Можно ли сказать, что в этом году из-за глобального финансового кризиса политика окажет меньшее, чем обычно, воздействие на показатели рынков? Некоторые наблюдатели утверждают, что в 2009 г. на эти показатели будут влиять, в первую очередь, национальные и глобальные усилия по стимулированию. Возможно, это так, но политика и политики будут играть в этих процессах огромную роль - а несколько геополитических 'горячих точек' продолжат создавать факторы, определяющие ситуацию на рынках.
Начнем с финансового кризиса. Политики больших и малых стран ищут способы ответа на финансовый кризис и предлагают новые правила регулирования финансовых потоков и иностранных инвестиций.
После своего саммита, состоявшегося несколько недель назад, лидеры государств-членов 'большой двадцатки' обязались координировать планы. Но до этого дело вряд ли дойдет. Скорее, политики от Вашингтона до Нью-Дели будут, в первую очередь, работать над удовлетворением неотложных потребностей своих избирателей - и покровителей.
Большой риск: чрезмерное регулирование. Во имя защиты тех, от кого зависит их политическая судьба, чиновники, возможно, начнут создавать препятствия свободному потоку капитала, что может оказать долгосрочное воздействие на иностранные инвестиции и глобальный рост.
Таким образом, в 2009 году политика (а не профессиональный экономический анализ будет руководить глобальной экономикой более непосредственно и менее эффективно), чем когда-либо после Второй мировой войны. Это крупнейшая опасность для рынков на ближайшие годы.
Но не единственная. Геополитические 'горячие точки' - от Пакистана до Венесуэлы - также угрожают рынкам потрясениями.
Южная Азия и Ближний Восток
Особо нестабильным кажется положение в Южной Азии. Проблемы Пакистана в сфере безопасности продолжат переливаться через его границы в Афганистан и Индию. Президент Буш предупредил президента Обаму, что важнейший вызов, стоящий перед ним, - защитить отечество от новой крупномасштабной террористической атаки.
Существует большая возможность того, что замысел такой атаки зародится в неподконтрольных центральному правительству пакистанских провинциях на границе с Афганистаном, которые по-прежнему служат безопасным пристанищем для боевиков.
Ноябрьские теракты в Мумбаи были совершены из Пакистана - возможно, это предупреждение о том, что они не последние.
Критическим будет 2009 г. и на Ближнем Востоке. Потенциальным очагом конфликта является ядерная программа Ирана. Какая бы риторика не звучала из западных столиц, американские и европейские политики начали смиряться с тем, что ядерный Иран - это практически неизбежно.
Но израильское правительство смотрит на дело иначе, и находится под яростным давлением общественного мнения, которое требует продолжать конфронтационный подход в отношении Тегерана.
Добавьте к взрывоопасной смеси напряженный политический сезон в Иране в этом году. В июне должны состояться президентские выборы. Сторонники жесткой линии пользуются все меньшей популярностью - во многом потому, что у 70 процентов иранцев, которые слишком молоды, чтобы помнить исламскую революцию 1979 г., деспотическое правление вызывает отторжение.
Тем более, что бензин выдается по талонам, а безработица составляет 25 процентов. Однако, когда внимание публики обращается к ядерному вопросу, 'ястребы' получают широкую поддержку населения. Именно поэтому иранское правительство будет отвечать на реальные или предполагаемые угрозы со стороны Израиля собственными враждебными вызовами.
Тем временем, Иран, скорее всего, продолжит свою программу обогащения урана, игнорируя инициативы диалога со стороны администрации Обамы. Это создает риск непосредственного конфликта с силами США в южном Ираке и Ормузском проливе.
А что Ирак? Демократическое руководство Конгресса будет рассчитывать на то, что президент Обама выполнит свое обещание и начнет полный вывод боевых частей американской армии в ближайшие 16 месяцев.
Кроме того, новая администрация пообещала к июню вывести американские войска из иракских городов. Но совсем не очевидно, что Ирак сможет сохранить недавние достижения в сфере безопасности, когда американские силы уйдут, а вооруженные группировки наподобие 'Армии Махди' Муктады ас-Садра, выйдя из укрытий, займут образовавшийся вакуум. Здесь нужно ожидать новых бед.
Россия и Украина
Перейдем теперь к России. Политика в Москве приняла интересный оборот, что отчасти объясняется воздействием глобального финансового кризиса на реальный сектор российской экономики.
В стране появляется все больше признаков масштабного недовольства, хотя рейтинги популярности премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева составляют свыше 80 процентов. В декабре, впервые за несколько лет, в 30 городах России прошли антиправительственные демонстрации.
В этом году следует ожидать еще большей нестабильности. Экономический спад создает давление на рубль, подрывая доверие потребителей и вынуждая закрываться заводы в отдаленных районах. Политическая элита России, всегда стремящаяся уйти от риска, не потерпит крупномасштабных демонстраций.
А поскольку в стране повсеместно распространены антиамериканские и антизападные настроения, Россия, скорее всего, выберет более конфронтационный подход в отношении западных правительств и инвесторов.
Соседка России Украина тоже будет продолжать создавать информационные поводы, и не все из них станут результатом непростых отношений этой страны с Россией.
Будучи одной из наиболее уязвимых перед глобальным финансовым кризисом европейских стран, Украина также страдает от нескончаемой вражды между президентом Виктором Ющенко, премьер-министром Юлией Тимошенко и лидером оппозиции Виктором Януковичем. Прибавьте к этому дестабилизирующий потенциал России, и становится ясно, что Украина - постоянный источник рисков.
Венесуэла
У новой администрации будут геополитические проблемы даже в собственном полушарии. Авторитарный правитель Венесуэлы президент Уго Чавес решил рискнуть, инвестировав огромный объем своего политического капитала в референдум, который, как он надеется, позволит отменить ограничения на число президентских сроков. Голосование намечено на февраль.
Если Чавес проиграет - а, по-видимому, это будет так - то он вполне может отказаться от деклараций приверженности подлинной демократии и подтолкнуть страну к авторитаризму. Тем самым Венесуэла погрузится в еще больший хаос.
В этом году, пока зарождаются эти потенциальные кризисы, рыночные игроки могут оказаться в более рискованном положении, чем обычно, поскольку финансовый кризис отвлекает их от оценок политического риска.
Это опасно: когда политические риски не получают надлежащей оценки, их последствия оказываются более разрушительными. Так что готовьтесь к тому, что 2009 г. будет 'ухабистым', а по дороге нас ждет множество сюрпризов.
Иэн Бреммер, "ИноСМИ.ru"