УТРО СЕРОЕ В ТУМАНЕ - СТУС РАСКРЫЛ ОКНО, БАБА СЕРЕТ ЗА ДРОВАМИ...


10.02.2009 16:54

Чье имя собираются присвоить Донецкому национальному университету Ющенко и Вакарчук?

Скандал, разгоревшийся вокруг инициативы о присвоении Донецкому национальному университету имени Василия Стуса, не только не приближается к своему завершению, но даже разгорается по новой.

 

Буквально вчера Президент Украины Виктор Ющенко поручил Министру образования и науки Ивану Вакарчуку и председателю областной госадминистрации Донецкой области Владимиру Логвиненко в кратчайшие сроки рассмотреть "инициативу студенческого самоуправления" и больше не игнорировать этот крик души общественности.

 

Самопиар на костях

Президенту в этой ситуации совершенно невдомек, что на самом деле эта многострадальная инициатива принадлежит вовсе не студенческому самоуправлению (ибо оное является своего рода официальной университетской организацией и презентует точку зрения большинства студентов). Нет, инициаторами обращения к украинским властям явилась некая "украинская творческая интеллигенция", в числе которой были, разумеется, и студенты, однако большинство из них, если судить по подписям, относится даже не к Донбассу, не говоря уж о Донецком университете.

 

Но дело даже не в этом. Дело в том, что инициатива эта не нашла поддержки не только в лице донецких студентов, но и в целом среди донетчан, для многих из которых ДонНУ является одной из региональных святынь, а Василий Стус не является ни святыней, ни даже региональной особенностью.

 

"Я закончил этот университет, и горжусь этим, но если ему присвоят имя Стуса, я больше никогда в него не зайду", - говорит один из выпускников ДонНУ, подписавшийся против этой инициативы.

 

Впрочем, "подписантам", которые против, сегодня приходится нелегко: их комментарии безбожно удаляют, и порой приходится выставлять их по несколько раз, чтобы и противоположное мнение увидело свет.

 

Вот один из таких комментариев:

 

"Комментарий был удален шесть раз, кто кого?Я против всех и всяческих переименований. Что касается учебного заведения, то присваивать ему пристойно имя только одного человека - основателя. (МГУ им. Ломоносова, например). Остальное - политическая конъюнктура и спекуляция.

 

Наш Университет окончили несколько десятков тысяч человек. Они все что, хуже? Не имеют права на память? Да и не хватит в нашей стране университетов на всех когда -то попавших в тюрьму, пусть даже и по политическим мотивам.

 

Теперь даже лауреату Нобелевской премии по литературе - выпускнику нашего филфака не найдется место для скромной мемориальной таблички на стене - все занято нелепой в своей помпезной пошлости стелой в честь В.Стуса. Неужели этого (да еще проектируемого памятника) мало авторам идеи? Похоже, хочется пригреться в лучах чужой славы, карьерку сделать, в телевизоре помелькать", - пишет Алексей Сахно, выпускник истфака ДонГУ 1989 г.

 

"Дуже показово, що автори цього злобного "звернення" апелюють не до студентів та викладачів ДонНУ, а до представників влади - у даному випадку до міністра освіті (не забувши полити брудом, як це заведено серед свідомої української інтелігенції, його політичних опонентів). Для авторів цього листа принцип університетського самоврядування, прийнятий у цивілізованому світі - такий же порожній звук, як і для нашої держави. Авторам петиції до Вакарчука не цікаво пропагувати свою думку у студентських та наукових колах (або хоча б дізнатися їх думку щодо найменування ДонНУ). Ні, вони хочуть добитися перейменування номенкулатурним шляхом. Вони виступають за "вшанування" поета, якого називають борцем проти тоталітаризму. Але самі - погрузли у тоталітарному мисленні. Тому і лист, початий зі славослов'я на адресу поета-бунтаря, у них всеодно закінчується плювками у чергових "ворогів народу", - считает другой выпускник ДонНУ, ныне копирайтер Всеволод Петровский.

 

Ректор же ДонНУ Владимир Шевченко от инициативы вообще был в шоке: по его словам, лично к нему никто не обращался с таким предложением, а подписи собирали по принципу из известной сказки Леонида Филатова - "действуй строго по закону, то бишь действуй втихаря". "Василия Стуса уважают в нашем вузе, - божится Шевченко. - Мы каждые два года проводим научные конференции его памяти. На филологическом факультете сооружен барельеф, в музее отведен уголок под экспонаты, связанные с учебой Героя Украины в нашем заведении. Весной будем закладывать напротив главного корпуса студенческий сквер, там поставим бюст Василию Стусу. Существует решение горисполкома, существует проект". Но активистам акции мало решений горисполкома и каких-то там проектов. Самое время - пиариться на приверженности к высосанным из пальца национальным ценностям, и тут уж не до здравого смысла.

 

Против этого предложения выступили и молодые БЮТовцы, по мнению которых акция является не более, чем самопиаром тех, кто ее затеял. Более того, против оказалась даже глава Донецкой областной организации Конгресса украинских националистов Мария Олийнык, которая в последние годы не устает ратовать за переименования районов и улиц Донецка. По мнению Олийнык, жители Донецка просто "не поймут", если университет получит имя Стуса - мол, это все равно, что назвать университет в Донецке именем Бандеры. Однако активисты акции продолжают уверять, что "за Стуса" в Донецке выступает "большинство студентов", и даже успели тиснуть пару-тройку пасквилей в некоторые издания о том, как "схвально" восприняли студенты эту инициативу. Особенно радуется координатор общественной инициативы Станислав Федорчук, который уверен, что как только университету присвоят имя Стуса, большинство донетчан умрет от счастья.

 

"Инициативная группа собрала уже 500 подписей сегодняшних и студентов университета прошлых лет. Под нашим обращением в Интернете подписались известные в Украине люди", - уверяет общественность Федорчук, который, по всей видимости, сам находится в умилении от собственных достижений. Стоит ли напоминать Федорчуку, что в Донецком университете ныне обучается 25 тысяч одних только студентов, не говоря уж о преподавателях, среди которых одних доцентов - свыше 550, а профессоров - около 120, и из всей этой братии подписи под инициативной должен поставить каждый. Только тогда она будет считаться достоверной.

 

Однако, невзирая на все это, инициативу активно одобряют в Министерстве образования и науки. "Василий Стус - совесть украинской нации, человек несокрушимой воли, Великий Украинец, один из самых ярких представителей нашей интеллигенции, который свое творчество и жизнь посвятил делу независимости Украины", - "заволав" Министр Иван Вакарчук, и его "волання" тут же было подхвачено представителями уже упомянутой украинской интеллигенции. "Учитывая то, что Василий Стус начал свой жизненный путь на Донбассе", уверяет интеллигенция, которой, похоже, совсем невдомек, что свой жизненный путь "величайший писатель" начал в Винницкой области, его имя должно всенепременнейше венчать флаг ДонНУ. И точка.

 

"Вот вам русская сторонка"

 

Что касается самого ДонНУ, то в университете эти, с позволения сказать, инициативы породили вначале праведное возмущение, а затем и протест. Протестуют студенты и преподаватели прежде всего потому, что их мнения, собственно говоря, никто не спросил. Дело ведь даже не в самом Стусе, а в том, что такие вещи решаются, как минимум, на общеуниверситетском референдуме, если, конечно, их действительно инициирует студенческое самоуправление, называемое иначе студсоветом, профсоюзом или уж, на худой конец, инициативной группой.

 

Более того, в этом вопросе, как говорится, не должно быть посторонних. Это прекрасно, что за судьбу Донецкого университета ратуют посторонние граждане из Львова, Черновцов, Бердичева, Острога и Киева. Это просто удивительно, что некто, скажем, "свидомый украинэць" Володимыр Корабэль задыхается от восторга, ставя подпись в колонке "за переименование". Однако жители других городов в лице свидомых Корабэлей к этому вузу отношения не имеют. Оценки должны давать лишь сами студенты и преподаватели, которым в этом университете еще учиться и работать. Вопрос очень банален: хотите ли вы учиться в университете имени Василия Стуса, и будете ли вы этим гордиться? Спросите это у студентов химического, биологического, математического или физического факультетов. И посмотрим, что они вам ответят.

 

Второй причиной для протестов является, собственно, сам Стус. Разумеется, никто не хочет отбирать у опального борца за украинскую культуру его славы, однако же, откровенно говоря, никто особенно этой самой славы и не помнит, включая, к слову, и представителей украинской филологии, к коей и принадлежал некогда поэт. Автор этих строк лично попросил нескольких знакомых студентов-"украинцев" процитировать навскидку пару-тройку строк из творчества "Великого Украинца", и был неприятно поражен, узнав, что последние не знают даже пресловутого "Народе мій, до тебе я ще верну". Стоит ли говорить, что подписи "экзаменуемых" студиозусов уже месяц как красуются под указанным выше обращением. Аналогично поступают и авторы газетных материалов, посвященных Стусу - строки о том, кем был этот человек, поголовно берут из Википедии, - мол, критик, публицист, правозащитник, поэт, а вот углубиться в произведения оного никто не удосужился.

 

А тем временем в этих произведениях можно найти много любопытного. Начнем, пожалуй, с того, что русскоязычный Донбасс Стус не так, чтобы уж и любил, не говоря уж о его жителях - "заезжих россиянах", которые... занимают в городах места украинцев. Впрочем, помимо россиян, виноваты, как всегда, были еще и евреи. "...Міське населення в українських містах рекрутується в основному за рахунок наїжджих росіян... Видно при простих арифметичних підрахунках, що (...) тільки через росіян 4.227.769 українців не мають змоги жити в українських містах. Коли ж добавити сюди ще й євреїв, які майже всі живуть у містах і користуються російською мовою, то серед міського населення буде вже понад 31% неукраїнців (тобто некорінного населення республіки). Отже, понад 5 мільйонів українців не можуть зайняти свого законного місця в містах, не можуть користуватися всіма отими перевагами, які дає життя у місті в порівнянні з помешканням на селі, не можуть брати найактивнішу участь у творенні самої культури української нації. Скільки серед тих понад п'яти мільйонів гине щодня, щогодини безслідно Шевченків, Франків, Бортнянських, Кошиців, Лисенків, Драгоманових, Грушевських, Яворницьких!" - в порыве патриотизма писал Стус, видимо, не подозревая, что патриотизм порой очень быстро перерастает в шовинизм.

 

Впрочем, какой тут шовинизм, если украинскую нацию Стус тоже жаловал не особо, да, собственно, и как ее жаловать, если сам же правозащитник и поэт считал ее... мертвой. "У нас немає майбутнього. Коріння нації -- тільки в селі, а "хуторянським" народом ми довго не проживем, пам'ятаючи про вплив міста, про армію, про всі інші канали русифікації".

 

Или вот еще: "... За переписом населення 1959 року маємо близько 4,5 мільйона українців в СРСР, що відмовилися від материнської мови на користь російської, бачимо, що тут уже йдеться не просто про проблеми, а про щось фатальніше, про життя і смерть української нації".

 

Нет, понятное дело, что в этих словах просматриваются не только упомянутый шовинизм, ксенофобия и прочие вещи, не приличествующие лицу любого адекватного человека, и пачками нарушающие статьи украинской же Конституции, но и действительно некая озабоченность судьбами родного народа. Более того, никто не собирается спорить с тем, что за эту самую озабоченность писателя в итоге всячески притесняли. Однако дело в данном случае заключается не в любви к Украине, а в ненависти к тому, что Стуса окружало. И ненависть эта обнажала самые неприглядные стороны его творчества. Сегодня по Интернету активно гуляет, с позволения сказать, стихотворение Стуса, в котором он проявляет все свое отношение к окружающей его действительности в целом, и к Донбассу, в частности, где ему эту самую действительность довелось наблюдать. Приводим текст, что называется "без купюр":

 

Утро серое в тумане - я раскрыл окно,
баба серет за дровами, серет уж давно,
полупьяненький солдатик девку еть ведёт,
прислонившись у забора мужичёк блюёт,
вижу лужу, в луже тёлка тихо-тихо ссыт,
вот вам русская сторонка, деревенский быт.

 

(В. Стус, "Твори у чотирьох томах", том 3, книга друга, ст.448)

 

Многие, прочитав это стихотворение, тут же возмутились - дескать, Донецкий национальный университет, настоящее святилище науки хотят назвать именем поэта-сквернослова и ненавистника региона, в котором он жил и работал (по всей вероятности, процитированный опус описывает действительность "деревенской" Горловки, в которой Стусу довелось преподавать). Однако для эрудитов ситуация оказалась куда более печальной и разоблачительной для Стуса, как поэта. Выяснилось, что Василий Стус проявил себя еще и как... банальный плагиатор. Строки "слизаны" фактически буквально со стихотворения известного нецензурными произведениями русского поэта Ивана Баркова:

 

Жаркий день мерцает слабо,
Я гляжу в окно.
За окошком серет баба,
Серет, бл..., давно.
Из ее огромной сраки
Катыхи плывут...
Полупьяные ребята
Девку еть ведут.
Девка пышется задором,
"Матушка", - орет,
Прислонившийся к забору
Мужичок блюет...
За рекой расплата в драке,
Телка в лужу ссыт.
Две сукотные собаки -
Вот вам сельский быт.

 

"Без рук, без яєць"...

 

Изложенные факты, мягко говоря, безобразны. А для поэта, который не гнушается плагиатом, и вовсе - убийственны. Однако в Украине этого признавать не хотят - Стуса сделали Героем Украины, ему устанавливаются барельефы и памятники, а в Донецком университете уже есть аудитория имени Васыля. На аудитории любителям гениального поэта следовало бы остановиться - остановиться уже хотя бы для того, чтобы в Украине не нашлось правдолюбцев, которые могут не просто проанализировать творчество Стуса и обнаружить там вышеизложенные вещи, но и даже припомнить массу других весьма и весьма неприглядных вещей из его жизни - благо жил поэт не так уж и давно. Например, то, что правозащитник Стус относился крайне нетерпимо к православной вере и фактически разжигал религиозную вражду: Стус обвинял православие "пасеїстичний дух" которого "тяжким каменем упав на молоду невизрілу душу народу [...]. Може, це одна з причин нашої національної трагедії".

 

Или вот еще одна находка для психоаналитиков - зацикленность Стуса на "генитальной" теме. Вот, к слову, как поэт характеризует ту самую украинскую интеллигенцию, потомки которой сегодня собирают подписи в его защиту: "Нічні полюції замість діянь - це наше... Всякий (навіть український) інтелігент: без рук, без яєць, без учинків".

 

Однако "украинская интеллигенция", по всей видимости, решила доказать всем, и Стусу, в том числе, что у нее и с руками, и с яйцами все в порядке. Но, увы, если пользоваться терминологией самого Стуса, кроме "ночных поллюций" пока что ничего не вышло.

 

Впрочем, нет. Вышло. У организаторов акции прекрасно получилось попиариться на очередной националистической теме, которые чужды "некультурному" Донбассу, и выступить героями в паре-тройке второсортных СМИ. У организаторов акции чудесно вышло внести раздор в ряды студентов ДонНУ и снова представить регион в весьма и весьма неприглядном свете. Наконец, организаторам акции несомненно удалось от души потоптаться на памяти поэта, которого они же хотели сделать национальным героем, а сделали фактически человеком, воспоминание о котором у большинства донетчан теперь вызывает раздражение. И вместо того, чтобы переиздавать те стихи и работы Стуса, которые, безусловно, имеют художественную ценность, о чем, к слову, сегодня активно ратует его сын, Дмитрий, организаторы акции поднимают на поверхность то, что следовало бы скрыть. Такое впечатление, что акция эта - провокация против самого Стуса, о котором сегодня всплывет столько всего неприглядного, что его именем будет стыдно назвать не то, что университет, но даже и общественный туалет. Но активистам на все это плевать.

 

И единственное, что удивляет в этой ситуации, - почему на все это плевать и тем, кто явно против такого положения дел. Почему в Донецке до сих пор не было открытых акций протеста (сегодня, правда, в ДонНУ прошел подобный митинг)? Почему никто не выступает с заявлениями и обращениями? Почему молчат в тряпочку областные власти, которым, как всегда, спокойнее просто взять "под козырек" и выполнить поручение президента, чем отстоять стремления своей же территориальной громады? Да, сегодня Донецкий городской голова Александр Лукьянченко по просьбе корреспондента КИДа прокомментировал эту ситуацию, однако одних комментариев мало. Донецк в который раз требует активных действий, а их в регионе как не было, так и нет. И в итоге может статься, как обычно: решение о переименовании университета будет принято за спинами донетчан, а они - при всем своем возмущении и негодовании, - будут вынуждены этому подчиниться. Получается такой себе исторический казус: именно Стус своим примером учил многих не покоряться и до последнего отстаивать свою точку зрения и, если понадобится, даже умирать за нее, а теперь за счет того же Стуса Донбассу пытаются в очередной раз навязать чуждые ему вещи, а он, сложив лапки на пузе, просто покорно ждет своей участи.

 

Источник: Майя Ленская.

 

КИД

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/25613/
© 2006-2008, komitet.net.ua