Такого наглого парламента, как нынешний шестой созыв Верховной Рады, страна еще не видела. За год, прошедший с начала его работы, депутаты голосовали суммарно едва ли 30 дней. Все остальное время народные избранники или интриговали, или блокировали работу парламента.
Самые дорогие бездельники
Судите сами: сначала, в феврале, сессионный зал превратили в цирк, оформив его многочисленными воздушными шариками с надписями «НАТО — НЕТ». Это постарались регионалы — таким образом они протестовали против «письма трех», подписанного Ющенко, Тимошенко и Яценюком, о готовности Украины вступить в Северо-Атлантический альянс.
Блокирование трибуны спикера и пленарных заседаний вообще было любимым аттракционом политиков всю первую половину года — ближе к лету ПР сменили бютовцы. Осенью — угроза роспуска, а значит — снова митинги вместо работы.
В итоге все, что парламент сделал полезного за год, — это изменил бюджет, выделил деньги на ликвидацию последствий наводнения в Прикарпатье, принял закон о Кабмине, пакет законов о ВТО да еще пакет антикризисных законов. Последний, правда, мягко говоря, с большим опозданием.
ЦИФРЫ
- 100 законов — примерно столько принял парламент за год (предыдущий созыв за такой же период — 240).
- В 800 млн грн. обходится госказне содержание Рады в год.
- 52 тыс. грн. поступает в распоряжение нардепа ежемесячно (из них 17,7 тыс. грн. — зарплата) плюс медобслуживание, санаторное лечение и компенсация за жилье.
Беспорядочные коалиционные связи
Если раньше в Раде создавали коалиции хотя бы на год-два, то теперь политических партнеров меняют как перчатки…
Большинство в составе БЮТ и НУ-НС было создано еще в декабре прошлого года, но хватило его только на то, чтобы выбрать спикера и премьера, утвердить правительство и проголосовать за сырой вариант бюджета на год. Дальше из коалиции (227 человек) начали ситуативно выпадать члены балоговского «Единого центра» (ЕЦ), а чтобы принять важные законопроекты, большинству доводилось ходить на поклон к Блоку Литвина и коммунистам.
Летом из коалиции официально вышли нардепы Игорь Рыбаков (БЮТ) и Юрий Бут (НУ-НС) — по слухам, не без помощи с Банковой. И все шло к «вынужденному» союзу НУ-НС и ПР, как вдруг Тимошенко перехватила инициативу, и уже в сентябре ее БЮТ отлично голосовал в компании регионалов.
Все бы у этой пары могло быть хорошо, если бы не Ющенко, который заявил, что этот союз несет угрозу демократии, и потребовал официально оформить отношения: создать коалицию, а не то — разгон. Партнеры договориться не смогли, и после долгих месяцев кризисного шока в парламенте появилась новая коалиция — БЮТ, Блок Литвина и часть НУ-НС. Но президент сильно сомневается в прочности этих отношений, поэтому в том, что партнеры будут еще не раз меняться, можно быть уверенным.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Советник говорит Ющенко:
— Зря вы так часто вызываете к себе на ковер фракцию НУ-НС.
— Почему?
— Из-за этого среди уборщиц вашего секретариата становится все больше сторонниц БЮТа.
Социальный разгуляй
Первое полугодие 2008-го запомнилось небывалой щедростью правительства. Юлия Тимошенко, став премьером, начала в первую очередь выполнять некоторые свои предвыборные обещания, касающиеся наиболее незащищенных украинцев. В январе — старт кампании по выплате компенсаций за вклады Сбербанка СССР. Всего по тысяче гривен на руки и после страшных очередей. Но те, кто стоял в них, рады были и тому.
Затем правительство изменило расчет пенсий с учетом стажа, и многие пенсионеры начали получать вместо 500-600 грн. — 1000-1300.
Досталось и молодым: увеличили помощь при рождении ребенка с 8 тыс. грн. до 12,5 тыс. и стипендии — до 500 грн.
Естественно, все эти денежные вливания моментально подстегнули инфляцию, но вместе с ней укрепили на какое-то время и рейтинг Тимошенко.
ЦИФРА
27% украинцев проголосовали бы за Тимошенко-президента в марте
2008-го, в момент пика социальных выплат правительства (по данным опроса ФОМ). А ведь еще за полгода до этого сделать Леди Ю президентом соглашались только 19%. Сейчас рейтинг Тимошенко снова пошел на спад — за нее готовы проголосовать около 20% украинцев.
Дуэли на кулаках
Кажется, агрессивность нардепов прямо пропорциональна их нежеланию принимать законодательные акты. Особенно запомнились в этом году три «джентльменских дуэли»:
Нестор Шуфрич — Валерий Гелетей
Поединок, причиной которого стало высказывание главы управления Госохраны, назначили на 24 мая. Готовились долго, договорились драться на кулаках, но в итоге поединок сорвался: Гелетей на дуэль не явился (о времена, о нравы!) — предпочел «замять» скандал тихо и без камер.
Юрий Луценко — Леонид Черновецкий
Ирония в том, что бой «политических тяжеловесов» произошел в самом неподходящем для этого месте — зале заседаний СНБО. Словесный обмен «политическими выпадами» после заседания перерос в драку: по словам очевидцев, киевский градоначальник исподтишка стукнул главу МВД по колену. Луценко же, не стесняясь, при всех влепил Черновецкому пощечину.
Арсений Яценюк — Нестор Шуфрич
…и снова Шуфрич. Правда, теперь в роли жертвы: в момент блокирования парламентской трибуны прошлой весной регионал «мирно» откручивал микрофоны с трибуны спикера. Одно неловкое движение — и зубы Яценюка чиркнули по руке Шуфрича — хоть особых укусов и не было, деутат некоторое время старательно прятал руку от телекамер.
«Небольшой» кризец
Ну не заметила наша власть приближения кризиса. Или не захотела. И что тут поделать — были заняты другим…
В первой половине года деньги тратили, разгоняя цены и искусственно занижая курс доллара. Во второй — попали в маховик мирового кризиса, даже не пытаясь смягчить удар. Металлурги начали меньше продавать на экспорт, стал расти доллар, «удачно» обвалились некоторые крупные банки, что подорвало доверие людей к финансовой системе страны.
Тимошенко до поры до времени просто убеждала всех, что кризиса нет. Глава Нацбанка Стельмах и его замы твердили, что доллар под контролем и красная цена ему 5,6 — 5,8 грн.
А Ющенко вообще был занят больше Голодомором, своей партией и подготовкой к очередным внеочередным. До экономики руки не доходили, итог чему — небывалые валютные колебания, банковский кризис, одалживание у МВФ 16 млрд долл., спад производства, массовые сокращения… Экономический кризис, масштабы которого еще только предстоит оценить.
Версий две: или наши власти просто отпустили все на самотек и расписались в собственном бессилии, или же наоборот — умело использовали ситуацию в своих интересах. Вторая — правдоподобней.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Пролетает кризис над Америкой: «Ох! Хорошо я поработал!»
Над Европой: «Замечательно я потрудился!»
Над Украиной: «Опа! А кто это тут до меня побывал?!»
ЦИФРА
$1 млрд — примерно столько, по данным российских экспертов, заработала Украина на поставках оружия в Тбилиси.
«Меньшиковы» гигантских масштабов
— Изжить коррупционеров из власти невозможно. Потому что аморально лишить власть такого удовольствия, — сказал как-то в беседе депутат Тарас Чорновил.
Депутат оказался прав: в течение года после оранжевой революции дороги Украины были почти сплошь утыканы рекламными щитами, на которых сообщалось, сколько народу уже «село» за коррупцию. Счет шел на тысячи и постоянно нарастал. Но позже выяснилось, что все это — полная туфта: цифирь оказалась дутой, люди сели за мизерные прегрешения. Настоящие же бандиты в тюрьмы так и не попали.
В этом году было всего несколько действительно серьезных дел: уличенный в крупной взятке судья Львовского апелляционного админсуда был уволен, а после обыска в его рабочем кабинете обнаружили три мешка с деньгами — 1 млн долларов и 2 млн гривен. Игорь Зварич был задержан правоохранителями и отправлен в больницу, на лечение. Но из больницы судья… сбежал.
Другой случай произошел в Киевской области — глава Броварской райадминистрации Николай Диденко «спекся» на взятке в 11 млн грн. Правда, он планировал получить гораздо больше — 42 млн долларов.
Грузинский «ляп»
Политикам предстоит еще долго спорить о том, считать ли вмешательством Украины в войну на Кавказе продажу оружия Тбилиси и так и не доказанное участие в грузинских событиях бойцов УНА-УНСО. «Боевые» нашивки украинских националистов вроде бы фигурируют в оперативных съемках из горячей точки, но…
Важно другое. Впервые за 15 лет беда подобралась близко и к нашему дому. Конечно, Киев проявил свою человечность, оказав гуманитарную помощь одним из первых. Специально для этого депутаты Рады собрались на внеочередное заседание, а Кабмин выделил несколько миллионов гривен, чтобы нагрузить украинские самолеты «гуманитаркой».
Но приняв участие в конфликте (пусть косвенно — продали грузинской армии современное вооружение и боевую технику), Киев пошел на серьезный риск. Ведь другая наша соседка, Россия, не на шутку обиделась.
Судите сами — вот цитата президента РФ Дмитрия Медведева: «Ряд украинских руководителей по сути принимали решение о том, чтобы поставлять оружие Грузии и направлять в Грузию людей, обученных для того, чтобы стрелять по российским вооруженным силам. Иначе как преступлением против российско-украинских отношений назвать это не можем!»
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
«Комсомолка» поинтересовалась у политиков их оценками политических и экономических итогов года. Общая картина получилась удручающая: почти все власть предержащие охарактеризовали 2008 год как «год разочарований».
Ольга БОДНАР, народный депутат, БЮТ:
— Политический кризис понемногу проходит, мы наконец-то нашли вариант, полезный для Украины. Если бы нас не запугивали тем, что «все очень и очень плохо», люди чувствовали бы себя намного лучше: немножко оптимизма украинцам точно не помешает.
Что до экономики — нам вскоре удастся ее стабилизировать с наименьшими потерями.
Марина СТАВНИЙЧУК, замглавы Секретариата президента:
— Это был год потерянных надежд. Взять хотя бы сферу экономики — мы не продвинулись вперед, кризис говорит об изъянах экономической политики правительства.
Конечно, радует то, что Украина имеет огромный урожай — но это победа крестьян и природы, а не государственных мужей…
Петр СИМОНЕНКО, лидер фракции КПУ:
— Позитивные результаты получили только сверхбогатые украинцы, они воспользовались возможностью поймать что-то в мутной воде. А власть все так же не заинтересована в интересах народа. Резко обострились отношения с Россией — мы оказались опозорены из-за участия в грузинской кампании.
Неудовлетворительна и работа парламента — Рада стала заложницей «разборок» между крупными капиталами.
Юрий ПАВЛЕНКО, министр по делам семьи, молодежи и спорта:
— 2008 год был очень успешным и плодотворным для нашего министерства. Результат нашей сборной на Олимпийских играх оказался сенсационным, а количество привезенных домой медалей превзошло ожидания.
Олег ЗАРУБИНСКИЙ, фракция Блока Литвина:
— Этот год был годом разочарований. В социальной, экономической политике… да и просто в политике. Разочарованность людей можно наблюдать на улицах, в магазинах, на базаре.
К счастью, она пока не конвертировалась в депрессивное состояние — то есть люди еще на что-то надеются. И надежды понемногу начали оправдываться: наконец-то заработала Рада, начала принимать законы. Это маленькие ростки позитива, но и они радуют.
Словесные баталии
Если и есть в украинской политике что-то постоянное — так это борьба за власть между президентом и премьер-министром.
Заложенный в далеком 2005 году раскол этот углубился, и сейчас кажется, что Леди Ю и мистер Ю воЮЮт вечно.
Вот несколько цитат, характеризующих всю силу слова наших политиков.
Виктор БАЛОГА об отсутствии Тимошенко на Дне независимости, 24 августа:
— Вызывающе проигнорировав праздничные мероприятия, Тимошенко бросила вызов всем украинцам. Таким демаршем она пыталась продемонстрировать свою пренебрежительность.
Юлия ТИМОШЕНКО о «преступных махинациях» НБУ, 20 декабря:
— Они (президент, глава СП Балога и глава НБУ Стельмах) планировали… купить гривну в большом объеме, потом держать на счетах и ждать, пока курс гривна/доллар станет на свое место, и после этого купить доллары… Это давало им возможность заработать чистыми 4 млрд 550 млн грн.
Виктор ЮЩЕНКО об «истинных причинах кризиса», 21 декабря:
— Ситуация, безусловно, давно вышла из-под контроля премьер-министра… Но сегодня уже наступает момент просто ответственности. Кто будет отвечать за инфляцию в 22%? Внешний кризис? Кризис у нас сидит на Грушевского, на седьмом этаже, в кабинете премьер-министра.
Юлия ТИМОШЕНКО об отставке президента, 24 декабря:
— Если у него осталась хоть капля совести, если он запутался со всеми этими коррупционными действиями, он обязан сам подать в отставку, не перегружая парламент этой процедурой…
Источник - Комсомольская правда