В Приштине признали факт торговли человеческими органами, чтобы «отмыть» главарей албанских сепаратистов
Косовская полиция арестовала на днях в Приштине уролога Лютви Дервиши по подозрению в нелегальной трансплантации почек. По данным белградского издания «Блиц», имя этого «врача» назвал один из свидетелей по делу о торговле органами пленных сербов из Косова и Метохии в 1998–1999 годах.
В КОСОВО ТОРГУЮТ ОРГАНАМИ ДО СИХ ПОР
«Свидетель дал показания сербским следователям из прокуратуры по военным преступлениям о том, что видел Лютви Дервиши в местах, в которых, как считается, проводились операции над пленными по удалению у них внутренних органов для их продажи. Сейчас Дервиши задержан, что называется, «со скальпелем в руке». Не вызывает сомнения, то, что эти «врачи» начали делать над пленными в 1998 году, они продолжают делать и сейчас», - сказал «Блицу» осведомленный источник.
Кроме Лютви Дервиши задержан и его брат Арбан Дервиши, менеджер частной больницы «Medikus», в которой проводилась трансплантация, и уролог Тун Перворфай. Они обвиняются в том, что провели нелегальную трансплантацию почки, которую продал гражданин Турции одному мужчине из Израиля.
Происходящее в указанной клинике было открыто якобы случайно. Косовская полиция обратила внимание на турецкого гражданина, прибывшего в аэропорт «Слатина». На руках у него была бумага, что он прибыл в Косово для лечения проблем с сердцем. Подозрение вызвало то, что с собой у него не было денег. Когда же дождались дня его вылета обратно, то при медицинском осмотре в аэропорту выяснилось, что у него удалена почка.
В ходе разговора с ним следователей было выяснено, что операция была проведена в клинике «Medikus». Далее выяснилось, что гражданин Израиля прибыл в Приштину при посредничестве менеджера больницы Арбена Дервиши, брата Лютви Дервиши, пересадившего ему почку турецкого гражданина. Об этом рассказал журналистам Этон Эльшани, пресс-секретарь косовской полиции. Эльшани отказался комментировать информацию о том, что Лютви Дервиши связан с торговлей органами людей, похищенных в Косове и Метохии. Вместе с тем, он отметил, что к расследованию подключены международные представители.
В «случайность» неожиданного «открытия» косовских властей верится, правда, с трудом. Возникает впечатление, что власти Косова и их покровители (как американские, так и европейские) просто решили найти крайнего в жуткой истории с похищениями неалбанцев в Косове для удаления у них органов с целью последующей продажи на Запад. Дело в том, что к этому страшному и сверхприбыльному криминальному бизнесу оказались причастны многие высокопоставленные политики.
И гораздо выгоднее «выпустить пар», якобы «поймав за руку» уролога из Приштины, чем доподлинно узнать, что творилось в больницах и лагерях на севере Албании, и назвать имена тех, кто руководил процессом.
О «ЛАГЕРЯХ СМЕРТИ» В ГААГЕ ЗНАЛИ УЖЕ В 1999 ГОДУ
Весной этого года после выхода в свет книги мемуаров экс-прокурора Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) Карлы дель Понте «Охота: я и военные преступники» в Европе разразился громкий скандал. Дель Понте утверждала, что не менее 300 жителей Косово, большинство из которых составляли молодые сербы, было похищено по приказу нынешнего премьер-министра края, а ранее одного из полевых командиров Армии освобождения Косово (ОАК) Хашима Тачи.
Позже они были переправлены на север Албании, где нанятые албанской мафией хирурги в полевых условиях изымали у похищенных жизненно важные органы. В книге дель Понте также содержатся обвинения в адрес бывшего сподвижника Хашима Тачи влиятельного полевого командира ОАК Рамуша Харадиная.
Обвиняемый МТБЮ в военных преступлениях он был полностью оправдан, так как все свидетели обвинения по его делу или пропали при загадочных обстоятельствах или погибли в автокатастрофах.
Как утверждает экс-прокурор, получателями органов были крупнейшие клиники ряда стран Западной Европы. Сербская прокуратура, ознакомившись со сведениями, изложенными дель Понте, возбудила 21 марта уголовное дело и потребовала от албанского правительства объяснений.
Сведения о похищениях людей для последующего использования их в качестве доноров жизненно важных органов были у гаагских следователей еще в 1999 году. По их данным, албанские террористы, получившие контроль над значительной частью территории края Косово после вывода оттуда сербских войск, целенаправленно похищали молодых и здоровых людей, которых позже переправляли в специальный лагерь, расположенный вблизи местечка Бурел на севере Албании.
Там, как утверждает Карла день Понте, в течение нескольких лет функционировала подпольная клиника, сотрудники которой занимались изъятием органов у вынужденных «доноров».
Представители МТБЮ, по данным дель Понте, побывали в данном населенном пункте в 2003 году и обнаружили дом (так называемый «желтый дом», по цвету окраски его стен), в котором функционировала операционная палата. Несмотря на то, что вблизи строения были обнаружены части медицинской техники, а на стенах внутри строения – человеческая кровь, никаких следственных действий проведено не было.
КТО КРЫШЕВАЛ КОСОВСКИХ «ПОТРОШИТЕЛЕЙ»?
В интервью сербскому ТВ РТС бывший председатель Координационного центра по Косово и Метохии Небойша Чович заявил, что власти Сербии еще в 2001 году передали МТБЮ список мест массовых захоронений сербов и тайных тюрем на территории Косово и на севере Албании. В итоге Сербия так и не получила никакого ответа на тот запрос. Председатель Союза семей пропавших без вести косовских сербов Симо Спасич заявил, что подаст в суд на Карлу дель Понте за «сокрытие преступления».
Напомнила о себе еще одна гаагская мемуаристка – бывшая пресс-секретарь Карлы дель Понте Флоренс Артман. По сообщению РТС, в одном из интервью она заявила, что функционеры UNMIK (временной ооновской администрации в Косове) не желали сотрудничать с МТБЮ в деле расследования случаев продажи донорских органов похищенных людей. Артман вступилась за свою бывшую начальницу, заявив, что обвинения в адрес дель Понте по поводу ее нежелания начать серьезное расследование несправедливы, так как именно сотрудники UNMIK чинили ей в этом всяческие препятствия.
В этой ситуации возникает резонный вопрос: не представители ли UNMIK прикрывали преступный бизнес? И не отсюда ли столько радости по поводу пойманного уролога и его «коллег»?
Еще один факт. В 2004 году состоялась встреча представителей Союза семей пропавших без вести косовских сербов с функционером UNMIK Малколмом Старком. Тогда Старк заявил, что есть определенные указания на то, что в регионе существуют лагеря для лиц, у которых забирают органы для продажи на пересадку. За эти высказывания Старк был удален со своей должности.
В интервью газете «Вечерне новости» 28 марта канадец Скот Тейлор, служивший в миротворческих силах в Косове, а ныне репортер, военный аналитик и редактор военного журнала заявил: «В Косове в 1999 году ходили слухи о торговле донорскими органами похищенных сербов, но их отвергали как «сербскую пропаганду». Албанские преступления над сербами так и не преданы огласке, хотя они происходили на глазах западных журналистов и натовских солдат».
Тейлор убежден, что командование «миротворцев» и руководство UNMIK знали о криминальной торговле донорскими органами, так как «невозможно, чтобы Карла дель Понте об этом знала, а они нет». Тейлор утверждает, что за многими из таких преступлений стоял еще один косовский полевой командир – Агим Чеку. Канадские военные запомнили его еще по Хорватии, они столкнулись с его преступлениями и в Косове. Скот Тейлор неоднократно писал о зверствах Чеку. Тейлор возлагает часть ответственности за преступления над сербами в Косове на международных чиновников разного уровня.
В апреле экс-прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), а ныне посол Швейцарии в Аргентине Карла дель Понте отказалась говорить о своей бывшей работе и о новой книге «Охота: я и военные преступники», в частности, о преступлениях против сербов, ссылаясь на указания МИД Швейцарии.
ВЛАСТИ АЛБАНИИ – СОУЧАСТНИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ?
Газета «Курир» напрямую утверждает, что к торговле органами причастны политические верхи Албании, руководство Армии освобождения Косова, но главное – представители и КФОР, и UNMIK. Об этом свидетельствует, в частности, Милияна Митрович, которая была одним из источников информации для Карлы дель Понте. Митрович, благодаря близости с одним албанским бизнесменом, видела те лагеря и многое знала о совершавшихся в них преступлениях.
По ее словам, органы изымались не только у пленных или похищенных сербов. Был и другой источник: албанская мафия доставляла проституток со всего мира для солдат КФОР и UNMIK. А после того как путаны отрабатывали свой ресурс, их направляли в Албанию – «на органы». Лагеря смерти располагались в Кукеше, Эльбасане, Фльоре, Драче. Митрович утверждает, что в проведении медицинских операций участвовали американцы, немцы и англичане.
Собеседница газеты «Курир» утверждает, что в этом жутком и грязном деле принимали участие бывший и действующий премьеры Албании Фатос Нано и Сали Бериша с молчаливого согласия Бернара Кушнера, бывшего главы UNMIK, теперь шефа французской дипломатии. В этом же ряду стоят любимчик «гуманистов» из МТБЮ Рамуш Харадинай, лично самым зверским способом пытавший пленных, его брат Даут, Агим Чеку, любимец европейских столиц Хашим Тачи и другие.
Милияна Митрович сообщила также, что некоторые сербские политики пытались собрать деньги, чтобы добыть информацию и выйти на следы пропавших сербов. Операция провалилась после убийства албанца, который должен был доставить сведения о некоторых из похищенных.
Сербские СМИ отметили, что в ходе расследования сербской стороной фактов, приведенных Карлой дель Понте, было установлено, что представители самых высоких политических кругов Албании оказывали поддержку и предоставляли убежище боевикам ОАК во время конфликта в Косове.
В распоряжении сербской телерадиостанции Б92 оказались документы, доказывающие, что существуют свидетели, которые могут подтвердить, что по окончанию военных действий в Косове Рамуш Харадинай организовал переправку похищенных сербов из Косова в Албанию. Эти люди содержались в заброшенной шахте в местечке Крум на косовско-албанской границе.
Журналистам Б92 стало известно, что в албанское село Вицин Доль, возле городка Тропой на севере Албании в апреле 1998 года прибыло руководство ОАК. Они были размещены в доме семьи албанского премьера Сали Бериши. Прием организовал Сулейман Бериша, двоюродный дядя албанского премьера. Из этого места координировались все действия ОАК в Косове и поддерживались связи с «послом Республики Косова» в Тиране.
В интервью газете «Вечерне новости» пресс-секретарь сербской прокуратуры по военным преступлениям Бруно Векарич заявил, что имеется информация, согласно которой в отношении одного из высокопоставленных функционеров UNMIK поступило множество заявлений и уже возбуждены уголовные дела за торговлю человеческими органами в Косово и в Боснии и Герцеговине (БиГ). «Эти заявления против него подали как сербы, так и албанцы, – уточнил Векарич. – Сейчас он сбежал в Южную Америку».
БЕРИША ПРИКАЗАЛ УНИЧТОЖИТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?
В конце октября нынешнего года делегация сербской прокуратуры по военным преступлениям во главе с главным прокурором Владимиром Вукчевичем отбыла в Албанию для расследования фактов похищения людей в Косове и провела переговоры с главным прокурором Албании Иной Рама по этому вопросу.
Первые сообщения информагентств внушали неуверенный оптимизм. Пресс-секретарь сербской прокуратуры Бруно Векарич заявил даже вначале (27 октября), что встреча в Тиране, была весьма конструктивной несмотря на различный подход сторон к вопросу, имеющий, прежде всего, политическую, а не процессуально-юридическую подоплеку. Векарич подчеркнул, что у собеседников диаметрально противоположные точки зрения по поводу установленных фактов и в оценке доказательств, представленных албанской стороне.
Между тем, сама главный прокурор Албании Ина Рама заявила, что совместное албанско-гаагское расследование не подтвердило сведений экс-прокурора Карлы дель Понте о торговле органами сербов, похищенных в Косове и Метохии. Албания неожиданно резко отказалась от дальнейшего расследования дела.
Бруно Векарич отметил, что это решение Рамы принято под «политическим давлением». По его словам, этот отказ означал, что сербы «вышли на след, когда главному прокурору Албании предоставили доказательства об этой торговле. У Рамы не было времени ознакомиться со всеми нашими материалами». Албанская сторона дважды в течение дня меняла свое решение, продолжать ли сотрудничество с Белградом по расследованию.
Однако, как стало известно белградской газете «Пресс», в первой половине сентября по требованию все того же непотопляемого головореза Рамуша Харадиная, правительство Албании приказало своим спецслужбам уничтожить всю документацию и все доказательства, связанные с причастностью ОАК к торговле органами пленных сербов, содержавшихся на севере Албании.
Решение об уничтожении доказательств было принято непосредственно после того, как Вукчевич сообщил о своем предстоящем визите в Албанию. Уже 15 сентября Сали Беришу навестил бывший косовский премьер Рамуш Харадинай.
По данным газеты «Пресс», «тогда Харадинай встретился с албанским принцем Леком Зогу, на которого оказал давление с тем, чтобы тот убедил премьера Албании Сали Беришу издать распоряжение спецслужбам уничтожить всю документацию, касающуюся похищения сербов, переправки их на территорию Албании и их последующей ликвидации».
По данным «Пресс», Харадинай находится в родственных связях с Зогу через свою супругу. В период с 15 по 25 сентября Албанию посетили и Хашим Тачи, и еще несколько бывших командиров ОАК.
Позднее Бруно Векарич уточнил, что албанские власти сразу же после встречи Вукчевича и Рамы сообщили, что не пойдут навстречу пожеланиям Вукчевича и не откроют следствие об этих преступлениях. Векарич сказал, что теперь Сербия обратится в Совет Европы. В интервью газете «Пресс» Владимир Вукчевич подтвердил, что Албания уничтожила все доказательства о преступлениях над сербами и торговле их органами.
Причем министр юстиции Албании Энкелейд Алибеай в открытую отказался сотрудничать с сербской стороной, довольно-таки нагло заявив: «Мы не будем ничего расследовать, мы не дадим вам никакой документации». Свой отказ он обосновал тем, что воевал против сербов на территории бывшей Югославии и был «участником джихада».
Сербская прокуратура по военным преступлениям обнародовала данные о том, что с июня 1998 года и в течение 1999 года в северной Албании, в пограничных с Косово районах действовали центры обучения ОАК. Официально они назывались «Центрами по набору, подготовке и обучению военных кадров». Обучением «кадров» занимались офицеры бывшей Югославской народной армии албанской национальности из Косова, а тыловое обеспечение оказывала албанская армия.
Эти центры находились в казармах албанской армии. В одной из них, располагавшейся в местечке Байрам Цури, была размещена часть пленных сербов из Косова. Другая часть содержалась в Тропое. Все данные говорят о том, что центры обучения боевиков ОАК одновременно были и тюрьмами для сербских солдат и гражданских лиц из Косова.
«Это ужасно звучит, но человеческое тело, если его «разобрать на части», стоит на черном рынке более двух миллионов евро», – сказал Вукчевич в программе телерадиостанции Б92. Позднее в интервью еженедельнику «Недельни телеграф» Бруно Векарич рассказал, что всего на севере Албании были подвергнуты насильственному изъятию органов около 300 сербов, цыган и других неалбанцев, а также нелояльных сепаратистам албанцев из Косова.
Он отметил, что на черном рынке почка стоит от 15 тысяч до 100 тысяч евро, а печень и сердце до миллиона евро. «Ужасно, что я вынужден говорить подобные вещи, но речь идет о бизнесе, более прибыльном, чем торговля наркотиками», – говорит Векарич.
Векарич уточнил, что подпольные операции производились на «Объекте 320», удаленном на 20 км от «Желтого дома», упоминаемого Карлой дель Понте в ее книге «Охота: я и военные преступники». «Объект 320 – это невропсихиатрическая клиника. Там были все условия для указанных операций. Там же был лагерь для пленных и лагерь косовских боевиков. После изъятия органов тела жертв потом выбрасывали в болото рядом с городом Тропоя и в шахту Дева».
ГЛАВНЫХ ПАЛАЧЕЙ БУДУТ «ОТМЫВАТЬ»?
Из-за отказа Албании сотрудничать с Сербией факты, ставшие известными сербской стороне, пока не удается доказать по всем правилам уголовно-процессуального кодекса. Однако уже сейчас сербы знают достаточно много о том, как происходило одно из самых жутких преступлений, совершенных албанскими боевиками в Косово. После все этого США и Германия, как основные «игроки» на косовском поле, уже не могли делать вид, что на самом деле ничего не произошло, а страшные слухи являются лишь «сербской пропагандой».
Надо было срочно «отмывать» власти Албании и Косова, дав им указания прекратить, наконец, бизнес на торговле людскими органами и задержать каких-нибудь «стрелочников» для отвода глаз. Именно поэтому в Косове и был поднят шум вокруг трех урологов, нелегально пересадивших почку от добровольного донора.
Все косовские газеты пестрят сообщениями об этом инциденте. Теперь нужно создать видимость активных розыскных мероприятий, найти крайнего и увести от суда настоящих «потрошителей» – Хашима Тачи, Рамуша Харадиная и Агима Чеку, которых сейчас принимают на высшем уровне в европейских столицах, пожимая им руки, по локти обагренные кровью разрезанных на части людей.
Михаил Ямбаев, RPMonitor