Правительства и аналитические центры ведущих государств оказались, в большинстве своем, не готовы не только спрогнозировать и эффективно противостоять, но даже просчитать направления развития экономического кризиса. Чаще звучат панические настроения, которые с опозданием отображают тенденции резкого падения потребления и производства. Правительства авральными методами удерживают от обвала финансовые рынки и банковские системы.
Последовательных результативных шагов по смягчению кризисных процессов никто, пока, не предложил. Более того, точно неизвестно о результатах изучения столь внезапного кризисного цунами.
Во многих небольших государствах ожидают, когда рецепты противостояния кризису предложат крупнейшие, начнут внедрять их у себя и вытянут остальных. Одни ожидают публикации плана Обамы после 20-го января. Другие – предложений G-20, которая соберется со своими антикризисными программами в начале апреля. Ведущие экономисты критикуют Европу и США за то, что они бездарно вкачивают деньги в экономику.
Но каждое, пусть даже непризнанное, правительство говорит о собственном пакете антикризисных мер. Большинство подобных пакетов является скорее средством для успокоения граждан, нежели реальными антикризисными планами с прогнозируемыми результатами.
Антикризисный план на Днестре
"Для минимизации потерь хозяйствующих субъектов, всем министерствам и ведомствам упростить порядок предоставления ряда услуг и снизить их стоимость не менее, чем на 30%" - вот кое-что из перечня антикризисных мер соседнего Приднестровья.
Пока в Украине только собираются, в ПМР уже "подготовили и представили главе Приднестровья перечень оплачиваемых общественных работ с целью привлечения к ним граждан, которые будут уходить в вынужденные отпуска в связи с временной приостановкой работы отдельных предприятий".
Кстати, 24 декабря ПМР и Молдова договорились совместно разрабатывать общий антикризисный план. И хотя на обоих берегах Днестра уже ощутили определенные проблемы, Молдову и ПМР от финансового кризиса спасла их экономическая неразвитость. Чем слабее экономики интегрированы в мировую финансовую систему, тем проще план антикризисных действий (закрытые экономики Куба или Северная Корея, просто начали сворачивать и, без того скудное, потребление).
Украина, которую кризис задел намного глубже не может похвастаться более серьезным, чем у соседей, планом, и выдает имитации во многом аналогичные приднестровским.
Под угрозой дефолта
Определенные шаги, такие как ограничение потребления, происходят у нас по инициативе самих потребителей, утратившим доступ к кредитам и не рискующими собственными накоплениями. Первыми депрессионные настроения на рынке почувствовали продавцы автомобилей, далее практически рухнул рынок недвижимости, оказались невостребованными предложения туристических операторов…
Гривна, начавшая терять внутреннюю конвертируемость, перестала привлекать импортеров и украинских граждан. Возник дефицит конвертируемых валют, еще более способствовавший падению курса валюты национальной, волнениям среди вкладчиков банков, дефициту бюджетов всех уровней в последнем квартале прошлого года.
Не имея достаточных собственных энергетических ресурсов и располагая сравнительно небольшим золотовалютным резервом – около 32 млрд. долларов, Украина, из всех стран Европы, объективно оказалась наиболее подверженной угрозе дефолта.
И это без учета субъективного фактора коррумпированности, внутренней конфликтности и некомпетентности власти.
Киев столкнулся с наиболее серьезными вызовами среди соседей. В этой ситуации, как минимум представляет интерес, то как нашим соседям удалось избежать подобного сценария и, что они намерены предпринимать чтобы противостоять кризису.
В надежде на соседа
Белорусские предприятия, огражденные от западных кредитов и спекуляций на иностранных биржах, до недавнего времени не страдали от финансового кризиса. Кризис, согласно декларациям белорусских властей, должен быть задеть страну незначительно – а потому никаких планов борьбы с ним в Минске не разрабатывали.
Когда Россия, являющаяся основным покупателем белорусских товаров, столкнулась с дефицитом средств, тень кризиса нависла над белорусской экономикой. Спад производства практически во всех промышленных секторах дал знать о себе в конце 2008 года. Беларусь еще до кризиса имела большое отрицательное сальдо внешней торговли (оно уже достигло 5 млрд. долл).
В Минске под Новый год пошли на девальвацию рубля на 25%, дальнейший сценарий с очередями возле обменников во многом напоминает украинский. Власти в Беларуси традиционно надеются на помощь большого соседа и способность к выживанию собственных непритязательных граждан.
Пытаясь получить кредит МВФ, в Минске разработали программу антикризисных мер. Министерство экономики предложило раздать предприятиям деньги и предоставить ряд льгот, развивать внутрений рынок не уточнив за чей счет Минск собирается это сделать.
Ближний запад – излишний оптимизм
Наши западные соседи – члены Европейского Союза, делегировавшие часть своего экономического суверенитета этому надгосударственному образованию, вообще имеют ограниченные возможности влиять на экономический климат в своих странах, ожидая решений и рекомендаций из Страсбурга.
Повезло, в частности, словакам, перешедшим с Нового года на стабильный евро. А вот Латвия оказалась наиболее слабым звеном среди членов ЕС – дефицит платежного баланса там за прошлый год превысил 23% и источники его покрытия не просматриваются.
Вообще, наши западные соседи – Словакия, Польша и Чешская республика лидируют в списке стран, которым прогнозируют быстрый выход из кризиса.
Отличительной чертой кризиса в Польше является запаздывание его проявлений в сравнении с другими европейскими государствами. Сейчас период предкризисной передышки завершен, и польской экономике, обществу и банковской системе предстоит повторить общеевропейские тенденции.
Кризис ударил по тем польским предприятиям, продукция которых была ориентирована преимущественно на экспорт. Правительство Польши разрабатывает антикризисный план, общие положения которого были представлены еще в конце ноября. Предполагается, что на его реализацию будет выделено в 2009 и 2010 годах около 91 млрд злотых ($30 млрд).
Львиная доля этих средств – правительственные гарантии для финансового сектора и экономики в целом. Предполагается также кредитование малого и среднего бизнеса.
На реализацию правительственного плана пойдут средства, полученные от повышения акцизов на спиртное и пошлин на новые импортные автомобили, которые будут аккумулированы в «Резерв общественной солидарности» размером в 1 млрд злотых. Эти деньги будут потрачены, в том числе, на помощь жертвам «проявлений экономического кризиса».
Оппозиция и эксперты достаточно скептически отнеслись к предложенному правительством плану. Одобрив сам факт антикризисной деятельности, они отметили, что пока это только декларации. Не очень понятно, откуда правительство возьмет деньги для реализации «Плана стабильности и развития». В числе отраслей польской промышленности, которые прежде всего пострадают от кризиса - судостроение, металлургия, строительство. В банковской сфере кризис чувствуется пока минимально.
Чешская республика, с довольно значительной долей экспорта, в плане внешней торговли очень зависима от еврозоны, и экспорт неизбежно пострадает. Более того, финансовые возможности правительства в осуществлении программ бюджетного стимулирования ограничены. Но устойчивый спрос на внутреннем рынке и низкий уровень внешнего долга в сочетании с незначительным торговым дефицитом явно сигнализируют об относительно коротком периоде медленного роста или, возможно, стагнации.
В Польше компенсирующее влияние хорошего внутреннего спроса на фоне спада на внешних рынках еще сильнее. В Словакии переход на евро с 1 января сам по себе может обеспечить дополнительный стимул экономике. С другой стороны, уровень дефицита текущего счета в Словакии выше, чем в Чехии, внешний долг – тоже выше, и все же это не вызывает серьезных опасений. Высокая доля экспорта в Словакии в сочетании с сильной зависимостью от автосектора в этом сегменте может в перспективе стать серьезной проблемой.
Пока у трех наших соседей все неплохо. Правда эксперты считают, что излишний оптимизм может сыграть с ними плохую шутку и проблемы еще впереди. Венгрии удалось избежать кризиса госдолга и возможного дефолта в 2006 году: тогда правительство осознало ситуацию и повысило налоги.
С одной стороны, это задавило начинавшийся экономический подъем, но с другой стороны, позволило стране не рисковать валютой и избежать на тот момент кризиса дефолта. Увы, когда экономика Венгрии, локомотивом которой является экспорт, постепенно начала приходить в себя, начался мировой кризис, который отбросил страну на стартовый уровень. Нового рецепта в Будапеште нет и там расчитывают на помощь Брюсселя.
Больнее экспортерам
Наиболее уязвимыми стали те государства, чьи экономики зависят от экспорта и внешних заимствований, ориентированные на добычу и первичную переработку сырья. Так и произошло с Украиной. Аналогичная картина, со своими особенностями наблюдается в России, отчасти Молдавии, странах Средней Азии и на Кавказе.
Особую тревогу вызывает положение в Киргизии, где общеэкономический кризис накладывается на острую нехватку электроэнергии и нестабильность власти. Усиливается экономическая напряженность в Узбекистане и Таджикистане.
Украине по своим параметрам, как и причинам кризиса, сложно равняться на западных соседей. Ближайшие аналоги, и то с большими оговорками - Российская Федерация и Казахстан. Помимо тех же проблем, с которыми сталкиваются Россия и Казахстан, у Украины ко всему еще асимметричная структура экспорта, банковский сектор на грани коллапса, и валюта, к которой нет доверия.
У государства практически нет денег, чтобы вывести страну из рецессии, даже с учетом содействия МВФ. Но если всерьез озадачиться антикризисным планом, без изучения опыта двух других крупнейших постсоветских государств не обойтись.
Рецепты Казахстана
Наиболее интересной выглядит ситуация в Казахстане, чья экономика также экспортозависима и частично питается за счет внешних заимствований. Первые признаки приближающегося кризиса там почувствовали еще в 2007 году, когда грянул обвал ипотеки в США.
Цепная реакция на нее в мире сильно задела Казахстан, так как его ведущие банки формировали свои кредитные ресурсы во многом за счет заемных средств, взятых в иностранных финансовых учреждениях. Отток инвестиций быстро привел к уменьшению ликвидности банков, остановке кредитования – той же ипотеки, спаду производства, девальвации национальной валюты – тенге.
Реакция властей оказалась быстрой. Лишь в течение августа-сентября 2007 года Национальный банк предоставил коммерческим банкам страны 18 млрд. долларов под годовую ставку рефинансирования. Несмотря на полученный таким образом ресурс избыточной ликвидности, банки все равно приостановили выдачу кредитов.
Киев повторил этот урок, когда коммерческие банки, получив от Нацбанка Украины в октябре-декабре порядка 70 млрд. гривен, пустились в валютные спекуляции вместо кредитования экономики.
С подобным явлением в Казахстане боролись так: правительством было внедрено административное ограничение процентной ставки ипотечного кредитования на уровне 16%, при двадцатипроцентном первом взносе. При этом объем кредитования должен был составлять не менее 70-ти процентов от общей суммы кредитов, выданных каждым из банков, которые получили средства от Нацбанка на май месяц 2007 года же года.
Строительная отрасль благодаря этим мерам была спасена, экономика в целом сохранила позитивную динамику, а финансово-банковская система получила резерв времени, чтобы подготовиться к новому витку кризиса конца 2008 года.
В прошлом же году золотовалютный резерв Национального банка Казахстана был увеличен с 17 до 22 млрд. долларов. Вместе с деньгами, находящимися на счетах Фонда Республики Казахстан, (созданная еще в 2000 году специальная государственная финансовая организация, которая накапливает средства от прибылей госмонополий и других источников поступлений), общая сумма средств, которые могут быть направлены на стабилизацию экономики в условиях глобального кризиса, составляет около 52 млрд. долларов. Это на 34% больше чем на 1 января 2008года. В Украине описанные мероприятия всерьез даже не разрабатывались.
За десять месяцев прошлого года объемы средств на депозитных счетах населения и юридических лиц выросли на 22%. В Украине как раз в октябре прошлого года начался массовый отток депозитов. При этом Казахстан не обращался за кредитной помощью к МВФ, в отличии от Украины и даже Беларуси.
Рецепты стабилизации внутреннего рынка
В ноябре правительством Казахстана было принято решение о том, что общий объем средств, которые в ближайшие годы будут выделены государством на стабилизацию экономики в условиях мирового кризиса, составит не менее чем 18 млрд. долларов.
Структура этих вложений такова: увеличение капитализации банков; обеспечение государственных гарантий выполнения обязательств строительными кампаниями перед частными инвесторами строительства жилья; развитие малого и среднего бизнеса, а также аграрного производства; реализация инфраструктурных проектов, предусматривающих строительство казахстанского участка автомагистрали Западный Китай – Западная Европа, модернизация иженерно-коммуникационой инфраструктуры городов страны. Также планируется профинансировать строительство и современное оснащение 250 школ, 200 детских садиков, 50 профессиональных учебных заведений.
Эти антикризисные мероприятия могут быть изучены на предмет осуществления подобных и в Украине. Как и такой уникальный инфраструктурный проект казахстанских властей и бизнеса – строительство нового порта на Каспийском море в районе населенного пункта Курык.
Его главная специализация - это транспортировка казахстанских нефтепродуктов танкерами повышенной емкости (до 60 тыс. тонн) к продуктопроводам Азербайджана и дальше, через грузинский порт Поти в страны Европы. Под этот проект уже прорабатываются и механизмы модернизации танкерного флота страны.
Таким образом, закладывается конкурентная возможность для Казахстана, как самостоятельного энергетического партнера Европейского Союза. Во избежание резкого удорожания основных продуктов питания в Казахстане созданы специальные продовольственные стабилизационные фонды, включая зерно. Рекордный урожай зерновых в этом году в Украине вполне дает такую возможность и нам, сделать это не поздно, еще и сейчас.
В прошлом году в РК был впервые принят Закон о Государственном бюджете сразу на 2009-2011гг. Впоследствии бюджет был переверстан из прогноза цены нефти $25 за баррель. Но законодательное определение приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы на трехлетний период дает возможность местным предпринимателям и иностранным инвесторам планировать свой бизнес на более продолжительный период.
У нас же едва принятый Бюджет-2009 президент и премьер-министр обещают скорректировать, еще до начала второго квартала, в соответствии с требованиями МВФ, да и из-за неясности с реальной доходной базой.
Отказ от бремени и поиск партнеров
Еще одним фактором, который увеличивает запас прочности государства в новых экономических условиях, стало заблаговременное осуществление пенсионной реформы. Еще десять лет тому назад в Казахстане ликвидированы все виды льготных пенсий, бывших тяжелым бременем для бюджета, внедрены обязательные пенсионные отчисления в размере 10% от доходов всех работающих граждан в пенсионные накопительные фонды. На сегодня пенсионный возраст составляет 57 лет у женщин и 62 у мужчин. Эта непопулярная мера в условиях кризиса автоматически увеличивает трудовые ресурсы и уменьшает нагрузку на пенсионные фонды.
Казахстан, в поисках сильных партнеров по преодолению кризиса, совместно с Россией намерен создать новый финансовый фонд, где обе страны резервируют 10 млрд. долларов. Они планируют согласовано использовать эти средства для развития общих проектов во время кризиса, в соответствии с парафированным планом. В частности предусмотрено продолжение исследований космического пространства, военного сотрудничества, транспорта и гуманитарной сферы.
В Российской Федерации, имеющей гигантский – более 500 млрд. долларов золотовалютный запас, полностью обеспеченной собственными энергоресурсами и монолитной властью, кризис пока имеет более управляемый характер. Девальвация рубля там не имела панического характера.
Впрочем, на фоне последовательных и оперативных действий Казахстана реакция России на кризисный вал оказалась менее системной и ощутимо заторможенной. Центробанк РФ не сразу осознал, что, выбрасывая на рынок валюту для стабилизации рубля, он лишь ненадолго приостанавливает падение его курса, быстро теряя свои запасы.
Поэтому, в конце концов, был расширен валютный коридор и рубль постепенно девальвировал. Практически так же поступили со своими валютами и такие мощные экспортеры энергоносителей, как Норвегия и Мексика.
Достаточный объем золотовалютного резерва РФ, накопленного в период потребительского бума, в отличии от Украины, позволяет использовать его как своеобразный амортизатор для населения и предпринимателей, позволяет избежать острой депозитной паники.
Консолидация вместо конфликта
Хотя уже в конце прошедшего года попытки ограничения ввоза в Россию старых автомобилей из Японии и Кореи привели к мирным массовым протестам на Дальнем Востоке. Что же касается системного антикризисного плана, то в Москве, хоть и продвинулись немного дальше киевских имитаций, пока заняты декларациями, и отстают от Казахстана.
На фоне активных попыток влиять на управляемость кризисных процессов со стороны властей наших западных соседей, Казахстана, России, власти в Украине лишь имитируют разработку антикризисной политики, с трудом скрывая свою растерянность.
В идеале в Украине следует создать собственный антикризисный центр, но практика осуществления власти в нашей стране свидетельствует, что их будет создано минимум два – в обоих центрах власти.
Поэтому пока нам приходится пристально смотреть за действиями соседей, пытаясь примерять их антикризисные стратегии на себя. Проигрышная тактика.
При таких обстоятельствах, тот же Казахстан, который у нас часто по инерции относят к странам третьего мира, может опередить Украину, рискующую оказаться на обочине современных социально-экономических процессов.
Константин Матвиенко, From-UA