О ЗАМЕНЕ НАЗВАНИЯ «МАЛОРОССИЯ» НА «УКРАИНА»


06.02.2009 11:23

Антирусская идеология, которой сегодня пропитана Украина, ставит вопрос о том, кто же это они украинцы, и каковы их ценности и прошлое. Если к рассмотрению данной проблемы подходить из исторической ретроспективы, то можно обнаружить, что украинцы были частью этнических русских, которым сначала было навязано малоросское самовосприятие (как части русского народа), а затем и украинское. Поэтому и вызывает удивление эта украинская новая идеология, в которой вынашивается ненависть к своим братьям, т.е. народу, от которого «украинцы» произошли.

 




Таким образом, если рассматривать самоопределение жителей Руси
(на территории России, Белоруссии, и Украины) в далекие времена (839 – 1246), то можно заметить, что никто из них не считал себя  «малороссами», «великороссами», «беларусами», «восточными славянами» или «украинцами». Все эти термины появились в более поздний период.

 

Необходимо осознавать, что русский народ себя не «дробил» на части. Примечательно, что в сохранившихся древних документах, летописях и других источниках, в которых речь идет о жизни населения Украины в то время, нигде не упоминаются ни украинцы, ни сам топоним «Украина».
 
В течение XVIII века сложилось мнение, что русский народ триедин (
великороссы, малороссы и белорусы), а державная власть Московского царства во всех трех частях едина и закона, так как московские князья, и в последующем цари, ведут происхождение от Александра Невского (Иннокентий Гизель, «Синопсис» 1674 г.).

 

В летописях и документах с XIII по XVII век также нет упоминаний названия «Украина» и «украинцы». Впервые «украинцы» появляются в конце XVII – начале XIX веков. Но обо всем по порядку.

Происхождение понятия «Малая Русь» и малороссы

Малая Русь
(Малороссия) – название, которое распространилось благодаря греческим православным иерархам – после татаро-монгольского порабощения русских земель, свободными остались лишь две области: Галицко-Волынская и Владиро-Суздальская, активно поддерживавшие отношения с Константинопольским патриархатом.

 

Тогда то и появилась потребность в том, чтобы различать одну Русь от другой в понятийном смысле. Византийцы использовали существующие географические обозначения: «малая» и «великая», в зависимости от древности существования. Отсюда и пошло, что Малой Русью звали исконно русские земли, а Великой Русью – территории, колонизированные в более поздний период.

 

Так, в 1347 году византийский император Иоанн Кантакузин в письме князю Ольгерду Гедеминовичу заявил, что русский народ познал Бога и просвятился крещением, и имеет он одного митрополита – киевского на всю Россию, как на Малую, так и на Великую.

Еще до того, в 1335 году, галицийский князь
Юрий Болеслав II в Грамоте великому немецкому магистру Дитриху от 20 октября 1335 года назвал себя князем Малой Руси. Понятия Малая и Великая Русь вошли в официальное употребление в 1361 году, когда патриарх учредил две митрополии: одну в Великой Руси с центром во Владимире и Киеве, а вторую в Малой Руси с центром в Новгороде и Галиции.

 

Данные определения (Великая и Малая Русь) использовались православными священниками и монахами (русскими и греческими), а также людьми, воспитывавшимися в данных традициях. Особенно часто эти понятия стали употребляться в текстах православный публицистов после подписания Брестской унии в 1596 году.

 

По названию территории «Малая Русь» (Малороссия»)  местных жителей стали звать малороссами. Данное название существовало до Октябрьской революции, а в 1922 году революционеры директивно запретили название «Малороссия», заменив его на «Украина».       

Как возник топоним «Украина»

Согласно
Роману Храпчевскому, название «Украина» (Краина) изначально использовалось для обозначение приграничной территории как в России, так и в Польше. В древних русских летописях насчитывается около 20 случаев упоминания слова Украина, и всегда в одном и том же значении – приграничный регион. В аналогичном значении это понятие используется и в польском языке.

Русские вплоть до 1569 года сохраняли свое этническое единство
(в глазах местного населения и иностранцев), несмотря на то, выходцами из какой страны они были (Москвы, Великого Княжества Литовского или Польши, или в последующем, после 1569 года, – Москвы и Речи Посполитой).

 

Однако Рим (Римско-католическая церковь) начинает проводить политику изменения культурного и национального самоопределения православных русских под политическим контролем католической Речи Посполитой. В условиях  принятия унии и хаоса, явившимся результатом проведения такой политики в русской среде, в польской письменной традиции все чаще фигурирует понятие «Украина» вместо «Россия». Данное название не было официальным, однако было широко распространено среди польского дворянства и, таким образом, проникло и в сферу хозяйства.

Начало замены названия
«Россия» на «Украина» лучше всего можно проследить в наследии иезуита, великого римско-католического миссионера и ненавистника православия Антония Посевина, который проводил переговоры между Речью Посполитой и Московским государством в 1581 – 1582 гг.

 

Посенин был осведомлен о Белой и Червонной Руси, находящихся во владениях польского короля, поэтому он настаивал на том, чтобы оспорить у русского царя титул «всея Руси», заменив его просто на формулировку «царь Руси». В то же время, Посевин предложил наряду с унией, целью которой был раскол духовного единства русских, использовать и другие метода уничтожения народного согласия.

 

Идея Посевина заключалась в том, чтобы в целях борьбы против православного русского государства, использовать создание новых народов, идеология которых была бы лояльна по отношению к Риму и Польши. С этого времени и начинается полонизация русских, а также русского языка на Украине.

Так, в середине XVIII века  название «Украина» стало устойчивым для обозначения территории Малороссии. Данная польская концепция замены топонима «Россия» на «Украина» доходит до своего логического завершения в XIX веке посредством теории графа Тадея Чацкого (1822) и римско-католического священника Ф. Духовского.

 

Первый из них название «Украина» объяснил как этническое, т. е. данное слово происходит от наименования племени «Укра»; согласно же теории второго из перечисленных, украинцы ничего общего не имеют с великороссами, а происходят от финн и татар.

 

В поддержку подобных представлений об Украине в польском обществе первой половины XIX века выступила так называемая «поэтическая украинская школа», последователем которой был и А. Мицкевич. Влияние данной школы было огромным, но, прежде всего, она ориентировалась на политические претензии польской аристократии на «потерянные земли на Востоке». В этом то и заключается живучесть мифа об «Украине».

Как же получилось, что этот польский топоним был принят русскими?

Первоначально название приняли казаки, которые были под Польшей и общались с поляками. Наряду с тем, казаческие старейшины, достигшие определенных высот в Польше, использовали топоним
«Украина» (в общении с поляками), а вот уже с православными священниками и представителями государственной администрации они всегда употребляли названия «Россия» и «Малороссия».

 

Особенно ярко это отражено в письмах Богдана Хмельницкого (окончившего польскую иезуитскую школу) и атамана Запорожской Сечи Ивана Сырко (у него не было польского образования): первый из них употреблял название «Украина», второй же – «Малая Русь», «Малорусская украина» и т. д.

Однако в течение XVII века понятие
«Украина» практически исчезает из употребления в Малороссии, его использование становится весьма редким. Но после включение в состав России правобережья Днепра в 1792 году вместе со всем польскими землевладельцами и дворянством, которое на данной территории было практически единственным образованным населением, и в результате чего было вовлечено в дела государственного правления и систему образования Российской Империи, употребление понятия «Украина» возобновилось само по себе.

 

С этим связано и употребление названия «Украина» Тарасом Шевченко: в 15 лет он был в городе Вильно, где мог общаться только с поляками и изучать польский язык. В его стихах употребляется слово «Украина», а не «Малороссия».

Название «Малороссия» сохранялось вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Наряду с подобным польским влиянием, в продолжение замены топонима и выстраивания
«галицкой, украинской идеологии» определенную лепту внес и коммунистический режим, перенявший польское видение Малороссии, результатом чего стали четыре попытки насильственной украинизации русского населения в этой стране.

Первая попытка украинизации под властью Советов произошла после Революции 1917 года. На данной фазе были уволены из органов государственной службы все, кто не знал украинской
«мовы», также была развернута кампания против русского языка и культуры на Украине. После установления в России коммунистического режима и превращения Малороссии в Украинскую Советскую Социалистическую Республику (УССР), процесс украинизации был поставлен на уровень государственной политики, и принял совершенно новый размах и масштабы. Были образованы так называемые «тройки украинизации» (по образцу троек ГПУ, обрекших на смерть миллионы людей), а также тысячи «комиссий» подобного рода.

Административный террор и насилие принесли свои негативные плоды. В русском городе Мариуполе, например, в 1932 году не осталось ни одного класса, где бы обучение осуществлялось на русском языке. Данная кампания украинизации русских продолжалась больше десятка лет, начиная от середины 20-ых гг. До 1937 года, когда самые яростные борцы за Украину были, на удивление всем, признаны
«врагами народа» и посланы в советские концлагеря. Накануне Второй мировой войны украинизация официально не отменялась, однако данному вопросу перестали уделять столько внимания.

Затишье не продолжалось долго. Военные победы армии Гитлера привели к тому, что в конце 1942 года почти вся Малороссия оказалась под немецкой оккупацией, что, в свою очередь, придало новые силы радикальным сторонникам украинизации малороссов. Заручась поддержкой немцев, они запретили использовать в печати русский язык и ввели исключительно украинский.

 

Изменениям подверглась и система образования. На всех местах, где предполагалась работа с людьми, должны были работать только те, кто знал украинский язык. Те же, кто им не владел, увольнялись. Подобные действия финансировались из Германии, при активном участии немецких специалистов.

Следующая волна украинизации наступила во времена
Хрущова, однако с приходом Брежнева прошла – без государственной поддержки украинский язык «умирал» естественной смертью.

Четвертая волна украинизации русских в Малороссии наступила после провозглашения Украины независимым
«демократическим» государством. Направлено это было не только на то, чтобы Украина осталась без русских, но и чтобы убеждения этой «новой» нации имели четкую антироссийскую направленность.

Данный проект создания из малороссов украинской нации в российских научных источниках известен как
«галицкий проект или идеология». Так, благодаря галицкой идеологии, в стране с разваливающейся экономикой, где голодают люди, нередко ища хлеб по мусорным контейнерам и городским свалкам, где среди молодого поколения серьезно стал вопрос алкоголизма, наркомании и преступности, а проституция представляет единственный способ выживания для большого числа девушек и молодых женщин, где от туберкулеза и сифилиса умирают целые регионы, где у государства нет денег на лекарства, чтобы лечить больных в больницах, где смертность превышает рождаемость, а самоубийства становятся массовой эпидемией, где расхищение государственной казны, взяточничество, коррупция и распродажа национального богатства представляют основную деятельность государственного аппарата, начиная от мелких чиновников и заканчивая президентом страны, – в этой стане все с параноидальной одержимостью указывают лишь на одну проблему – как сделать украинский язык массово употребляемым, каким образом заставить 49 миллионов жителей этой страны забыть родной русский язык и возненавидеть русских и православие.

 

Данная политика осуществлялась при мощной поддержке США, Евросоюза и НАТО. Стратеги США считают, что если Украина сохранит хорошие отношения с Россией, или даже объединится с этим государством (и Белоруссией), тогда этот русский союз, по количеству населения, территории и богатству, бутет мощнее не только Германии, но и всей Западной Европы.

 

Однако, если Украина вступит в альянс со своими западными соседями (поляками, литовцами, румынами), т. е. вступит в Евросоюз, то тогда образуется сильный противовес России, которая превратиться в государство средней значимости.

 

Но, чтобы это произошло, необходимо денационализировать население Украины, которое этнически русское, и превратить его в новую нацию, неприятельски настроенную по отношению к России, и дружески – к Польше, Евросоюзу и США .

 

Поэтому в научных кругах существует мнение о том, что украинец создан с целью строить чужие империи, а не созидать свое государство.

 

Данное мнение мы можем потвердить, проанализировав лидеров Украины, так как Янукович, Ющенко и Юлия Тимошенко абсолютно соответствуют данной характеристике.

Зоран Милошевич, фрагмент книги современного сербского ученого "От малороссов до украинцев", Источник: Геополитика.Ру

 

Скачать книгу Зорана Милошевича "От малороссов до украинцев" в формате MSWord (1.2 Мб)

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/25389/
© 2006-2008, komitet.net.ua