На "Укртатнафте" Миша оказался в роли Наполеона в сожженной Москве. Вроде – победа, вроде – форпост взят, а ни радости, ни выгод в этом нет. И как жить дальше на захваченной территории, неясно. Наполеон, как известно, долго в Москве не просидел – голод погнал его к Калуге, а вывел к Березине, где великий "рейдер" своего времени утопил остатки войска. Можно констатировать, что Коломойский дал повод для нанесения разрушительного экономического удара по Украине. Как в одесском анекдоте: "Мама, остановите Беню, он пошел на рынок за маслом, а придет с погромом!".
Специалистами замечено, что у профессионалов со стажем рано или поздно наступает момент головокружения от успехов, потеря чувства реальности и утрата самоконтроля. Именно поэтому опытные водители совершают тяжелые ДТП, летчики – роняют самолеты, каскадеры разбиваются в банальных трюках, а саперы подрываются на минах. Нечто похожее на определенном этапе происходит и с рейдерами. Опьяненные вседозволенностью и безнаказанностью, они совершают шаги, которые оказываются для них в конечном итоге самоубийственными.
Пересменка в ФПГ "Приват", когда вместо Геннадия Корбана "генеральным рейдером" группы стал Михаил Киперман, ознаменовалась новыми стратегическими планами по расширению владений. Киперман решил "играть по-крупному". Корбан его не поддержал, но присоединился.
Дело в том, что идеология Корбана базировалась на принципе "тащи все, что не съедено другими ФПГ". Следуя ей, "Приват" поглотил или "надкусил" Днепропетровский масложировой комбинат, "Днепрофарм", "Киевскую фабрику технических бумаг", Днепропетровский дом быта, рынок “Озерка”, “Киевтрактордеталь”, НДИ “Инжпроект”, “Укрспецавтоматика”, “Сатурн”. А также упорно тянется к "сонной артерии" "Киевгорнефтепродукта".
Киперман поначалу тоже следовал "корбановской" стратегии – захватывать лишь самостоятельные, не поглощенные другими объекты. Его жертвами были Золотоношский машиностроительный завод, "Украгрожильебытстрой", фармацевтическая компания "Дарница" и др. Но с недавних пор, выйдя на первые роли, он предложил бросить вызов сильным мира сего, уверяя, что это останется безнаказанным, как все прежние деяния.
Для разминки у российских инвесторов братьев Чуркиных был отнят Черноморский судостроительный завод. Но, во-первых, собственно "Приват" туда не ходил (всю работу проделал партнер Коломойского Вадим Новинский), во-вторых, Чуркины – это не ФПГ и даже не влиятельная бизнес-группа. У них толком нет покровителей ни в России, ни в Украине. К тому же у Фонда госимущества к ним имелись давние претензии. Поэтому победа над Чуркиными была практически бескровной и малозаметной для обывателя. А российская власть не вступилась за своего инвестора, посчитав произошедшее частным случаем.
Но для Коломойского успех Новинского с ЧСЗ стал сигнальной ракетой, чтобы двинуться на УТН ("Укртатнафту"). Пересказывать фабулу конфликта, думаю, излишне, поскольку об этом сказано и написано в последнее время несметное количество статей и заметок. Напомню лишь, что с 19 октября миноритарный инвестор (коим является "Приват", имея напрямую чуть более 1% акций) полностью контролирует предприятие, посадив туда своего менеджера – Павла Овчаренко.
Овчаренко давно, с 2004 года, судился за восстановление на работе, но при справедливом рассмотрении вопроса судебными инстанциями не имел бы шансов вернуться в директорское кресло, поскольку, как сказал в интервью одному из ведущих деловых изданий Украины отстраненный 19 октября от должности председателя правления АО "Укртатнафта" Сергей Глушко, никогда не был легитимным руководителем предприятия. Он утаил от суда важную информацию: нет ни одного решения собрания акционеров о том, что Павел Овчаренко избран на пост председателя правления. Его назначил на этот пост наблюдательный совет, совет собственно и снял. Что оспаривал в суде Овчаренко, требуя признать свое увольнение незаконным, так как за это не голосовали акционеры.
Впрочем, детали не имеют значения: заведя Овчаренко на "Укртатнафту" и отобрав его руками спорный (вопрос находится в суде) 18%-ый пакет акций татарстанских инвесторов, Коломойский бросил вызов уже не просто каким-нибудь Чмилям или коллективу "Трактородетали" (как это было в предыдущих художествах), а российскому самосознанию.
Не случайно жесткое заявление депутатов Госдумы и вице-премьера Сергея Иванова по "кременчугскому вопросу" (на открытии заседания комиссии по промышленности он назвал захват предприятия рейдерством и беспределом) совпало с празднованием в России нового государственного праздника – Дня единства. Этот праздник назван так не в честь блока партий, где первым номером списка в парламент идет нынешний президент Владимир Путин, а чтобы напомнить россиянам об освобождении от поляков под руководством Минина и Пожарского.
Повод, ясное дело, формальный. Но он позволяет поощрять патриотические движения, выводя на площади городов толпы горячих молодых людей с символикой "Наши", которые всячески демонстрируют поддержку правительства в его борьбе за великую Россию. А великой наша соседка, согласитесь, не может быть, если ее имущество, бизнес и предприятия похищаются (пусть и на чужой территории) каким-то олигархом с явно не великорусским прозвищем Беня и фамилией Коломойский. При нынешнем патриотическом ажиотаже "простить" оккупантам такой плевок Кремль просто не может.
Правда, суетиться и делать замечания зарвавшемуся рейдеру Коломойскому ни Путин, ни его окружение не будет тоже. Несколько раз украинская сторона получала довольно вразумительные, хотя и деликатные намеки о том, что пора остановить распоясавшегося олигарха. Так вежливые соседи намекают родителям бесшабашных детей, что пора бы унять детишек, не то будет хуже. Но реальных шагов сделано не было, что, собственно, вполне объяснимо – во власти нынче пересменка. Не до Бени. Чем последний и пользуется.
Точнее, пользуется Киперман, поскольку именно он получил карт-бланш по Кременчугу, отодвинув на второй план Корбана. Однако отобрать нефтеперерабатывающий завод у татарских акционеров это не украинский бюджет разводить на афере с автозаправками, купленными у себя самого за полцены и перепроданными контролируемой им "Укрнафте". И не продавать промышленным предприятиям газ собственной добычи, предназначенный населению.
На "Укртатнафте" Миша оказался в роли Наполеона в сожженной Москве. Вроде – победа, вроде – форпост взят, а ни радости, ни выгод в этом нет. И как жить дальше на захваченной территории, неясно. Наполеон, как известно, долго в Москве не просидел – голод погнал его к Калуге, а вывел к Березине, где великий "рейдер" своего времени утопил остатки войска.
Кипермана сырьевой голод гоняет по разным нефтяным компаниям, но безрезультатно. Завод перерабатывает в пять раз меньше нефти, чем мог бы. Взять ее пока неоткуда. Татарстан, который всегда поставлял свое черное золото для переработки на наших мощностях, после рейдерского захвата отказал Кременчугскому НПЗ. "Укрнафта" добывает 3 млн. тонн нефти при потребности 16 млн. тонн. То есть внутренние ресурсы искать негде. С потенциальными поставщиками "Приват" поссорился еще в ходе предыдущих рейдерских игр. В частности, он пытался отобрать у российской нефтяной компании "ЛУКойл" Одесский НПЗ, реестр которого, как и реестр "Киевгорнефтепродукта", оказался в Морском транспортном банке, прикупленном Коломойским по случаю. Беня с Мишей забыли, как издевались над детищем Алекперова, таская "ЛУКойл" по судам, но российские нефтяники запомнили это хорошо. Потому, когда Киперман сунулся к людям Алекперова с выгодным предложением, его спустили с лестницы.
В итоге завод сидит без нефти, Украина – без бензина (доедаем старые запасы), а над всеми навис Дамоклов меч неизбежной расплаты. Я думаю, она будет выражаться в новой цене за газ и новой идеологии сотрудничества, которую можно обозначить как "Вы еще попляшете у нас, суки!". Умение работать в таком стиле Москва отточила на молдавских и грузинских винах: Россия не пострадала, но тысячи фермеров упомянутых двух стран разорились, десятки – покончили с собой. Просто об этом мало пишут: прессе – не до страданий разоренных виноградарей в забытых Богом селах. Есть много других важных тем.
Фактически можно констатировать, что Коломойский создал предпосылки и дал повод для разрушительного экономического удара по Украине. Как в одесском анекдоте: "Мама, остановите Беню, он пошел на рынок за маслом, придет с погромом!". Но смешного в данной ситуации мало: речь уже идет об угрозе национальной безопасности страны, накликанной рейдерскими выходками "Привата". Это, похоже, понял даже Виктор Ющенко, отмалчивавшийся до последнего момента (вероятно, в связи с пресловутым спонсорством "Привата" избирательной кампании "НУНС"). Вчера он позвал к себе и.о. министра внутренних дел Михаила Корниенко и, между разговорами о количествах ДТП и ограблениях банков, высказал обеспокоенность захватами собственности. Осторожно и боязливо, но высказал. Видимо, страх перед неотвратимыми неприятностями перешиб остальные эмоции…
Николай Смирнов, "Версии.сом"