КРИЗИС. ВХОД – ВЫХОД


12.01.2009 12:24

Про Украину – взгляд изнутри

 

Любую революцию считаю злом, ибо во всех странах революционеры доводили народ до жалкого состояния. Так и у нас – восемь лет феноменальный рост экономики использовался не по назначению, ибо политические и экономические «хозяева» страны оказались малопригодными для государственного обустройства. С начала 2005 года понятие профессиональной пригодности в министерствах, ведомствах, органах местного самоуправления и пр. было заменено в Украине верностью «идеалам майдана».

 

В успешных странах на должности в государственные и коммерческие структуры   подбираются люди, уровень развития, опыта и знаний которых гораздо больше того, что они могут применить на конкретной должности. Это обязательно, ибо руководить –  не своими или чужими руками водить, а предвидеть! А для этого уровень специалиста должен быть высок, очень высок и разносторонен.

 

Если до 2005 года, пусть и по личным симпатиям Л.Д. Кучмы, но на должности министров, их заместителей, на другие ключевые должности общегосударственного и регионального значения подбирались профессионально пригодные люди, то ныне совершенно непонятна кадровая политика.

 

Последний пример – создание Президентом стратегической группы по налаживанию отношений с Россией. Древнеримская поговорка гласит: - «Если человеку, который всю жизнь строил сараи, поручить построить храм, то он построит большой сарай». Налаживать отношения с Россией Президент поручил записным русофобам и можно себе представить, что это будет.

 

Уход с руководящих постов в Украине лиц, пусть даже не первого эшелона, но отобранных жёсткой системой, профессионалов времён СССР и приход на их место местечковых политиков в 2005 году – всё это не могло не привести внешнюю и внутреннюю политику в невменяемое состояние.

 

Преемственность в государственном обустройстве была уничтожена за полгода «революционерами», мало что понимающими в учреждении и налаживании функций управления государством в стране.  

 

Для меня совершенно очевидно, что нынешние политические партии вместе с президентским секретариатом и правительством не дадут вектор выхода из кризиса и перспективного развития страны.

 

Я убеждён, что только учёные могут объективно и доказательно сформулировать что, как и когда надо сделать ради развития общества.

 

Реализовать же программу выхода из кризиса могут только хорошие управленцы при постоянном мониторинге результатов их действий со стороны учёных.

 

Что было главной причиной вхождения в кризис? Перечислим.

 

Первое.

 

Бурно развивающиеся промышленность и сфера услуг требовали много «дешевых» и «длинных» денег. В то же время, непропорциональный рост доходов населения относительно роста производительности труда не давал инфляции опуститься до 5-6 процентов в год, а значит и процентной ставке по кредитам ниже 12-13 процентов.

Устоявшаяся практика банков давать короткие кредиты и бюджетная одногодичная практика по финансированию государственных проектов и программ породили множество незаконченных и отложенных работ, т.е. «замороженных» капиталовложений, не принесших соответствующей отдачи.

 

Банки, в погоне за облегчённой прибылью, прибегли к более дешевому займу средств за рубежом, сохраняя внутриукраинскую ставку по кредитам на высоком уровне.

 

Открытый рынок дал возможность покупать импортные товары в объёме доходов населения, превышающем пропорции роста производительности труда в стране, а насыщение внутреннего рынка товарами и услугами отвлекло внимание среднего и малого бизнеса от занятий более трудоёмким экспортом. На экспорте остались только традиционные отрасли – металлургия, химия, военно-промышленный комплекс и аграрный сектор.

 

В результате, Украина покупает больше, чем продаёт, отрицательное сальдо постоянно нарастает.

 

Совсем просто – если брать в кредит валюту за рубежом для того, чтобы за эту валюту купить товары за рубежом и продать их в Украине за гривну, то для того, чтобы отдать кредиты в валюте, надо, чтобы кто-то валюту в стране зарабатывал в достаточной мере. А если покупаем больше, чем продаём, то где брать иностранную валюту и чем это кончится?

 

Вот именно. Тем, что сейчас и происходит.

 

Я не хочу говорить – присоединение к ВТО, это хорошо или плохо. Вон Россия не в ВТО, а проблемы идентичные, хотя там внешнеторговый баланс и положительный, но явно недостаточный для насыщения экономики валютой изнутри.

 

Хотя нельзя не заметить, что Украина не успела воспользоваться позитивными качествами ВТО, но зато огребла весь негатив.

 

С 2005 года у нас постоянно ухудшается внешнеторговый баланс. И у правительства можно спросить, видело ли оно коммерческие валютные долги или занималось только государственным долгом? Похоже, что общий внешний долг Украины достигнет 75-80% от валового внутреннего продукта.  

 

Да, рыночная экономика, при всей её конкретной бесчеловечности и подлости, лучший инициатор роста благосостояния всех в конечном итоге.

 

Но предохранительные и регулирующие механизмы должны быть в любой системе, иначе концентрация негативных составляющих в одном месте и в одно время приведёт конструкцию к самоликвидации. Как на Чернобыльской АЭС.

 

Некоторым оправданием может служить то, что становление финансовой системы в стране происходило, я бы сказал, не в расцвет, а в разгул всемирного неолиберализма. Мол, рынок сам всё отрегулирует. Но в рынке работают люди, со всеми их пороками и недостатками. Алчность показала, на что способен рынок без ограничений. Имеем кризис.

 

В принципе, саморегулирующиеся системы существуют и в механике, и в электронике. Но работают они по принципу постоянного наблюдения за системой и возвращения отклонений к оптимальному режиму.

 

Но, как пишет Н. Сергеева в своей статье «Приведет ли кризис к краху рыночной экономики?»: - «На рынке, кроме потребителей и производителей, еще есть масса «народа», который помогает тем и другим купить или продать, но фактически со временем начинает считать себя главным участником процесса и требует за свои услуги неподъемные деньги. Эти «посредники» настоящего рынка - банкиры, страхователи, аудиторы, чиновники, не говоря уж о брокерах, риэлтерах и мудрого вида аналитиках и довели мир до кризиса» (http://fintimes.km.ru/36840/).

 

Вот именно здесь, между производителями и потребителями, и произошло катастрофическое отклонение системы от оптимума из-за отсутствия ограничений. Со стороны государства, в первую очередь.

 

С 2005 года только Н. Азаров где-то год попытался побороться с такой негативной тенденцией и только на уровне правительства, не вмешиваясь в банковский сектор. А Национальный банк Украины откровенно проспал приближение катастрофы.

 

Второе.

 

Понятно, что упустив в 90-х годах возможность развивать уже созданную в УССР высокотехнологичную индустрию и сектор интеллектуальных услуг по многим причинам, Украина должна была разработать и неукоснительно выполнять программу новой индустриализации с элементами постиндустриальной экономики – благо, развитие науки и высокий образовательный уровень населения позволял это делать.

 

Сырьевые отрасли и индустрия низкого передела не могут дать ни высокой занятости, ни высокой добавленной стоимости. Самое правильное – это восполнять упущенное с помощью иностранных инвестиций. Не столько в денежном, сколько в технологическом исполнении, т.е., вместо организации ввоза необходимой населению продукции из-за рубежа, надо было всеми силами способствовать созданию производств иноземной техники в Украине.

 

Автомобили, телевизоры, стиральные машины и кухонные комбайны, пылесосы, бытовые нагреватели, утюги и прочая, и прочая, и прочая, самых современных и популярных в Украине марок и моделей надо было производить здесь.

 

Предоставить иностранным фирмам землю, коммуникации, право беспошлинного ввоза оборудования и всего необходимого для производства, ввести правило, что налоги вновь образованное предприятие начинает уплачивать только после возмещения затрат на организацию производства в Украине. И сейчас бы мы имели значительно более развитый внутренний рынок и более устойчивую гривну.

 

Жлобство! По-другому не могу назвать условия, выдвигаемые законодательно иностранным компаниям-инвесторам. На десять лет вперёд никто не смотрел и не смотрит. Деньги сейчас – было и есть главное правило всех правительств.

 

Не хочу занимать время всеми и всякими допущенными промахами, системными и конъюнктурными.   

 

Что будет главным?

 

Я глубоко убеждён, что без приведения судов в надлежащий судебной системе вид, любые действия в преодолении кризиса исполняться не будут. Ведь любой районный суд Мухо-нска может отменить и решение Правительства и Указ Президента.

 

Но в условиях кризиса, невыполнение решения Правительства должно караться как уголовное преступление. Не выноситься в суд и даже не обсуждаться – строго выполняться. Должен быть законодательно установлен перечень действий власти, оценить которые может только Конституционный суд.

 

Лишь спустя два года после майданных событий я понял, что «обізнані» оранжевые (не «свідомі» - то бестолочи, а именно «обізнані») боролись не за свободу и демократию, а за «вольности». Их не устраивало то, что «вольности», как они считали, были только у Кучмы. Добились.

 

Нивелирование ценности судовых решений до полной их порочности – результат расползания «вольностей» по всем социальным и служебным уровням. Местечковые политики до сих пор не понимают, что свобода и демократия – это честь, достоинство и порядок для народа, а «вольности» – это беспредел для народа и «разгуляево» для власть предержащих.  

 

Так страна жить не может - должна быть проведена судебная реформа. Нравится кому это или нет, но суд – дело народное. А у нас получилось, что законодательная власть назначает власть судебную.

 

Следующее противоречие.

 

На выходе из кризиса структура экономики каждой более-менее индустриально развитой страны будет иной. Хоть сознательно, хоть спонтанно.

 

Вообще-то базовыми секторами экономики всюду считаются энергетика, транспорт, связь, продовольственный и финансовый сектор. Это мы себе сами придумали, что металлургия, химия и горнорудная промышленность являются базовыми. Большевики что первым захватывали? Почту, телеграф, вокзалы, мосты, банки и продсклады.

 

Так вот, антикризисному менеджменту уже сегодня надо внимательно изучать, что происходит в сферах, конкурентных с украинскими отраслями в иных странах мира и вести себя соответственно с мировой конъюнктурой. Кого из отечественных производителей поддержать основательно, кому помочь, а кому и не стоит. Базовые секторы экономики должны основательно и безусловно поддерживаться.

 

По моим расчётам, предварительно, на выходе из кризиса в Украине имеют перспективу дальнейшего развития радиотехническая и радиоэлектронная отрасль, авиационная и космическая промышленность, энергетическое машиностроение, аграрный и продовольственный сектор.

 

Важными, но не первостепенными, останутся и металлургия, химия и горнорудная промышленность. Отдельный вопрос – оборонная промышленность. На выходе из кризиса неизбежен передел рынков сбыта и доступ к ресурсам. Это понимают все и будут вооружаться. Все. Думаю, лет на пятнадцать ОПК имеет неплохую перспективу.

 

Что у меня не вызывает сомнения, так это необходимость реиндустриализации. В первую очередь – высокотехнологичной и конкурентоспособной. Пока не поздно. В конце концов, мы не столь огромная страна, чтобы Правительство не смогло дойти до каждого более-менее значимого субъекта хозяйствования.

 

Правда, всё это при грамотном и дееспособном антикризисном менеджменте.

 

А где он?

 

Мы уже говорили, что финансовый кризис создала не индустрия, а финансовый сектор. И не секрет, что нельзя сказать финансистам – сами вляпались, сами и отмывайтесь, ибо кризис захватил и индустрию, и население.

 

Финансовый сектор должен нести свою ответственность за именно им созданную деформацию прав и ответственности перед населением Украины, перед экономикой страны. К сожалению, только моральную, ибо законодательно предохранительные механизмы для финансового сектора приняты не были.

 

В условиях кризиса, государство по Конституции должно защитить население от тяжелейших последствий – обнищания, голода и холода, обеспечить здравоохранение и образование, иные конституционные права.

 

Заботясь о будущем страны, государство должно сберечь и те сферы хозяйственной деятельности, которые будут востребованы и конкурентоспособны на внешних рынках к моменту выхода из глобального финансового кризиса. Банковская система должна быть законодательно трансформирована и не отделена, как сегодня, от государства.

 

Если хотите, ныне банковская система в Украине – это суверенное государство в государстве. Власть денег без какой-либо ответственности и каких-либо обязанностей.

 

Казалось бы, ну приняли решение о запрете на досрочные снятия вкладов с депозитных счетов в банках, так выдайте предприятиям и гражданам, если их это устраивает, банковский чек с оплатой его в день окончания срока депозитного вклада. Это многих бы вывело из платёжного ступора. Но банковской системе наплевать на все иные секторы экономики.

 

Верховному Совету нужно вернуть себе право регулирования деятельности Национального банка, ибо НБУ, в действующих условиях, не справился со своими обязанностями. Ответственность его опять же, только моральна.

 

Ныне запущена очередная «сказка» о том, что банковская система – это кровеносный сосуд экономики и потому неприкасаемый. Да, кровеносный сосуд, но не кроветворный орган. А если кровеносный сосуд то лопается, то тромбируется – его нужно лечить, а если лечению не поддаётся, то вырезать к чёртовой матери и заменить донорским или искусственным, благо – наука позволяет. И лекарем должен быть Верховный Совет, а не старший по палате – Нацбанк.

 

Государственные банки – Сбербанк и Укрэксимбанк, должны иметь отличный от других банков статус. Что-то типа полуторного уровня.

 

Во-первых, эти два Госбанка должны стопроцентно гарантировать надёжность вкладов. Всех, без ограничения размера вклада.

 

Во-вторых, государство должно поддерживать только те банки, которые входят в пул гарантирования вкладов и только в случае солидарной их рекапитализации – столько-то вкладывают хозяева, столько-то государство.

 

В-третьих, два наших Госбанка должны получить право принудительного выкупа акций у владельцев тех коммерческих банков, которые оказались на грани банкротства и которые значимы для государства и финансовой системы – в первую очередь, для индустрии и сельского хозяйства.

 

Все остальные банки должны плавать, как смогут, ибо спасение банков государством может происходить только за счёт наших налогов. И здесь государство должно очень бережно относиться к деньгам народа, которые получило в виде налогов от населения для защиты его интересов, прав и свобод. С которой, кстати, справляется не качественно.

 

Финансовый сектор нельзя допустить до развала, но подтирать сопли всем банкам нет причины. Если государство поддерживает финансово тот или иной банк, то это должно сопровождаться заключением юридически обязывающего договора: - «государство даёт банку деньги на таких-то условиях, а банк на таких-то условиях кредитует индустрию». И очень бы не помешало, чтобы на таком договоре стояла пометка – «согласовано» соответствующего Комитета Верховного Совета.

 

А в силу того, что наши банки в патриотизме замечены не были, во всех банках не были бы лишними контролёры от Минэкономики с тем, чтобы средства государства не уходили не по назначению.

 

Желательно государству выкупить у банков проблемные кредиты и свести их все в один банк, который бы и занимался оздоровлением несостоятельных заёмщиков. Долго, т.е. столько, сколько понадобится.

 

Думаю, что избежать запрета на свободное хождение иностранной валюты в Украине не удастся. И придётся директивно жёстко привязать гривну, но уже не к доллару, а к евро. Года на три. И разрешать продажу иновалюты только для поездок за границу. Причём – свободно в установленных пределах. Такое в Китае было совсем недавно. И хорошо, кстати, работало.

 

Говорят, внутренние расчеты в валюте уйдут в тень… А они из тени в значительной мере и не выходили. Между очень состоятельными людьми долларовые расчёты всё равно проводились без афиширования. Причём, часто за рубежом. А между небогатыми людьми такие долларовые расчёты минимальны и ни на чём не отразятся, т.к. доллары грузовиками не навозишься, они перестанут давить на гривну – это мы уже проходили 7-8 лет тому назад. Поэтому, знакомо и страха не вызывает. Противоречит чистоте науки? А кто сказал, что сама экономическая наука чиста?

 

Банки не кредитуют реальный сектор потому, что сейчас им нет никакой выгоды кредитовать реальный сектор в гривнах. Никакие кредиты в гривнах не могут быть более выгодными, чем купить доллары и держать их до тех пор, пока гривна не обесценится, скажем, на 20 процентов за 3 месяца. Это же всё равно, что дать кредит под 80% годовых, пусть минус 25% инфляция. Всё равно – 55% гешефта. А гривна по весне всё равно будет стоить 10 американских центов.

 

А те рискованные кредиты в гривнах, которые выдаются под сумасшедшие проценты, волей-неволей раскручивают инфляцию. А жёсткое подавление инфляции приводит к падению экспортного товаропроизводства. А мы и так продаём меньше, чем покупаем.

 

Ну и где тут чистота экономической науки?

 

Что немедля надо сделать, так это прекратить отток иностранной валюты через банки, нахватавшиеся кредитов у иностранных заёмщиков. Можно, например, выпустить государственные казначейские обязательства (ГКО) со сроком погашения в 2020 году (бонус – тема переговоров) и предложить иностранным кредиторам на выбор два варианта – или забирайте украинский банк-должник, или примите ГКО.

 

Вообще, тому, что банки сотворили с народом и промышленностью, прощения нет. Но хотя бы извиниться, как говорит Ющенко, не словом, а делом, банки должны. Ну, хотя бы, превентивной выплатой процентов по депозитам. Как? Допустим, некто собрал 30 тысяч гривен и решил положить их на депозит в банк. Допустим, процент по депозиту – 18% годовых (цифры – чисто условные). Это значит, что вкладчик может получать в месяц 450 гривен процентных выплат со своего счёта в банке. Так вот пусть банки начинают «извиняться» и выплачивать эти 450 гривен не по истечении месяца, а в первый день открытия депозита и далее – каждый месяц. А народ посмотрит, банки – это кровеносная система, или пиявки? Это лишь один пример «извинений», а их существует много.    

 

Надо бы разобраться и с закупкой товаров за рубежом. Если за счёт собственных средств фирмы – без ограничений, если за счёт валютных кредитов, то только по узаконенному перечню. Банк, выдавший валютный кредит любой фирме сверх этого перечня должен мгновенно лишаться лицензии, а руководство банка – на нары.

 

Вот здесь самое место поговорить о минимизации последствий кризиса для населения. Принять, как неизбежность, что по весне количество безработных в той или иной форме увеличится на 2,5 - 3 миллиона человек. Спад производства будет, предприятия закрываться будут, развернуть спрос-предложение на внутреннем рынке товара и труда за полгода не удастся. Стало быть, нужно искать минимум 4 миллиарда гривен в месяц для пособий по безработице уже с февраля. И это в условиях, когда из-за спада производства доходы бюджета уменьшатся по сравнению с 2008 годом процентов на 25-30.

 

Поэтому разговор о поддержке банков и предприятий из средств государственного бюджета – возможен, но очень проблематичен. О повышении зарплат можно забыть года на три.

 

Надо раз в шесть сократить число государственных и муниципальных служащих и заморозить на три года все льготы, которыми они пользуются. Всех, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает трудиться – принудительно отправить на пенсию.

 

Мало того – предложить уйти на пенсию досрочно с полным пенсионом всем, кому осталось менее 5 лет до пенсии по возрасту. Это даст возможность сохранить рабочие места самому дееспособному возрасту в государственном управлении. Да и по силам ли тем, кому за 50, выдержать физический труд на социальных стройках?

 

Кроме того, надо ограничить выдачу пенсии наличными до ориентировочно 7 тыс. гривен в месяц, а всё что заслужено выше – зачислять на срочный трёхлетний депозитный счёт пенсионера в Сбербанке. Я сам уже пенсионер и потому меня трудно заподозрить в субъективности высказанных предложений.

 

Я уже писал, что во время всеобщего кризиса, ситуации, когда одному щи пусты, а другому жемчуг мелок, быть не может.

 

Приёмы временной занятости населения на время кризисов известны.

 

Вот уже почти два месяца в верхах озвучивается идея организации социальных работ, строительство дорог, мостов, социального жилья и т.п. И что, может быть, где-то уже начали строить новую дорогу, мост, здание по этой программе? С такими темпами дальше болтовни мы не уедем. Да ведь и эти социальные стройки должны быть разделены на региональные – местная рабочая сила, местные стройматериалы и пр. А это для нашей центральной власти очень сложные вопросы.

Кстати, я не уверен, что даже при организации таких социальных работ, как строительство, появится хоть сколько-нибудь значительное число желающих и способных заняться этими работами. Если в Европе 70% уволенных уже на следующий день начинают искать новую работу, то в России, например, это делает только 20%. По Украине таких данных нет, но думаю, что не больше.

Итак, ни Правительство, ни население не готовы к началу социальных работ.

Кроме известных приёмов, могут быть и собственно отечественные социальные работы, соответствующие сегодняшнему представлению о будущей инфраструктуре государства. Правда, если у власти есть такие представления.

Не повезло нашему поколению, но это невезение во многом мы сотворили сами, своим голосованием. На всех уровнях. Правда, и предложения на выборах были не блестящие. Но ведь купили… И купились. 

Это должны понять все граждане Украины – в течение 3-х лет нужно просто выжить. И ещё. Извне помогать нам вряд ли будут – богатые страны сами вошли в рецессию, и их власти будут делать всё для защиты своих граждан. Штаб-квартира Всемирного банка прогнозирует, что рецессия в богатых странах снизит экспорт из стран развивающихся. А это грозит нам тем, что спад производства в Украине будет на 6-7 процентов значительнее, чем в той же Германии или Франции.



Конечно, нас прокредитуют в минимальных объёмах, чтобы мы в гражданский хаос не свалились. Но свободных денег не будет. Если организовать стачки и забастовки – будет только хуже.

Но наши власти молчат. Да им уже и не верят. А вот антикризисной команды, которой бы поверили и за которой пошли бы – нет.

Теперь, что касается граждан, взявших кредиты в банках на обзаведение жильём. Есть граждане, которые уже живут в новых квартирах и выплачивают заём банкам, есть те, которые внесли заёмные средства строительным компаниям, а те заморозили строительство. Есть и те, кто кредитовался под строительство загородных вилл. Ясно, что общий подход невозможен.

Например, для первого случая, для тех, кто потерял работу и зарегистрировался на бирже труда, надо ввести каникулы до момента трудоустройства заёмщика, но не менее, чем на год. Если же банк-кредитор на это не согласен, то Сбербанку за государственный счёт выкупить такой кредит и таки предоставить определённые каникулы на погашение займа.

Во втором случае – государство должно просто выкупить у застройщика объект по фактическим затратам и объявить достраивание социальной работой. И то же самое – для тех, кто потерял работу – ввести каникулы по выплате займа.

Что делать в третьем случае – не знаю. С одной стороны загородный дом – это неплохо. С другой стороны – во время кризиса не до вилл.

Но наше Правительство придумало очередную гадость – ввести налог на квартиры, площадью более 150 м2 и на садовые дома более 100 м2. А скажите, что делать пожилой женщине, к примеру – вдове генерала, у которой остались и пристойная квартира и дача. И только пенсия. Продавать всё и идти в дом престарелых? Ну, спасибо, социальное государство! А сказать, кто у неё всё это по дешевке купит? Вот именно…

Это антикризисная мера? Да это просто подлость и мерзость!

Что касается часто упоминаемой поддержки металлургического комплекса, прямое вливание денег туда считаю вредным занятием.

Во-первых, международный рынок металлопродукции оживится не ранее, чем к концу кризиса, а ему прогнозируют минимум два года.

Во-вторых, внутренний рынок металлопродукции можно увеличить где-то на 3 млн. тонн, и то не в один присест – надо очень постараться. Выплачивать пособия по безработице металлургам и горнякам значительно дешевле и правильнее (обеспечивается хоть какой-то спрос на внутреннем рынке), чем финансировать производство непродаваемой или убыточной металлопродукции.

Но что надо сделать для ГМК, так это полностью освободить от налогообложения его мероприятия по энергосбережению, модернизации технологических процессов и охране труда. ГМК сможет выжить без опеки государства. Понятно, что «короли угля и стали» не будут иметь тот сумасшедший гешефт, что имели. Но, в конце концов, «автомобильные короли» Америки согласились работать за один доллар в год, прося, чтобы правительство США помогло отрасли.

Просто интересно посмотреть, на что способны наши олигархи? Конечно, обнищать и начать всё сначала может и не получится. Но и ничего не потерять за счёт помощи государства не выйдет. Не должно выйти. Как ни говори, но многие сегодняшние хозяева индустрии – талантливые менеджеры. К ним подход должен быть особый – без насилия и злорадства, но и без какого-либо пиетета. Если и они, конечно, будут вести себя по-людски, понимая свою социальную значимость и ответственность.

Пока же наши олигархи не хотят расставаться со своими виллами в тёплых краях, но они должны понимать, что мы увидим выход с рынка многих и укрупнение значительного числа компаний. Недавно В.М. Пинзеник предложил договориться потерять всем, но понемногу. Это противоречит человеческой натуре – каждый постарается выехать за счёт другого. В Украине – тем более не пройдёт.

Почему так отчаянно Юлия Тимошенко & компания держатся за власть, а ПР так отчаянно, теряя имидж на юге и востоке Украины, пытается её спихнуть? Да потому что распределитель бюджетных средств – это Премьер-министр. И вот здесь и произойдёт выход из кризиса одних за счёт других.

Мне часто задают вопрос, я за президентскую или парламентскую форму правления? Однозначно – за жёстко президентскую и за переименование Премьер-министра в Председателя Правительства. Поработав и в Администрации Президента Кучмы и перед пенсией в Министерстве промполитики могу об этом судить не теоретически, а применительно к украинским условиям. По крайней мере, лет на 15-20 это крайне необходимо.

Что это за должность – Глава государства и Гарант Конституции? Это во Франции в середине 1-го тысячелетия н.э. были, как их прозвали – «короли-бездельники» - Меровинги. Всё вели и за всё отвечали их майордомы, а Меровинги царствовали. Правда, время от времени воевали с соседями. Ну, чем тебе не Украина?

Нет уж! Президент – это глава исполнительной власти. Его избрали всем миром именно для того, и в связи с тем, чтобы он исполнял свои обещания народу. Председатель Правительства и Министры должны назначаться Президентом. Можно – по согласованию с Верховной Радой.

Даже если «любі друзі» при этом становятся министрами, то они будут напрямую представлять Президента, и никакой Президент себя под оболтусов не подставит, ибо за пять лет надо дать результат.

Секретариат Президента при этом становится не нужным и должен быть превращён в канцелярию Президента численностью 20-25 человек.

А вот если депутаты формируют Правительство, то от депутатского лоббизма ни одному министру и зам. министра не отбиться без организационных последствий для себя. Вот тут и кроется значительная часть нашей коррупции и беспринципности власти.

Конечно, причина в Конституции. Народные депутаты с первых дней и поныне живут как небожители. От принятия Конституции они отстранили народ и Конституция максимально удобна для нардепов и никак не интересна гражданам.

Если быть справедливым, то, как государство, Украина существует для ограниченного числа людей. Для всех остальных – это непонятный режим. По логике вещей, от нынешней Конституции должна остаться только обложка.

Причём, Конституцию надо принимать всеобщим голосованием в три этапа. Первый – избрать Конституционную комиссию, второй – определить ключевые моменты, третий – утвердить её не менее, чем на двадцать лет без права изменений.

Украина хотим мы этого или не хотим, из кризиса выйдет иной, и самое время озаботиться новой Конституцией.

О стабилизационном фонде. Представьте себе, что, поскребя по всем сусекам, вы обнаружили, что у вас в ладони гривна мелочью. От того, что вы положите 30 копеек (стабфонд) в левый карман, а 70 копеек (бюджет) в правый карман, сумма не изменится. Для формирования стабфонда предлагается выставить на продажу немалую часть государственного имущества.

Ну, во-первых, продать за вожделенную сумму госимущество не выйдет – покупателей маловато. Значит, продано будет за бесценок.

Во-вторых, деньги из стабфонда уйдут на поддержку тех же предприятий. Покупка «де-факто» обойдётся покупателю ещё дешевле.

Вам назвать, кто будет покупателем госимущества и получателем вспомоществования из стабфонда? Вот именно – все те же олигархи.

Проблема ещё и в том, что власть не готова заложить в бюджет средства на организацию социальных работ – она просто не знает, что, как, где и почём организовывать.

Транспорт, связь, энергетика, продукты питания и сельское хозяйство – это «священные коровы» любой экономики.

Вот вокруг этого и надо танцевать. Ведь не раз за год читаешь в печати – там ветром порвало линии электропередач, там снегом. И каждый раз миллионы уходят на восстановление. Так, может быть, заменить линии электропередач времён Сталина и Хрущёва на современные подземные ЛЭП, идущие к каждому селу? Может, пора заменить трансформаторные подстанции времён их изобретателя П.Н. Яблочкова и автора индукционных катушек Г. Румкорфа? Это будет не только загрузка строителям и копателям, но и кабельным и трансформаторным заводам.

И никаких тендеров – это должно идти по линии госзаказа с заранее определёнными изготовителями и потребителями по регионам. А то вся «бизнес-элита» опять растащит денежки по карманам (с блатным доморощенным тендером вообще нужно кончать самым жестким образом, как и с разгулом неолиберализма отечественного разлива с его непрозрачностью, откатами, взятками, рейдерством и социальной безответственностью).

Каждый год то больше, то меньше, но часть Украины затапливает. Избавиться от этого гидротехническими сооружениями – это тоже работа, которая при нынешних вложениях по социальной программе сбережёт большие средства именно тогда, когда они будут нужны более всего – на выходе из кризиса. И опять же, будет задействована местная промышленность.

В 2009 году потребление электроэнергии будет процентов на 10-12 меньше, чем в 2008 году. А значит, можно остановить на модернизацию часть самых устаревших электростанций и ТЭЦ. Именно с учётом повышения их КПД и по социальной программе. И опять – это загрузка не только рабочей силы энергетиков, но и производственников разных отраслей.

Если заботиться о будущем, то надо привести нашу газотранспортную систему в порядок. Это тоже должно привлечь значительное количество работников и загрузить многие предприятия заказами.

Ныне часто звучат ссылки на Н. Кондратьева с его теорией множественности экономических циклов. История же показывает, что непропорциональные реальной экономической ситуации и социальной готовности общества перекосы в пользу той или иной теории приводят к кризисам. Тот же Н. Кондратьев, хотя и был эсэром, т.е. марксистом, предупреждал об опасности превалирования директивно-плановой экономики.

Именно на этой дороге рухнула экономика СССР и всего соцлагеря. Начиная с 1980-х годов, мир втянулся в неолиберализм. На выходе – мировой финансовый кризис. Пожалуй, только Дэн Сяопин нашёл для Китая некую компиляцию свободного рынка и директивной экономики, что вот уже более 20-ти лет обеспечивает бурный рост Поднебесной.

Говорить, что по Кондратьеву на пороге стоит новый очередной мировой цикл, – это упрощать того же Кондратьева. Пока надо исправить практику необузданного неолиберализма, а вот уже на выходе из мирового финансового кризиса озаботиться научным предвидением дальнейшего развития мировой экономики. Тем более, что сейчас, на время, глобализация уступает место некоторой частичной национальной замкнутости.

На дворе углеводородный век. Был каменный, бронзовый, железный. Более ста лет тому началась энергетическая эра и сейчас мы живём в углеводородном веке. Переход в энергетической эре в другой век состоится ещё не скоро – не раньше, чем через сто – сто пятьдесят лет. Поэтому, многие считают, что все кризисы, начиная с 1904 года, – это поиски способа наиболее рационального хозяйствования в углеводородном веке энергетической эры. Чрезмерное увлечение той или иной теорией приводит к кризисам. 

Взять В. Пинзеника – грамотный экономист. Но приверженец чистой теории и универсализации экономических правил и законов. Я вспоминаю старый анекдот: - «Профессор, я изобрёл универсальный растворитель! - Прекрасно, молодой человек, прекрасно… А в чём Вы собираетесь его хранить?» Я уверен, что без неких эмпирических поправок к отраслям, без неких критериев подобия из разных теорий, без установления неких lim , эффективной экономики в стране не будет.

Точно так, хозяйские хватки успешных бизнесменов нельзя переносить на всю не то что экономику, а даже отрасль.

Вернёмся к социальным работам. Мы когда-нибудь создадим истинный кадастр наших земель? Понятно, что это трудоёмкая работа. Но можно ведь занять временно безработных и с помощью космических фотосъёмок навести порядок на земле.

Господи, да разве всё то, что можно делать во время кризиса реально перечислить в статье? Это работа антикризисной команды.

Хочу поговорить о том, какие отрасли на выходе из кризиса понадобятся Украине для дальнейшего развития. Я уже упоминал – радиотехника и радиоэлектроника. Если наука и промышленность в состоянии создать «Кольчугу» и «Зоопарк», то это говорит о том, что эта подотрасль находится на передовых рубежах в мире. Значит, задача Правительства обеспечить её всеми сопровождающими дальнейшее развитие условиями.

И самое главное – обеспечить тиражирование специальных технологий в иные отрасли Отечества. И самим производителям «Кольчуг» и «Зоопарков» нужно отбросить никчемный снобизм и заняться внедрением своих достижений в гражданскую продукцию. Самое время, ибо многие предприятия приостанавливают свою деятельность, и появляется ниша для модернизации ради будущего развития.

А почему такие работы не считать социальными и не поддерживать Правительством?

Энергетическое машиностроение. Думаю, что время антироссийского идиотизма должно закончиться, как и остальные фобии. Украина должна остаться ведущим транзитёром углеводородов на всё время в их потребности. Сегодня это и России выгодно – можно не так напрягаться с обходом Украины.

Значит, и Николаев, и Сумы, и Харьков должны не только сохранить, но осовременить и усовершенствовать своё энергомашиностроение. Через 4-5 лет в Европе потребуется углеводородного сырья на 10-15% больше, и мы должны к этому быть готовы. Этим тоже должно озаботиться Правительство.

Аграрный и продовольственный сектор. Отечественная наука здесь пока отдыхает, и мы питаемся либо завозимым неизвестно чем, либо позаимствовали самые негодные технологии, когда колбаса – это набор всего, кроме мяса. Можно ли вообще на Украине нормальному человеку понять, что сало мы завозим из Польши? А курятину из Америки?

Раскачать экологически чистое сельхозпроизводство и производство природных продовольственных товаров трудно, никто не спорит. Но должно быть понятие того, что это не только здоровье нашего населения, но и прекрасный бизнес. По некоторым расчетам, на это понадобится не менее пяти лет. Но мы можем вернуть себе статус кормилицы Европы! Я не специалист в аграрных вопросах, просто использую материалы европейских специалистов относительно Украины. Это ли не задача для Правительства?

Авиастроение. В ближайшие 3-4 года в мире не появится самолёта, равного по своим характеристикам Ан-70. Если к этому добавить года три на испытания и сертификацию, мы имеем 6-7 лет преимущества по выходу на авиатранспортные линии машины широкофюзеляжной, экономичной, прочной, неприхотливой в эксплуатации и пилотировании, способной садиться на любых аэродромах.

Однако, чтобы машина завоевала небо, нужно выпускать их не менее 12 штук в год. Иначе организация наземного обслуживания малого числа машин становится накладной. Минимум для Ан-70 – это 70 самолётов в эксплуатации. Цифры эти считанные. Но вот Киевский авиазавод более 4, от силы 5 машин в год не соберёт. Увеличить мощности Киевского авиазавода? Хотелось бы. Но, скорее всего, надо искать в мире ещё один завод по производству Ан-70.

На выходе из кризиса резко возрастут объёмы грузоперевозок. Вот здесь и будут нарасхват самолёты транспортной авиации. Если хорошо поработать, через год можно приступить к серийному производству Ан-70.

Жаль, но в Правительстве нет понимания того, что авиастроение – это наукоразвивающая отрасль. От неё могут питаться многие другие направления машиностроения. А наука для авиации – это мощный локомотив фундаментальных и прикладных изысканий.

Программы занятости на время кризиса в условиях катастрофической нехватки квалифицированных кадров в авиастроении тоже решаются, пусть даже избирательно.

Оборонная промышленность.

Россия может делать вид, что Тибетские антикитайские провокации, война в Осетии, теракт в Индии, падение цены на нефть ниже оправданного минимума, путч в Гвинее (основной мировой поставщик сырья для производства алюминия), да и украинский выпендрёж – не звенья одной цепи. На самом деле – это «привет» от Дж. Буша-младшего усиливающимся России, Индии и Китаю.

Американцам позарез нужно заткнуть свои финансовые дыры дармовым ресурсом других стран, а для этого конфликты – лучший способ. Дж. Буш делает поистине джентльменский подарок Бараку Обаме – чем больше будет в мире неустроенности и конфликтов, тем легче американцам будет выгребать.

На выходе из мирового кризиса войны будут. Думаю – немало. И спрос на вооружения, как видим, в мире возрастает. Даже Германия, что необычно, увеличила продажу оружия до 9 млрд. евро в 2008 году. Надо использовать момент и предлагать все возможные свои виды вооружения и военной техники, загружая, тем самым, наши оборонные НИИ, КБ и предприятия. Только вот при нашей системе торговли вооружениями, боюсь, деньги оборонщикам не дойдут. А значит, систему внешней торговли оружием надо коренным образом менять.

Как это делать, придётся решать антикризисной команде.

Головная боль у многих в Украине – малый и средний бизнес. Им занято где-то 15 процентов населения. Этот бизнес долго молчал и терпел весь беспредел чиновников всех мастей. Государственный и местный прессинг приучил бизнесменов «выживать» самыми негодными способами – взятками, «откатами», уходом в тень и полутень, услугами контрабандистов, подменой товаров. А сейчас, когда надо спасать экономику, наша власть, привыкшая беспредельничать в малом и среднем бизнесе, не может даже представить, как ему помочь без выгоды для себя, любимой.

Не знаешь, как помочь, то хоть не мешай, отпусти «на вольную».

Очевидно, что малый бизнес в сфере услуг скукожится, но выживет. Стричься, ремонтировать бытовую технику и автомобили и пр. не перестанут. Но вот торговый малый бизнес рухнет.

Важно, чтобы Правительство обратило внимание на субподрядный бизнес в строительстве, транспорте, иной индустрии и в сельском хозяйстве. Его надо сохранить, ибо он удешевляет основное производство.

Если в докризисный период малый и средний бизнес душили – душили, а он выжил, то хоть во время кризиса дайте ему свободу.

Ничего страшного не произойдёт, если будут введены налоговые каникулы на три года для малого и среднего бизнеса. Если от этого предложения Министра финансов передергивает, то можно, в конце концов, определить сферы деятельности малого и среднего бизнеса, где вводятся налоговые каникулы. Но малый и средний бизнес может занять ещё процентов десять трудоспособного населения. Если так не сделать, получим дополнительно процентов 5-6 безработных. Вот цена вопроса.

Что бы я посоветовал малому и среднему бизнесу во время кризиса, так это присмотреться к инновационной деятельности. Много способных, даже талантливых, инженеров и учёных окажутся не у дел, но с их знаниями и умениями. На выходе из кризиса новшества потребуются как никогда.

А если точно видите, что бизнес рухнул, то из оставшихся средств оплатите учёбу детей, купите тёще автомобиль или земельный участок, ещё что-нибудь долгосрочное. Но только не оформляйте на себя.

Возникает вопрос, где взять деньги на социальные работы? Если запретить свободное хождение инвалюты и продавать её только для закупок импортных товаров по перечню-ограничителю, по некоторым расчётам появится возможность у НБУ выпустить во внутриукраинский оборот до 100 млрд. гривен. Но их нельзя продавать банкам – будет жуткая инфляция.

Эти деньги надо целевым образом, точечно, направлять на социальные работы. Это позволит усилить внутренний спрос на отечественную продукцию и смягчит кризис. Причём, надо активно задействовать регионы.

Китай, кстати, не стал рекапитализировать большинство своих банков и спасать все промпредприятия от кризиса, а направил огромные средства на развитие государственной и региональной инфраструктуры и на наукоёмкие работы.

Всем читателям желаю ежедневно следить за экономическими событиями у нас в стране и за рубежом, делать правильный выбор и не дать в который уж раз намотать вам лапшу на уши. Пессимизм информации компенсируйте оптимизмом своих действий. Будьте удачливы.

Правда, если проект «незалежна Україна» не прикажет долго жить…

 

 

Владимир РЫЖОВ, Одна Родина

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/23824/
© 2006-2008, komitet.net.ua