ХАРАКИРИ КАК СПОСОБ АНТИКРИЗИСНОЙ ЗАЩИТЫ УКРАИНЫ


08.12.2008 16:31

Сегодня Украина словно вернулась в 90-е годы прошлого века — курс валют меняется ежечасно, многие промышленные предприятия на грани остановки, а некоторые уже отправили своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск. В городском транспорте обсуждают массовые сокращения работников и урезание зарплат оставшимся счастливчикам, а в интернет-форумах спорят о том, какой банк обанкротится первым и где остановится падающая гривна. Угроза массовой безработицы и резкого роста преступности стала вполне осязаемой, а главное — у многих уже нет уверенности в завтрашнем дне.

 

Хороший слуга — это тот, кто безоговорочно

подчиняется своему господину.

Можно сказать, что это — идеальный слуга.

Ямамото Цунэтомо

 

 

Мир борется

 

Финансовая помощь национальным экономикам в условиях кредитного кризиса подразумевает введение правительствами различных исключительных мер. В числе их — прямое вливание ликвидности, выдача гарантий по займам, выкуп акций банков, выкуп ипотечных обязательств, инвестиции в инфраструктуру и обеспечение прочих потребностей финансового рынка. Украина — единственная страна, которая прибегла к внешним займам для выхода из кризиса.


Сегодня Украина словно вернулась в 90-е годы прошлого века — курс валют меняется ежечасно, многие промышленные предприятия на грани остановки, а некоторые уже отправили своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск. В городском транспорте обсуждают массовые сокращения работников и урезание зарплат оставшимся счастливчикам, а в интернет-форумах спорят о том, какой банк обанкротится первым и где остановится падающая гривна. Угроза массовой безработицы и резкого роста преступности стала вполне осязаемой, а главное — у многих уже нет уверенности в завтрашнем дне.

 

Корень наших проблем — не в глобальном кризисе

 

Если верить отечественным политикам и телевизионным новостям, то причиной нынешних экономических неурядиц в Украине является мировой кризис. Но стоит копнуть глубже — и становится ясно, что нас снова пытаются обмануть: необходимо все же разделять мировой кризис и проблемы украинской экономики.

 

Глобальный экономический кризис, который фактически начался несколько лет назад, для широкой публики стал очевиден относительно недавно. Для большинства стран «золотого миллиарда» (и прежде всего для США) «экономический шторм» на данном этапе имеет признаки финансового суперкризиса, вызванного массовыми потерями финансовых структур от спекулятивных операций. Убытки достигают фантастических величин, что вызывает так называемый эффект сжатия ликвидности — «лишних» денег у банков нет, к тому же американская валюта становится все «дороже».

 

Ситуация усугубляется кризисом доверия: никому не известно, кто завтра станет банкротом, поэтому даже крупным финансовым структурам занять деньги очень сложно. И дорого. Эту проблему решают центробанки ведущих стран мира, предоставляя кредиты национальным финансовым структурам. Но денег все равно не хватает, что вызывает исход финансов с развивающихся рынков, в том числе и из Украины.

 

Впрочем, мировой кризис, хотя он и заслуживает отдельного и обстоятельного разговора, к теперешним экономическим проблемам Украины имеет лишь опосредованное отношение.

Корень этих проблем — в том, что «оранжевыми» построена ущербная система фиктивного экономического роста, которая характеризуется неумеренным потреблением внешних финансовых ресурсов при одновременной либерализации внутреннего рынка и создании благоприятных условий для поступления импортных товаров.

Начиная с 2005 г. экономический рост нашей страны базируется на вливании внешних финансовых инвестиций, которые в значительной степени используются на потребление иностранных же товаров. Вкупе с одновременной либерализацией поступления импорта на рынок это привело к стремительному росту негативного сальдо внешнеторгового баланса.

Результатом такой политики стали внешнеторговый дефицит, высокий внешний долг, сокращение производства во многих отраслях промышленности под прессом конкуренции с аналогичными импортными товарами, а также нездоровая зависимость всей экономики от внешних валютных поступлений.

Опасность этого заключается в том, что страна перестает быть экономически самодостаточной, а ее экономика становится чувствительной к изменению конъюнктуры внешнего рынка и к уменьшению поступлений иностранных инвестиций.

Рано или поздно экономика «кредитного роста» сталкивается с так называемой ловушкой ликвидности — ситуацией массового ухода иностранных инвестиций в связи с резким «удорожанием» денег на международном финансовом рынке, усугубляемой, как правило, снижением доходов от экспорта в связи с изменением конъюнктуры в ключевых экспортных отраслях. Выход тут один — дефолт.

 

Именно с такой ситуацией столкнулась ныне Украина. С одной стороны — массовое бегство капиталов в связи с процессами на глобальном финансовом рынке, а с другой — резкое уменьшение внешнего притока валюты, что в совокупности поставило отечественную финансовую систему на грань дефолта. Следовательно, в современных финансово-экономических бедах страны виновата авантюрная и безответственная экономическая политика, проводившаяся в последние четыре года.

А мировой экономический кризис лишь сыграл роль детонатора. Но в то же время он оказался своеобразным подарком для «оранжевых», предоставив им возможность списать на него их собственные ошибки или же последствия явно антигосударственных решений, подрывающих экономику страны.

 

Впрочем, Украина не одинока в своих теперешних проблемах: долларовая петля затянулась вокруг многих стран, правительства которых ради виртуальных ценностей глобализации пренебрегли элементарным здравым смыслом в экономике. Кто сколько заплатит за былую возможность тратить больше заработанного, мы увидим уже скоро: по прогнозам аналитиков, во многих странах мира, в том числе и восточноевропейских, дефолты разразятся уже в ближайшие месяцы. ХАРАКИРИ как способ антикризисной защиты Украины

 

Пусть сильнее грянет буря?

 

У нас объективные экономические проблемы усугубляются очередной политической склокой из тех, что стали уже привычными за четыре года. Похоже, в последние месяцы основным катализатором развития кризисных процессов служит как раз политический фактор. По крайней мере, если проанализировать алогичные действия Нацбанка в сентябре—октябре, которые фактически и стали причиной валютной паники в стране, на ум приходит именно фактор политической целесообразности.

 

Итак, в сентябре НБУ столкнулся с резким увеличением спроса на валюту на межбанковском валютном рынке. Многие аналитики прогнозировали это давно: данное явление обусловлено целым рядом причин, в том числе оттоком иностранного капитала с украинского рынка, а также закупкой валюты НАК «Нефтегаз Украины».

В частности, анализируя возможные сценарии разворачивания кризиса в Украине, «2000» еще в августе отмечали, что к концу этого года «НБУ может столкнуться с «азиатским дежавю» — массовыми заявками от нерезидентов, а также украинских банков и компаний на продажу гривни и покупку валюты, что вызовет необходимость валютных интервенций из резервов Нацбанка и падение курса гривни» (№ 34(426), 22—28.08.08, В1-В4, www.news2000.org.ua/b/59045).

Но при этом предполагалось, что все субъекты рынка ведут себя рационально. Рациональность в политике НБУ состоит в том, что нацрегулятор должен был прилагать усилия по защите финансовой системы, максимально долго удерживая курс гривни с помощью валютных интервенций, в то время как правительство изыскивало бы пути выхода из кризиса.

 

Но отечественный Нацбанк повел себя иначе: практически отказался от валютных интервенций и поддержки курса гривни, эпизодически выходя на рынок с мизерным валютным предложением (общий объем валютных интервенций НБУ на межбанковском рынке в сентябре составил лишь 150,3 млн. долл.). В качестве причин такого поведения руководство НБУ называло нежелание субсидировать выходящих с отечественного рынка валютных спекулянтов, а также стимулировать приток импортных товаров, расходуя золотовалютные резервы (ЗВР).

 

Практическая реализация этих благородных побуждений Нацбанка через отказ от валютных интервенций предсказуемо привела к панике на финансовом рынке, массовому изъятию украинцами денег из банковской системы и резкому увеличению спроса на валюту. Ведь резкое падение курса гривни порождает нарастающие, как снежный ком, проблемы в банковской системе: с повышением курса доллара увеличивается доля проблемных валютных кредитов, а вкладчики банков спешат забрать свои депозиты. Это влечет за собой трудности с ликвидностью у банков, которым приходится обращаться за помощью к НБУ.

 

Деньги, снятые с банковских депозитов, население пытается конвертировать в валюту, что еще больше усиливает давление на курс гривни. К игре подключаются и экспортеры, которые начинают придерживать валютную выручку, рассчитывая на дальнейший рост курса валюты, вследствие чего ситуация на межбанковском валютном рынке продолжает ухудшаться.

 

В итоге Нацбанк был вынужден предпринимать «героические» усилия по спасению национальной финансовой системы, запретив досрочное расторжение депозитных договоров, ограничив объем кредитных операций банков и жестко контролируя продажу ими наличной валюты. Также НБУ для гашения валютной паники все же пришлось выйти с адекватными валютными интервенциями, а украинская власть обратилась к МВФ за получением валютного кредита. Но паника на межбанковском валютном рынке в последнюю неделю октября все же «загнала» курс доллара на отметку выше 7 грн., а Нацбанк по результатам октября потратил на валютные интервенции 4,1 млрд. долл. США из своих ЗВР.


Кто-кто, а финансисты Нацбанка лучше других должны понимать, что любую панику легче погасить в зародыше, чем бороться с разгулявшейся рыночной стихией, а уж тем более с полномасштабными последствиями такого «разгула». Стоило Нацбанку в сентябре потратить на валютные интервенции лишь треть суммы оных в октябре — и ситуация на украинском финансовом рынке развивалась бы на порядок спокойнее. Поэтому рационального объяснения сентябрьским решениям НБУ нет.

Ведь отказавшись от адекватных валютных интервенций на межбанковском валютном рынке в сентябре и начале октября, наш национальный регулятор, вопреки одной из главных своих задач — поддержанию устойчивости финансовой системы страны, собственноручно устроил панику на валютном рынке, фактически ставшую причиной экстремального роста спроса на валюту и панического изъятия вкладов из банковской системы.

 

Неужто руководство Нацбанка, зная реальную картину состояния дел в экономике Украины, скептически оценивает ее дальнейшие перспективы и потому отказалось от защиты национальной валюты? Мол, гривне все равно уже ничем не поможешь, так зачем зря тратить валюту...

Такая версия в свете функций национального регулятора представляется совершенно невероятной. Квалификация и опыт руководства НБУ также не дают оснований усомниться в его компетентности. Поэтому единственным внятным объяснением произошедшего является политический фактор.

 

Очевидно, что Тимошенко, допустив во время своего премьерства катастрофическое развитие экономического кризиса, потеряет шансы на успех в дальнейшей политической борьбе. Логично предположить, что у ее оппонентов могло появиться искушение — в целях политической нейтрализации ЮВТ несколько ускорить наступление кризиса, а еще лучше — сделать его управляемым.



В этой связи вспоминаются события конца 2004-го, когда пропаганда в «оранжевых» СМИ на тему «предвыборных выплат правительства Януковича», подкрепленная спекулятивными действиями некоторых банков, спровоцировала настоящий кризис на валютном рынке страны. Это позволило тогдашней оппозиции выдвигать не только политические, но и экономические обвинения в адрес правительства Януковича.



Для купирования паники Нацбанк тогда был вынужден прибегнуть к значительным валютным интервенциям, потратив на поддержание курса гривни около 2 млрд. долл. наличными из своих ЗВР. В частности, тогдашний и. о. председателя правления НБУ Арсений Яценюк в книге «Банковская тайна времен Оранжевой революции» достаточно много пишет о борьбе с банками, которые провоцировали ажиотаж среди населения. К счастью, в те месяцы, начиная с конца сентября 2004 г., НБУ своими выверенными и четкими действиями смог погасить валютный кризис и панику вкладчиков.

 

Сейчас, к сожалению, ситуация намного сложнее. Деструктивные силы дестабилизируют экономику аналогичным способом — создавая валютную панику, но уже административными методами — через политику национального финансового регулятора.

Сценарий прост: в случае резкого обвала курса гривни оппоненты нынешнего премьера с помощью массированной информационной кампании надеются как минимум доказать нынешним сторонникам ЮВТ вину премьера в украинской экономической катастрофе. А как максимум — организовать украинский аналог аргентинского «марша пустых кастрюль», когда после дефолта в декабре 2001 г. массовые уличные протесты привели к череде президентских и правительственных отставок в этой стране.



В свою очередь политики, представляющие лагерь Тимошенко, уже практически прямым текстом говорят о реализации подобного сценария. Например, нардеп от БЮТ Валерий Писаренко обвинил лично главу НБУ Владимира Стельмаха в «провале финансовой политики» и в том, что «...глава Нацбанка работает в одной связке с Президентом и руководствуется политическими указаниями» («Кіевскій Телеграфъ», № 46, ноябрь 2008 г.). А Сергей Мищенко, глава парламентского комитета по вопросам правовой политики (фракция БЮТ) в интервью агентству «Интерфакс-Украина» заявил даже о «проекте дискредитации правительства», предусматривающем на данном этапе «искусственный стремительный обвал национальной валюты» (http://www.interfax.ru/news.asp?id=47375).


Очевидно, что массовый протест на фоне серьезных экономических потрясений может оправдать любые силовые действия, направленные на захват власти и устранение политических конкурентов. В этом контексте выглядит реалистичным и проведение сценария учреждения «украинской народной республики», недавно описанного в материале «Ющенко «перезагрузит» Украину во имя второго президентского срока?» («2000», № 44(436), 30.10—5.11.08, http://www.news2000.org.ua/a/60204).



Впрочем, преуменьшать вину ЮВТ в создании экономических предпосылок для разворачивания нынешнего кризиса в Украине не стоит. Но в то же время было бы несправедливо отрицать и вклад бывших коалиционных партнеров Юлии Владимировны в построение украинской системы фиктивного экономического роста, приведшей сегодня к плачевной финансовой ситуации.

 

И уж совсем возмутительно, что на фоне разворачивающегося масштабного кризиса вместо слаженных действий всей политической элиты по спасению финансовой системы государства в стране проходит очередной раунд уже привычной нам «борьбы гетманов». Политиканы цинично пытаются удовлетворить свои амбиции — ценой благополучия граждан и всей экономики страны.



Рецепты МВФ, от которых не поздоровится


Итак, «мавр сделал свое дело»: благодаря валютной панике, созданной неуклюжими действиями Нацбанка, всем стало понятно, что в стране кризис и необходимо срочное лечение. В качестве лекаря, приглашенного к тяжелобольной отечественной экономике, был выбран МВФ. Правда, репутация у этого «доктора» весьма неоднозначная — но так уж принято среди стран, выполняющих указания архитекторов «новой экономики».



Результат «лечения» нашей экономики можно предсказать уже сейчас, экстраполируя результаты действий фонда в разных государствах на текущую ситуацию в Украине.

 

История национальных банкротств многих стран говорит о том, что МВФ играет ключевую роль в системе финансово-экономического порабощения государств транснациональной финансовой олигархией. Приходя к одру смертельно больной экономики, МВФ заставляет правительство страны принимать определенную программу финансово-экономических мероприятий в обмен на открытие кредитной линии.

Предлагаемый фондом набор «спасительных» средств, как правило, один и тот же: урезание государственных и социальных расходов, массовая приватизация, жесткая монетарная политика и введение свободного обменного курса национальной валюты, отказ государства от протекционизма и отмена государственных субсидий.

 

Фактическим следствием принятия «стабилизационного» пакета МВФ становятся девальвация национальной валюты, уничтожение социальной инфраструктуры, резкое падение доходов населения, паралич промышленности и огромный внешний долг государства. Но главный результат деятельности фонда — перераспределение национальной собственности в пользу транснациональных корпораций (ТНК) и полное политическое подчинение страны-банкрота, которое становится возможным ввиду огромного кредитного груза внешних долгов.

 

Например, в ходе валютного кризиса 1997—1998 гг. в странах Юго-Восточной Азии МВФ сыграл ключевую роль в управлении кризисными процессами в интересах западных инвесторов.



В частности, Индонезия накануне кризиса 1997 г. имела достаточно устойчивое макроэкономическое положение: 20 млрд. долл. ЗВР, профицит внешней торговли в 900 млн. долл., низкий уровень инфляции. Но после начала кризиса 1997 года, надеясь на получение стабилизационного займа и действуя в строгом соответствии с рекомендациями МВФ и Всемирного банка, власти этой страны упразднили валютный коридор для рупии. Это и стало причиной дефолта в Индонезии, который (словно в назидание Украине) случился сразу после предоставления стране кредита МВФ в размере 23 млрд. долл.

 

Образно говоря, «целитель» МВФ выступает в тройственном качестве. С одной стороны, это «черный доктор»рядящийся в тогу врача убийца, который делает хворой экономике смертельную инъекцию, выдвигая определенные требования для предоставления займа, окончательно добивающие пациентку.

 

С другой стороны, МВФ действует в качестве некоего «черного нотариуса», приходящего в страну, экономика которой уже умирает, и контролирующего передачу «в правильные руки» права собственности на все ликвидные национальные активы.

 

А третья функция МВФ — гробовщик, который определяет параметры функционирования экономики после ее смерти, т. е. уже после национального банкротства.



После перераспределения национальной собственности в пользу ТНК и политического закабаления страны-банкрота наступает черед «встраивания» экономики государства-жертвы в мировое разделение труда в качестве донора ресурсов.

Фактически это означает вечное закрепление за потерпевшей страной статуса объекта международных экономических отношений, который полностью открыт для действий ТНК и абсолютно неспособен составить конкуренцию ведущим экономикам.

 

Пожалуй, классическим примером такого исхода является Мексика. До 80-х годов прошлого века это была одна из самых развитых стран Латинской Америки. Но благодаря навязанным государству либеральным реформам по рецептам МВФ оно оказалось в классической «ловушке ликвидности», которая в 1994-м закончилась грандиозным экономическим кризисом.



Чтобы окончательно закабалить страну, МВФ и Вашингтон предоставили Мексике новые кредиты — на сумму 53 млрд. долл. При этом от заемщика требовали углубления неолиберальных реформ, предоставления экстраординарных льгот американским корпорациям и вступления в Североамериканскую зону свободной торговли.



В итоге этой политики Мексику удалось сделать полностью зависимой от США и МВФ, а основные финансовые вливания были направлены в экспортно-производственные зоны со льготным режимом предпринимательства, построенные вдоль мексиканско-североамериканской границы (так называемые макиладорас). Эти предприятия экстерриториальны — они не платят налогов, на них запрещено создание профсоюзов, а заработки рабочих сохраняются на низком уровне.

 

Перечислять жертв МВФ можно очень долго... В Руанде и Сомали после вмешательства фонда были разрушены традиционные модели хозяйствования, что повлекло за собой тяжелые экономические катаклизмы и стало причиной гражданских войн в этих странах. Эквадор и Перу (при Альберто Фухимори) также попали под пресс МВФовской «шоковой терапии».

 

Об Аргентине и роли МВФ в окончательном разорении этой страны в 2001 г. «2000» писали не так давно (№ 47(439), 21—27,11.08, A4-A5, http://www.2000.net.ua/a/60558). Остановимся лишь на одном аспекте, выявляющим скрытые механизмы взаимодействия МВФ с национальными правительствами.



Речь идет о скандале, возникшем после опубликования СМИ информации о дополнительных секретных соглашениях между МВФ, Мировым банком и правительствами стран — получателей помощи. Грэг Паласт, широко известный в США и Великобритании журналист (www.gregpalast.com), сразу же после дефолта в Аргентине обнародовал некоторые аспекты секретных соглашений между аргентинским правительством и международными организациями, в частности МВФ.



Эти тайные соглашения больше похожи на сделку с дьяволом — их суть заключается в том, что ради сотрудничества с МВФ и получения соответствующих займов правительство государства-жертвы соглашается на приватизацию стратегических объектов инфраструктуры жизнеобеспечения, продажа которых равнозначна потере суверенитета страны. Правительство также берет на себя обязательство провести беспрецедентное сокращение социальных программ и выплат, урезать расходы на медицину и образование, обрекая свой народ на голод и нищету.

 

В русскоязычном сегменте интернета достаточно много ссылок на транскрипт радиопрограммы Алекса Джонса от 4 марта 2002 г., где Грэг Паласт в подробностях рассказывает о сути секретных договоров с МВФ:

 

«...они обычно требуют от правительств подписывать секретные соглашения, в которых те соглашаются продать свою важнейшую госсобственность, соглашаются принять меры, которые будут катастрофой для их населения... и если они не следуют этим обещаниям, их отрезают от заграничного кредита. Невозможно занять никакие деньги у международных кредиторов. Никто не может выжить без кредита, без займов — люди, компании, страны...

 

Алекс Джонс: ...МВФ/МБ платят политиканам за то, чтобы те за бесценок приватизировали водопроводы, железные дороги, нефтяные компании. Эти глобалисты платят им каждому, миллиардами в швейцарских банках. И планируют полное порабощение всего населения...

 

Грэг Паласт: Да, они отдают все своим дружкам, как Ситибэнк, который захватил половину аргентинских банков. Бритиш Петролеум получил нефтепроводы в Эквадоре. Энрон повсюду захватил водопровод. И при этом они все это разрушают. В Буэнос-Айресе проблемы с питьевой водой. Это уже не просто воровство — нельзя даже открыть кран. Это обогащение за общественный счет...

После этого они говорят: «Сокращайте бюджет». 20% аргентинцев — безработные. А они говорят — ополовиньте пособия по безработице, ограбьте пенсионные фонды, урежьте траты на образование... Если экономику урезают в разгар спада, который эти ребята организовали, это разрушает страну...

А для чего? Согласно документам для служебного пользования — чтобы платить проценты иностранным банкам — от 21 до 70%. Это ростовщичество» (www.infowars.com/palast.htm, цитируется по русской версии — http://left.ru/2002/leto/palast.html).

 

Харакири

 

Впрочем, чтобы убедиться в том, что отечественные компрадоры уже приговорили нашу страну к окончательному экономическому порабощению, не требуется искать какие-либо секретные соглашения. Достаточно проанализировать основные положения официального меморандума Украины и МВФ, чтобы явственно увидеть сценарий финансово-экономической катастрофы, написанный для нашего государства.

 

Итак, перед подписанием соглашения о кредитовании, Украине были выдвинуты предварительные требования в виде отказа от системы установления коридора валютного курса, а в дальнейшем меморандумом был предусмотрен переход к гибкому обменному курсу. Нацбанк не мешкая приступил к исполнению условий МВФ — и с 28 ноября обменный курс гривни к доллару США устанавливается по результатам торгов на межбанковском валютном рынке.



Впрочем, даже если здоровые силы в руководстве НБУ возьмут верх и национальный регулятор попытается выйти с адекватными валютными интервенциями, в условиях МВФ предусмотрена соответствующая страховка. Речь идет об условиях второго и последующих траншей кредита МВФ, жестко ограничивающих возможность траты средств из украинских ЗВР.



Таким образом, в случае выполнения данных условий кредита «stand by» судьбу гривни можно считать решенной — ее ждет мощная девальвация. Падение курса национальной денежной единицы повлечет за собой катастрофическое увеличение доли проблемных валютных кредитов в банковских активах, что станет смертным приговором для многих отечественных банков.

 

Теперь гривня абсолютно беззащитна перед превратностями судьбы. Первая же атака валютных спекулянтов, политический скандал или просто панические настроения валютных трейдеров могут катастрофически опустить курс украинской национальной денежной единицы. А учитывая последние тенденции в поведении Нацбанка, наивно было бы ожидать от него активных действий по защите гривни.

 

Банкротства банков в свою очередь парализуют национальную экономику, возникнет кризис неплатежей со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, Нацбанк намекает на борьбу с падением курса гривни путем изъятия части денежной массы из рынка. Такая политика находится в русле условий кредита МВФ — ужесточение предъявляемых НБУ требований к банкам по формированию их резервов и по рефинансированию (в частности, запрет на беззалоговое рефинансирование и рефинансирование под залог акций банков).



Но попытки воздействия на валютный рынок через манипулирование монетарными агрегатами повлекут за собой дальнейшее ухудшение условий кредитования промышленных предприятий, точнее — практически полное прекращение такого кредитования. Фактически это попытка создать отечественной экономике режим «денежного голодания».

 

А в контексте остальных требований МВФ по ужесточению фискальной политики (читай — по увеличению налоговой нагрузки на предприятия и граждан) это приведет к вымыванию оборотных средств предприятий, увеличению себестоимости продукции, очередному кризису неплатежей и как следствие — к волне банкротств предприятий.

 

Девальвация гривни, а также банковский и промышленный кризисы приведут к массовой безработице и катастрофическому обесцениванию всех отечественных активов. После этого у западных «инвесторов» появится возможность за небольшую часть от реальной стоимости приобрести любую собственность в Украине.

 

Отдельно хотелось бы остановиться на одном из положений принятого с подачи президента Украины закона «О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (№ 639-VI от 31.10.08).



Речь идет о создании Стабилизационного фонда (за счет средств от приватизации и размещения государственных облигаций), деньги из которого, в частности, должны пойти на выкуп государством акций украинских банков, где введена временная администрация или акционеры которых обратились к государству за помощью. Экономический смысл продажи ликвидных государственных предприятий и покупки на эти деньги акций находящихся на грани банкротства банков понятен, наверное, лишь авторам этого закона.

 

Ведь сейчас, в разгар кризиса, продать Укртелеком или Одесский припортовый завод возможно лишь со значительным дисконтом, намного ниже реальной стоимости. Согласившись на приватизацию госпредприятий, Украина потеряет ликвидную собственность, которая при условии грамотного менеджмента может приносить значительные доходы в бюджет, а также стать потенциальными точками роста, стабилизирующими экономическую ситуацию в определенных сегментах экономики.

 

Впрочем, с точки зрения проведения мировой финансовой олигархией акции по «утилизации» Украины педалирование темы приватизации в контексте «антикризисных» мер вполне логично и находится в одном ряду с мероприятиями по финансовому и фискальному удушению отечественных предприятий. Чем дешевле будет стоить украинская собственность по результатам кризиса — тем выше будет прибыль западных конкистадоров.

 

Согласно классическому сценарию проведения национального банкротства, население страны-жертвы также сполна должно ощутить все «прелести» кризиса, и Украина — не исключение. В условиях предоставления кредита МВФ предусмотрены соответствующие позиции, которые заставят украинцев думать об элементарном выживании, а не о профессиональном совершенствовании, развитии своего бизнеса или новых научных достижениях.



Среди условий МВФ — недопущение роста реальных доходов населения в 2009—2011 гг., мораторий на повышение минимальной зарплаты до прожиточного минимума и запрет индексации социальных выплат. Также украинцев хотят «обрадовать» подъемом цен на жилищно-коммунальные услуги, повышением цен на газ до уровня рыночных для теплокоммунэнерго (до 1 июля 2010 г.) и для населения (до конца 2011 г.).

 

Если сравнить методы украинской «антикризисной защиты» с аналогичными мероприятиями правительств и центробанков Запада, в глаза бросается их полная противоположность. США, Япония и основные страны Европы в рамках противостояния кризису «накачивают» экономику дешевыми бюджетными деньгами, снижают уровень налогообложения.



В частности, среди пунктов предложенного 26 ноября Еврокомиссией «плана восстановления» экономики ЕС — стимулирование потребления путем снижения налогов, увеличение инвестиций в инфраструктуру (для поддержки строительного сектора и создания новых рабочих мест), повышение госрасходов и обеспечение доступа бизнеса к кредитным средствам (подробнее см. «1+1=?», «2000», № 48(440), 28.11—4.12.08, http://news2000.org.ua/a/60691).

 

Действенность мер, предлагаемых в Европе, США и других странах Запада, очевидна: ведь снижение налогов и увеличение государственных расходов — классические средства борьбы с рецессией. Государственные заказы и расходы работников бюджетного сектора всегда использовались в качестве средства, позволяющего оживить внутренний спрос и не допустить спада в экономике.



Но для Украины МВФ рекомендует пакет прямо противоположных мер — повышение уровня фискального давления на экономику, режим финансового голода для отечественных предприятий, снижение госрасходов и доходов работников бюджетной сферы. Последствия всего этого понятны уже сейчас: реализация Украиной предложений МВФ в существующей ситуации есть не что иное, как экономическое самоубийство страны.

 

Идеальный слуга

 

«Сагара Кюма был единодушен со своим хозяином и служил ему так, словно его собственное тело уже умерло. Однажды господин приказал Кюма совершить харакири... Кюма снял чайную комнату и, собрав в ней всех нищих района Сага, устроил кукольное представление... Собравшиеся пили и кутили день и ночь напролет... Затевая представление, Кюма думал только о своем хозяине и был исполнен решимости совершить харакири». Это отрывок из книги «Хагакурэ», представляющей собой своеобразную проповедь кодекса чести самурая — собрание комментариев Ямамото Цунэмото (1659—1719), записанных Цурамото Тасиро.

 

Для современного европейца выглядит совершенной дикостью основной постулат «Хагакурэ»: самурай в любой момент готов умереть в знак преданности своему хозяину. Но сегодняшняя экономическая политика «оранжевых», их готовность бездумно воплотить все требования МВФ в контексте «антикризисной защиты» как раз и напоминает харакири, которое готовится сделать Украина по приказанию своего заокеанского повелителя.

 

Мировой экономический кризис мощным ураганом сносит всю паразитическую мировую финансовую надстройку. Поэтому нынешним хозяевам мира для обеспечения переформатирования финансовой системы необходимы наши деньги, а отечественные компрадоры готовы их предоставить вместе с остатками страны.

 

И не так важны мотивы этих компрадоров, толкающие их на воплощение в Украине некрофильских планов международной финансовой олигархии. Действуют ли они по недомыслию, будучи ослеплены либеральными догмами, или же обрекают своих соотечественников на нищету и прозябание исходя из классической западной мотивации мальчишей-плохишей — «за ящик печенья и банку варенья».

 

Важно осознать: лишь отстранив «оранжевых» от власти, мы дадим нашей стране шанс на выживание. Успеем ли?

Валентин Ингульский, Газета «2000»



Комитет

 


 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/22303/
© 2006-2008, komitet.net.ua