезвонили в посольство США и поручили послу объяснить Ющенко, что он все-таки «иблан». После чего произошла встреча Виктора Ющенко с послами стран G-7 (Большой семерки), где вежливый Вильям Тейлор объяснил своему подшефному политику партии и Белого дома.
«По нашему мнению, президент, премьер-министр, Верховная Рада должны работать вместе, чтобы воплощать эффективную политику, которая даст возможность сотрудничать с МВФ, что даст, в свою очередь, возможность пройти через кризис и вывести из него страну», – сказал Тейлор.
В переводе с дипломатического языка на простонародный, это звучало бы так: «Слышь, пассажир, ты совсем о… (пи-пи-пи). Тебе что сказали делать? А ты, м… (пи-пи-пи), что делаешь? Взял ручку и подписал быстро…».
Виктор Андреевич послушал послов и удалился в астрал. Не выходя из него, он подписал и внес в парламент законопроект "О принятии поправок в статьи соглашения Международного валютного фонда" и законопроект "О государственном бюджете Украины на 2009 год" относительно увеличения бюджетных назначений Генеральной прокуратуре Украины.
Смысл первого законопроекта сводится к тому, что Украина подержит новую формулу голосования в МВФ, которая сохраняет за США право вето при принятии любых решений в Фонде, в том числе кадровых.
Что касается Генпрокуратуры, то проектом закона предлагается увеличить объем бюджетных назначений Генпрокуратуре на 150 тыс. грн. за счет уменьшения на соответствующую сумму бюджетных назначений Государственному управлению делами по бюджетной программе "Визиты президента Украины за границу".
А деньги направить на финансирования мероприятий по установлению аутентичности записей разговоров, сделанных бывшим офицером Госохраны Николаем Мельниченко в кабинете второго президента Украины Леонида Кучмы.
Ну, статью расходов «Визиты президента Украины за границу» вообще можно вычеркнуть. Он уже никуда, кроме Синегоры, не ездит, поскольку не приглашают. И тут все очевидно.
А вот зачем ему посреди кризиса внезапно понадобилось делать новую экспертизу пленок Мельниченко, если уже и сам Мельниченко об этом почти забыл? Это вопрос. Ответ вижу только один: надо подбросить денег Генпрокуратуре, чтобы она посадила, наконец, Юлю, поскольку «наша кыця» совершенно не дает жизни пчеловоду. А с экспертизы деньги потом легче списать и поделить.
А теперь скажите, как этот дурдом мог благотворно отразиться на валютном рынке? Да никак. В одной центральной деловой газете сегодня написали, что причин укрепления гривны три.
Первая – административные меры Нацбанка. Дескать, вчера, в 12.00, Шаповалов в созвал представителей банков и долго «крутил им хвосты». Во-вторых, между НБУ и «Нефтегазом» достигнута договоренность о продаже последнему $400 млн., так что выход монополиста на межбанк на курс не повлияет. И, наконец, угомонились спекулянты.
«На самом деле все не так, – говорит опытный эксперт, тесно связанный с валютными дилерами, банками, и всеми посвященными лицами вместе взятыми. – Просто гривны нет. Рынок сильно разбалансировали, возник дефицит безналичного гривневого ресурса. Межбанковский рынок «ночных» кредитов лежал.
Возникла ситуация так называемого безоборотного роста курса доллара. Т.е. доллар растет, а сделок нет. Еще три дня назад с наличной гривной все было о’кей, потом та беда, что случилась с «безналом», переползла и в обменки.
Вскоре у обменных пунктов закончились гривны, они попросту не смогли скупать доллары. И в среду многих граждане это ощутили на себе: курс был высоким, а доллары не принимали. Ситуация (до полудня 25 февраля) напоминала уличную пробку в столице. Наконец, последовал пробный откат.
Сначала на рынке наличной валюты в Днепропетровске, потом – в других городах. Оптовый курс покупки снизился с 9,55-9,66 грн./долл. до 9,35-9,45 грн./долл. Вслед за этим снизился курс на межбанке.
Причиной снижения стали вовсе не «танцы» вокруг МВФ и не нагоняй Шаповалова банкирам. Просто дилеры решили опустить «зелень» по просьбе клиентов. В результате сегодня межбанк работает на позиции 8,50 грн./долл с преобладаем предложения валюты», – поясняет источник.
Галина Акимова, Версии