Если кому-то Юлия Владимировна и должна поставить памятник за свой блеск в парламенте, так это дедушке Стельмаху, невольно подыгравшему ей с девальвацией. Почему-то никто не сообразил, что, как бы ни упал импорт, налогообложение ввоза стиральной машины в $300 при курсе 7,7 грн./$ дает больше гривен, чем при 5,05 грн./$. Вот вам и рост налоговых поступлений. Правда, есть и другая сторона – бюджетные расходы не пересчитываются на доллары, поэтому, если раньше на выделенную гривну можно было получить два укола, то теперь – один…
Как бы мы ни относились к Леди Ю, но ее умение отбивать бейсбольные подачи противника, не моргнув глазом выдавая чудовищные инсинуации, вызывает искренний восторг. Истинно сказано: никогда так не врут, как перед выборами и после охоты. И чем меньше правды в том, что говорится с трибуны, тем больше уверенности в голосе и облике премьер-министра.
Не секрет, что Юля рвалась в парламент, начиная с 30 января. В промежутке между 26 и 30 января она боялась этого почти, как ареста в 2001-м. Что произошло за 72 часа? Растаможили повторно газ «РосУкрЭнерго» в пользу «Нефтегаза»? Не только.
За это время до правительства дошла простая истина: нужно срочно пересчитать все валютные транзакции в стране и получить огромный плюс в обесценившихся гривнах. И настало счастье. Как там в песне поется: «Три счастливых дня было у меня…». Вот то-то и оно.
Вместо плача Ярославны в исполнении министра финансов Виктора Пинзеника, чья докладная была нарочно «слита» на известный сайт, вместо жалоб ГНАУ на завышенный до невыполнимости план по сбору налогов, появился негласный циркуляр – радоваться коллапсу, ибо он несет благую весть.
Чем занимается сейчас налоговая? Срочно пересчитывает налоги с процентов, которые банки зарабатывают на валютных кредитах, учитывая разницу курса.
Получается, что если раньше банк, заработав $1000, платил налоги из расчета примерно 5000 грн., а летом, когда была ревальвация – из 4650 грн., то нынче, исходя из официального курса, он платит из 7700 грн. На ровном месте набегает 35% роста доходов бюджета, полученных только лишь на курсовой разнице. Тем же самым занимается и таможня.
А если учесть, что в январе в бюджет поступили годовые и квартальные налоги за 2008-й, растаможены по новому курсу ранее закупленные импортные товары, поступили платежи за проданную ранее продукцию, то все это, несмотря на жуткое падение в натуральном выражении, в цифрах дало существенный плюс.
Поэтому Юлия Владимировна мастерски жонглировала цифрами, рассказывая, как деньги, словно наводнение, затапливают бюджет. Их уже столько, что «ни спрятаться, ни скрыться», они повсюду: в зарплатах бюджетников, в довольствии военнослужащих, в стабилизационном фонде. Денег, утверждает Тимошенко, в Украине куры не клюют.
Это правда. С одним маленьким уточнением: это гривен у нас куры не клюют. Обесцененных гривен. И чем больше будет галопировать инфляция, тем выше в гривневом выражении будут доходы бюджета и тем ниже покупательная способность национальной валюты.
Может, это в силу возраста не сообразил дедушка Стельмах, который так здорово подыграл сопернице его босса Виктора Ющенко. Но прекрасно понял Николай Сивульский.
Этот, как сказал бы мой коллега, «хитрый иблан», работал в Национальной банке и Минфине в самое замечательное время: первую половину 90-х годов.
Когда инфляция исчислялась даже не десятками, а сотнями и тысячами процентов годовых. И тогда перевыполнение бюджета в купонном исчислении было беспрецедентным! Планировали в миллиардах, к концу года получали – триллионы. И перевыполняли план в сотни тысяч раз.
Если идти таким же путем, то бюджет мы, безусловно, не только выполним, но и перевыполним. Но, как тогда в 90-е – если не успел утром купить хлеб, то вечером на ту же купюру уже не купишь ничего, – так и в 2009-м в цифрах у нас будет «зашибись», а в натуральном выражении – «торба».
А то, что будет избран именно путь непризнанной инфляции, к сожалению, уже не вызывает сомнений. Январь съел все оставшиеся запасы. В феврале выполнить бюджет будет несравнимо сложнее. И чтобы до президентских выборов сохранить красивые показатели, придется обесценивать гривну по отношению к доллару, повышать цены, дабы получить больше налогов, и, приписывая себе подвиги, переводить стрелки неудач на Банковую.
Кстати, и в этой сфере Тимошенко гениально преуспела. Забирая позитив себе, она отдает весь негатив Ющенко и его команде. С трибуны она заявила, что 80% бюджетных расходов выполнено. Возникает вопрос: почему же медики и учителя не получают зарплату? Почему студенты не получают стипендии? Ответ очень простой: деньги украл демон Фирташ для мерзопакостного «мазурика».
Мало кто знает, что счета почти всех государственных медицинских учреждений находятся в банке «Надра», который никому ничего не платит. Моя знакомая врач уже три месяца не может получить зарплату по карточке банка «Надра», бегая от банкоматов к отделениям банка и обратно. Ей нечего кушать. Она в отчаянии. Но предъявить претензии Тимошенко ни она, ни ее коллеги не догадываются.
Конечно, ведь правительство перечислило деньги на медицину. Оно хорошее. А Ющенко плохой: он назначил своего друга Князевича министром здравоохранения, чтобы тот запустил деньги медиков в банк Фирташа.
Именно потому, что Фирташ–Ющенко–Князевич ее враги, она горой стоит за Тимошенко. В ее докторском сознании Юлия Владимировна – это лекарство от болезни, которая называется президент Украины. И так думают многие.
Не понимая главного: Князевич – член правительства Юлии Тимошенко. И, если бы Юля хотела, чтобы медики не голодали, она бы решением Кабмина забрала деньги из «Надр» давным-давно. Но ей это выгодно. Ибо каждая голодная и злая санитарка – это ее электорат, а не тупого, проворовавшегося мессии.
Подтверждает мои слова и такой факт: уже после того, как «Надра» фактически «скопытился», туда в приказном порядке перевели деньги вузов. Не дадут мне соврать студенты киевского экономического университета: уже не первый день они и их родители бегают по банкоматам, тщетно пытаясь отоварить карточки.
Да, Иван Вакарчук, как и Василий Князевич, это «гоп-компания» президента. Да, у президента остался один масштабный спонсор – Дмитрий Фирташ, которому при проигрыше Виктора Андреевича на президентских выборах светит одна, безальтернативная перспектива – «небо в клеточку и друзья в полосочку».
Но и у Фирташа копилка не бездонна. Так что надо ему подбрасывать деньги. И не важно, полностью захватил он банк «Надра» или частично. Народ, благодаря Тимошенко, не сомневается в том, что «Надра» и Фирташ неразделимы, как Ленин и революция.
То, что, таким образом Виктор Андреевич копает яму себе, любимому, он не понимает. О том, сколько месяцев сидят без зарплаты медики, и каково будет без стипендии студентам, он банально не знает. Это не те вопросы, которые ему докладывают.
Не Батурин, не памятник голодомору, не приплод у пчелок. Ющенко на поверку оказался обычным дауном. И тут одинаково не повезло и ему, и стране.
А Юля не даун. Она, по собственному признанию, птичка. Но не та птичка, что приносит оливковую веточку (это был маскарад), а та, которая питается падалью.
Когда Виктор Андреевич по собственной дурости и по жадности своей команды себя угробит, Тимошенко его растерзает. Потому такой трепетной заботой она окружает глупых и жадных министров, перекидывающих казенные деньги в банк «Надра» или в банк «Киев», близкий к Плющу (откуда, по словам спикера Литвина, тоже хрен выжмешь деньги по уходу за ребенком). Как и дедушка Стельмах, они ее невольные сообщники.
P.S. Один нарочито эрудированный депутат решил подловить Юлию Владимировну на интеллекте и спросил ее мнение насчет кредитно-дефолтных свопов. Еще бы спросил, как пропатчить KDE2 под ОС FreeBSD. Тимошенко не ответила. Обещала рассказать товарищу персонально, в кулуарах.
Хотя было правильнее не испытывать IQ премьера, а просто сказать: эти долговые бумаги, которые, грубо говоря, представляют собой страхование рисков по работе с другими странами, в отношении Украины сейчас торгуются на таком уровне, что сомнений в близости дефолта не возникает.
P.P.S. То, что дела плохи, подтверждает и поведение обитателей правительственного корабля. Министр несчастной экономики Богдан Гаврилишин вчера стал членом-корреспондентом Академии наук.
Явный признак того, что корабль скоро затонет и нужно готовить себе запасной аэродром…
Галина Акимова, Версии