Споры политиков и журналистов по поводу того, кто же в действительности выиграл недавние парламентские выборы, у кого-то вызывают живой интерес, а кому-то безразличны. А еще кто-то просто посмеивается над всей этой шумихой, будучи уверенным, что настоящим победителем является именно он. Игорь Коломойский, несомненно, относится к последней категории.
Самый скандальный украинский миллиардер грамотно, даже «с любовью», разложил яйца в разные корзины. О его давних и тесных отношениях с Юлией Тимошенко известно давно. Как не является ни для кого секретом и тот факт, что именно Коломойский был крупнейшим спонсором кампании «любителей лишения неприкосновенности» – Блока «Наша Украина» – Народная самооборона». В то же время это не помешало технологическому проекту «регионалов» – Партии вольных демократов – использовать клиентскую базу “Приватбанка” для рассылки агитационных sms'ок.
Впрочем, диверсификация политических рисков в случае Коломойского – не столько проявление «прорезавшейся» политической мудрости, сколько условие дальнейшего развития бизнеса «по-приватовски».
В Украине крупные состояния в период после «первичного накопления капитала» формировались двумя путями. Первый состоял в сращивании бизнеса и власти. Второй путь – недружественное поглощение конкурентов. Проще говоря, рейдерство. Здесь равных группе «Приват» нет и, видимо, не будет.
В «послереволюционный» период, в условиях, пусть и деформированной, но все же конкурентной демократии использование государства с целью обогащения стало проблемным и довольно затратным. Именно поэтому СКМ, ИСД, EastOne (бывший «Интерпайп») активно перестраивают бизнес под западные стандарты, скупают европейские активы, стремятся выйти на IPO и тратят сотни миллионов на формирование позитивного общественного мнения в отношении «себя любимых».
Начали «сбоить» и рейдерские методы. О чем говорить, если даже такой дока, как Коломойский, начал терпеть крупные неудачи! В частности, ему так и не удалось (пока?) взять под контроль телеканал «1+1». Также Коломойский проиграл Константину Григоришину в Лондонском арбитражном суде дело по поводу собственности на «Прикарпатьеоблэнерго» и «Полтаваоблэнерго». При этом иск в Лондонский арбитраж подал именно лидер «Привата»! Обвинив господина Григоришина в рейдерстве!
Воистину, наглость – второе счастье, а смелость города берет. Но не Лондон, Ивано-Франковск и Полтаву. Судья Стефен Мейлз присудил Коломойскому уплатить 10 млн. долларов в пользу Григоришина и еще 5 млн. – на покрытие судебных издержек.
Крупные поражения подтолкнули «Приват» к поиску новых методов бизнес-деятельности. Но идти путем других коллег-олигархов Игорь Валериевич не собирается. Структурировать бизнес, делать его прозрачным группа «Приват» не будет. Об этом прямо заявил в интервью «Украинской правде» один из ключевых партнеров и менеджеров Коломойского Геннадий Корбан. Кстати, по мнению многих экспертов, большой специалист в деле недружественных поглощений.
Курс, взятый «Приватом», можно назвать «новым рейдерством». Его отличие от «старого доброго рейдерства» состоит в активном использовании в рейдерских схемах высшего государственного чиновничества. По большому счету, Коломойский просто совмещает два «классических» пути увеличения капиталов.
Именно для этого Коломойскому нужна власть. И именно поэтому он столь высокое внимание уделяет смене власти, происходящей вследствие весеннего политического кризиса и досрочных парламентских выборов.
Впрочем, «апробация» новых методов «Привата» уже сейчас осуществляется полным ходом. Правда, говорить об успехе этого начинания пока не приходится. «Приват», похоже, стоит на грани еще нескольких болезненных ударов.
В частности, буквально на днях группа провела классическую рейдерскую операцию по установлению контроля над ЗАО «Укртатнефть» (Кременчугский нефтеперерабатывающий завод). Решением Сумского апелляционного суда на должности главы правления ЗАО был возобновлен «приватовский» менеджер Павел Овчаренко. Тут же был осуществлен силовой захват предприятия. А одним из первых решений господина Овчаренко было решение о продаже 3% акций «Укртатнефти» ОАО «Финансовая компания «Укрнефтегаз». Последняя контролируется «Приватом». Вследствие этой «маленькой экспроприации» «Укртатнефть» потеряла возможность самостоятельно вести реестр акционеров.
В результате АО «Татнефть» – один из акционеров предприятия – прекратило поставку сырья на завод, требуя возвращения прежнего менеджмента. Конфликт вышел на межгосударственный уровень. Уладить проблему пытается правительство.
Еще более показательной является история с попытками «Привата» получить контроль над ХК «Лугансктепловоз».
Когда в марте этого года состоялся конкурс по приватизации 76% акций Холдинговой компании «Лугансктепловоз», казалось, что злоключения предприятия закончились. Завод получил долгожданного нового собственника.
Пресса чуть ли не впервые начала высказывать комплименты в адрес позиции Фонда госимущества, который провел конкурс с полным осознанием своей ответственности за судьбу предприятия и его коллектива. Заметим, что по ходу кампании по приватизации «Лугансктепловоза» Фонду пришлось выдержать нешуточное давление со стороны ряда финансово-промышленных групп и ряда чиновников, которые требовали решить вопрос в пользу конкретных лиц. Несмотря на то, что их бизнес был далек от производства локомотивов. Зачем? Так ведь такой актив всегда можно перепродать с существенной выгодой. А можно просто банально порезать завод на металлолом… Такое предположение неоднократно высказывала Валентина Семенюк, и не только она одна.
Наиболее страстное желание получить «Лугансктепловоз» любой ценой демонстрирует группа «Приват» Игоря Коломойского. По мнению экспертов, именно она стоит за недавним решением Киевского апелляционного хозяйственного суда, который обязал УК «Брянский машиностроительный завод» вернуть в государственную собственность приобретенные на конкурсе 76% акций ХК «Лугансктепловоз».
Вывод экспертов подтверждают и наши источники. По их свидетельству, решению Киевского хозсуда предшествовал визит в это учреждение главы президентского Секретариата Виктора Балоги.
По нашим данным, непосредственно курирует операцию по «изъятию» «Лугансктепловоза» у законного собственника замглавы СП Игорь Пукшин. Последнее неудивительно. Игорь Гилярович имеет давнюю историю отношений и с «Приватом», и с Коломойским лично. В частности, фирма «Пукшин и партнеры» не раз вела дела «приватовских структур». В том числе, и во времена громкого скандала вокруг Никопольского ферросплавного завода.
Впрочем, связка Коломойский – Пукшин – Балога действует активно и пока очень эффективно. Решая свои коммерческие вопросы (свои, а также многочисленных партнеров, заинтересованных в подобных услугах), которые зачастую идут вразрез с интересами государства, они попросту подставляют правительство страны, да и самого президента.
Во многом от того, насколько успешной будет деятельность этой «троицы», зависит, утвердится ли «новое рейдерство» в качестве полноценного феномена, или его удастся «сбить на взлете».
С точки зрения интересов страны, государства, общества, экономики, второй сценарий является более желательным. Ведь участие государственных чиновников в процессах передела собственности – ключевая составляющая такого явления, как коррупция. Явления, с которым бороться не обещает разве что ленивый политик.
И последнее. Олигархи очень любят демонстрировать, как они «толкают» страну вперед. Заметим, при этом они нередко делают полезные вещи. Под эгидой Ахметова разрабатывается стратегия развития Украины, его «Шахтер» достойно представляет страну на европейской арене. Пинчук организовывает визиты в Украину политических и общественных деятелей с мировым именем, его меценатская деятельность заслуживает самых лестных отзывов. Тарута вкладывает огромные средства в реконструкцию исторических памятников.
И только Коломойскому нечего предъявить обществу. Его деятельность объективно толкает страну назад. В этой связи возникают два вопроса. Оба – риторические. 1. Нужны ли стране такие олигархи? 2. Нужны ли стране чиновники, способствующие их процветанию?
Тарас Федорычев, "Версии.сом"