Не поверите, до какой степени мне интересно, что же скажет в новогоднем обращении «к своей нации» Виктор Ющенко. Совсем не удивлюсь, если даже в праздничную ночь Президент заговорит о самом для себя наболевшем – о «воровке» Тимошенко.
|
Хотя, скорее всего, мы услышим почти привычный набор банальностей. Что-нибудь об испытаниях, которые принес экономический кризис и о необходимости «згуртуватися». Очередную мантру о том, что «незважаючи на все, Україна відбулася».
И, наверняка, прозвучат сакральные для Ющенко слова о том, что в уходящем году Украина впервые настолько масштабно почтила память жертв Голодомора.
Для меня же 2008-й запомнится даже не столько экономическим кризисом и параличем государственной власти. Этот год стал первым после 2004-го, когда «команда Майдана», пусть и в несколько усеченном варианте, впервые на протяжении всех двенадцати месяцев находилась при власти и наконец-то показала себя во всей красе.
Этот был год невиданного транжирства государственных денег, денег, которые власть выгребает из наших карманов, забывая о минимальных приличиях по отношению к тем, кто ее, власть, содержит.
Это был год невыполненных обещаний и безумных трат. Год окончательного разочарования и в представителях власти, и в лидерах оппозиции. Год тотальной «шустеризации» страны: торжества виртуального телепространства, громких и пустых слов.
2008-й начался с «Юлиной тысячи». Сам факт этих выплат доказал: мнение экспертов, трезвомыслящих журналистов и реалистично настроенных политиков в Украине ничего не стоит. Раздача давным-давно пропавших вкладов стала показательным финальным аккордом «сказки потребления», длившейся в Украине почти 5 лет.
Побившая все рекорды инфляция в считанные месяцы съела популистские подачки, зато государственные финансы получили первую пробоину ниже ватерлинии.
Вспоминает ли теперь правительство, глядя на пустую казну и отсутствие мифического стабфонда, о растраченных миллиардах? Вспоминают ли, глядя на внешний долг, о том, что не так давно – каких-нибудь четыре года назад – он был ликвидирован?
А пока набирали обороты инфляция и рост невозвращенных кредитов, тысячи молодых людей, поверив предвыборным обещаниям БЮТ об отмене призыва, подались в бега от военкоматов и милиции.
Действительность же превзошла все ожидания: переход к контрактной армии не только провален в 2008 году – сорван даже ранее запланированный срок – 2010-й. Более того, к концу года украинская армия осталась даже без средств на питание военнослужащих.
Лето принесло новые беды и новые траты. В неизвестном направлении исчезли (по некоторым подсчетам – до 50 миллионов гривен) средства на помощь пострадавшим от стихии в Западной Украине. Рекордный урожай зерновых обвалил цены на сельхозпродукцию. При этом все мы стали свидетелями парадокса: цены не снизились (а на хлеб выросли в разы даже в Киеве, где местная власть клялась удержать их на самом низком уровне в стране), а аграрии оказались на пороге разорения.
Неожиданно и экономически необоснованно рухнул доллар. Сотни тысяч украинцев устремились в обменные пункты – избавляться от ставшей ненадежной валюты, к работодателям – с требованиями и просьбами расплачиваться в гривнах, и в банки – переводить гривневые кредиты в валютные и набирать новые.
Не пройдет и полгода, как уже миллионы сограждан проклянут свою поспешность, проклянут Нацбанк, а его престарелый председатель станет, пожалуй, самой ненавистной фигурой в стране…
Теперь остается только подсчитывать, на сколько миллиардов обогатились банкиры, вовремя скупившие валюту по дешевке. Но и это не было пределом. Осенью все тот же НБУ увлекается рефинансированием частных банков. Последние на полученные сотни миллионов гривен скупают все тот же доллар, который подскакивает в цене более чем в два раза.
К моменту, когда курс стабилизируется («всего» в полтора раза выше летнего), станет ясно, что на глазах у всей страны была провернута крупнейшая финансовая махинация десятилетия. Такого «кидка» действительно не было со времен ваучерной приватизации и расцвета трастовых пирамид.
«Гражданское общество», о рождении которого так любили говорить в дни Майдана, впрочем, отреагирует не более чем вялыми (и провокационными?) попытками «подудеть в клаксоны».
Осенью государство – на этот раз в лице Президента (живущего в мире мифов и призраков) при попустительстве правительства у всех на глазах - растранжирит еще несколько сотен миллионов гривен. Украина помянет жертв Голодомора.
Более символично-идиотского начала глобального экономического кризиса, пришедшего и в нашу страну, даже придумать было бы сложно, но, к сожалению, Ющенко не понимает шуток.
И даже оставив в стороне экономический кризис, трудно согласиться с тем, что Украина готова тратить без малого 750 миллионов гривен на памятники (133 миллиона из которых уже потрачено)…
Ведь в то же время на социальную помощь детям-сиротам в ушедшем году выделили 125 млн. гривен, на приобретение школьных автобусов для сел – 80 млн., на санаторное лечение инвалидов – 70 млн., на дотации работодателям для обеспечения молодежи первым рабочим местом – 32 млн., на оздоровление и отдых сельских детей – 11 млн., на мероприятия по преодолению эпидемий туберкулеза и СПИДа – 10 млн.
И если правы те, кто говорят, что Ющенко, в первую очередь, увековечивает таким образом собственное правление, то не будем забывать, что миллиона гривен зачастую вполне хватает для спасения жизни одного больного лейкемией ребенка.
750 жизней за один мемориал – еще один «обменный курс» от Президента. И, кстати говоря, в этой связи как-то даже неудобно вспоминать о том, каким тазом в уходящем году накрылось патронируемое Первой леди строительство «детской больницы будущего»…
В 2008-м личные амбиции и симпатии Ющенко вылились не только в прямое мотовство. Часть убытков от его правления только предстоит подсчитать. На момент написания статьи новая цена на газ для Украины еще не была известна, хотя цифра в $418 за тысячу кубометров уже озвучена «Газпромом».
Конечно, это – цена политическая (нефть, результаты торгов по которой ранее служили ориентиром цены на газ, рекордно подешевела). Но тогда нужно честно и открыто признать, что возможное двукратное подорожание газа – это цена поддержки бесноватого Саакашвили со стороны Ющенко. Это цена наших попыток «впрыгнуть» в НАТО.
Внешнеполитический имидж Украины – тоже всенародное достояние, пусть и нематериальное. И оно бездарно растрачено: двойным отказом предоставить Украине ПДЧ, фактическим провалом инициатив по упрощению визового режима с ЕС.
Оказалось, что у нашей страны нет влиятельных друзей в Европе (да и вообще нет друзей, кроме Польши и стран Балтии), а настойчивое покровительство США в натовских вопросах выглядело в 2008-м уже просто неприлично.
Уходящий год был традиционно богат коррупционными скандалами – но они ничем не заканчивались. И нет смысла даже перечислять их перипетии. С вероятностью в 99% эти люди умеют избежать ответственности: Рудьковский и Винский, Балога и Луценко, Герман и Зварич, и как апофеоз – Ющенко, Стельмах и Фирташ.
2008-й запомнился и очередной попыткой введения цензуры в СМИ. В полном соответствии с философией нынешнего Президента на смену темникам пришла «мораль».
Четырежды спорный Закон о ее защите силами назначенного менее полугода назад председателя Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали Василия Костицкого как по мановению волшебной палочки трактуется то как «закон об оскорблении величества», а то и просто как средство надавить на любое неугодное издание.
Если уж говорить о тратах и транжирах – аппарат той же Комиссии составляет 90 человек, а затраты на ее содержание, по данным СМИ – около 4 миллионов. Еще четыре чьих-то жизни в обмен на сомнительное удовольствие выслушивать нравоучения от специалиста в области «воздушного и космического права» (да-да, не смейтесь, именно в этой сфере трудился г-н Костицкий до момента, пока его «перебросили на мораль»)?
И уже закрыт популярнейший файлообменник «Infostore», уже проводятся «задушевные» беседы с провайдерами, а газета «Блик» узнает о том, что ее собираются уничтожить из лент информационных агентств.
Натруженная рука чиновника готова править сценарии серий «Леси + Ромы», выбрасывать из ротации клипы Кузьмы и указывать «Фразе» в каких словах и выражениях можно, а в каких нельзя писать о Викторе Ющенко. Зоркий взгляд «моралистов» примеривается к «Живому журналу» и «ВКонтакте» - за наши с вами деньги они готовы решать, что нам смотреть и что читать.
А, впрочем, тот же Ющенко под занавес года на собственной пресс-конференции продемонстрировал свое отношение к Интернету более чем открыто.
Что ж, Виктор Андреевич, видимо, страдает выборочным расстройством памяти, забывая о том, какой вклад внес украинский интернет в его победу четырехлетней давности…
Интересный был год, ничего не скажешь. Да и не обо всем упомнишь. Киевляне, к примеру, впервые со времен войны остались без тепла и горячей воды. Шахтеры, как и прежде, платили большой кровью за уголь на «кладбище имени Засядько» (а его почетный руководитель пообещал сгноить на нарах представителя Госгорнадзора, пытавшегося остановить работу шахты-убийцы).
Снова рвались склады с боеприпасами. Снова было мучительно стыдно перед УЕФА за «подготовку к ЕВРО-2012».
P.S. Избегая упреков в пессимизме. Кратко о хорошем. Хорошего тоже было немало. И тоже в традиционных для Украины областях: фантастически удачный для нас Олимпийский Пекин и братья Кличко, Пол Маккартни и Ани Лорак, закутанный в украинский флаг Тимощук с Кубком УЕФА, подающие надежды на прогресс «горняки» и «динамовцы», «Queen» в Харькове и Куриленко на всех экранах планеты.
И даже покорившая «Playboy» Астафьева. Впрочем, о последней, видимо, в 2009-м придется писать с оглядкой на все того же Костицкого.
«Українська жінка заслуговує на кращу долю», чем снимать трусы перед камерами, не так ли, господа эксперты по вопросам защиты морали?
Егор Стружкин, «Фраза»