Как девальвация национальной валюты Украины превратилась в политтехнологический прием в войне правительства и президента
В середине минувшей недели доллар в обменниках продавали уже по десять с половиной гривен, а евро почти по пятнадцать. Это вызвало резкое обострение отношений между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко. Но, собственно ющенко - тимошенковская война и является второй стороной медали украинского финансового коллапса. Точнее, первой. Поскольку война идет за трон. А Нацбанк — это просто один из видов оружия, которое пока использует глава государства.
25 декабря исполнится ровно три месяца с того дня, как в Аденском заливе сомалийские пираты захватили судно «Фаина» с грузом украинских танков и прочего военного добра для Танзании. На борту, кроме четырех граждан России и одного — Латвии, находились семнадцать граждан Украины. Сумма выкупа за это время колебалась между тремя и тридцатью миллионами долларов. Однако по сей день моряки по-прежнему в плену.
Примерно в это же время — в середине сентября — в заложниках оказались и остальные украинские граждане — около 45 миллионов человек. Их захватили несколько групп, имеющих прямое отношение к власти Украины. Сумма выкупа также не определена. Но в отличие от Аденского залива на берегах Днепра сбор денег идет вполне успешно. Лидирует в получении выкупа Национальный банк Украины.
Гривна, вполне твердо стоявшая на ногах в сентябре, к Новому году обесценилась более чем в два раза. При этом списывать все на мировой кризис было бы нечестно. В том числе и потому, что, по оценкам международных экспертов, украинская валюта стала абсолютным лидером по темпам падения.
Весной 2008 года руководство Национального банка заявило об укреплении гривны и начало снижение курса доллара США. Граждане начали сдавать обесценивающиеся доллары, переводя трудовые депозиты в укрепляющуюся гривну.
Параллельно с этим страна увлеклась забавой под названием «возьми валютный кредит»: СМИ лопались от рекламных призывов ездить в кредит в отпуск, покупать квартиры, машины и бытовую технику. Банки занимали деньги за границей и пускали их и в рост. Помимо этого в банках крутились большие деньги, завезенные в Украину из-за границы валютными спекулянтами, соблазненными высокими депозитными ставками.
К сентябрю 2008 года сумма, занятая за границей в виде коротких кредитов, достигла почти 20 миллиардов долларов (золотовалютный резерв Украины — для сравнения — составляет 38 миллиардов).
Когда до Украины докатился экономический кризис, в банках выстроились очереди из желающих снять деньги, а Нацбанк запретил досрочно возвращать депозиты населению. Население вздрогнуло, потому что банковская система, несмотря на многолетние политические дрязги, все это время оставалась островом стабильности.
А потом в обменных пунктах за доллар начали просить сначала пять с половиной гривен, потом шесть, следом шесть с половиной и, наконец, семь. Люди задумались, как платить проценты по валютным кредитам.
Власть рассказывала о том, как ситуацию спасут 16 миллиардов долларов, которые МВФ согласился выделить Украине, а Нацбанк стращал сограждан, требуя возврата всех валютных платежей в срок, невзирая на вошедшую в пике гривну.
К этому моменту содрогалось уже не только население, но и коммерческие банки. Им тоже нужно было готовиться к возврату коротких валютных кредитов. Так что на межбанковских торгах доллар рос как на дрожжах. Правда, банкиры прекрасно помнили о том, что есть заначка. Ведь буквально в течение месяца население сняло с депозитов около восьми миллиардов долларов.
Началась операция по изъятию денег у населения: валюта практически исчезла из обменных пунктов, а банки преимущественно работали на скупку (попутно ввели противозаконные ограничения на продажу и стали брать не менее противозаконный процент от покупаемой суммы в виде оплаты за кассовую операцию). Руководство Нацбанка только разводило руками, а его глава Владимир Стельмах заявил, что курс гривны стабилизируется лишь в том случае, если население вернет назад изъятые депозиты.
В середине минувшей недели доллар в обменниках продавали уже по десять с половиной гривен, а евро почти по пятнадцать. Это вызвало резкое обострение отношений между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко. Но, собственно ющенко-тимошенковская война и является второй стороной медали украинского финансового коллапса. Точнее, первой.
Поскольку война идет за трон. А Нацбанк — это просто один из видов оружия, которое пока использует глава государства.
«Пока» — это потому, что, после того как доллар перевалил психологический барьер десять гривен за доллар, Тимошенко пошла в атаку, потребовав голову председателя Нацбанка. Которую нельзя получить без согласия президента. Но поскольку Виктор Ющенко очень хочет остаться на второй срок, ему необходимо вывести из игры главного соперника — премьер-министра.
Одним из наиболее эффективных способов сегодня является полная дискредитация работы правительства. А резкие колебания курса гривны в сочетании с ростом безработицы и неразберихи в российско-украинских газовых переговорах как раз и есть лучший механизм дискредитации.
При этом никто не утверждает, что Ющенко — это абсолютное зло, а Тимошенко — ничуть не меньшее добро. Но Ющенко в прошлом глава Нацбанка и отец украинской гривны.
Масла в огонь подлил глава наблюдательного совета Нацбанка Петр Порошенко, заявивший, что руководство Нацбанка отказало совету в предоставлении информации о рефинансировании коммерческих банков. Так что заявление Тимошенко о том, что Нацбанк провел эмиссию на 42 миллиарда гривен, из которых почти восемь миллиардов направил для поддержки банка «Надра», конкретно и реально. Да еще и с уточнением, что за этим банком стоит г-н Фирташ, совладелец компании «РосУкрэнерго».
Той самой, через которую до недавнего времени в Украину поступал российский газ. Той самой, которую Тимошенко вывела из игры после встреч с Владимиром Путиным. А Фирташ связан давними контактами как с Ющенко, так и с Януковичем.
По мнению осведомленных СМИ, именно Фирташ сорвал создание парламентской коалиции Блока Юлии Тимошенко и Партии регионов, которую возглавляет Янукович.
Так что логичная в кризисный период постепенная девальвация национальной валюты превратилась в обычный политтехнологический прием. И в общем-то уже не вызвало удивление политическое заявление главного банкира страны о том, что «уже в декабре этого года страна может оказаться в ситуации внутреннего дефолта» благодаря «бездарной деятельности правительства в управлении экономикой».
Равно как и гневная тирада Тимошенко о том, что Ющенко должен не только отправить в отставку главу Нацбанка, но и последовать вслед за ним.
С учетом того, что все эти спичи произносились в прямом эфире двух ведущих национальных каналов, можно не сомневаться в том, что:
а) война класса VIP будет продолжена и
б) победителей не будет.
Источник: "Новая Газета" (Россия)