«Последний гвоздь в спускающейся шине “сделки веки”»
Причины назначения на 17 сентября с. г. первых в истории Израиля повторных выборов из-за неспособности Нетаньяху составить правящую коалицию на первый взгляд целиком упираются в его конфликт с лидером ведущей «русской партии» «Наш дом Израиль» (НДИ) Авигдором Либерманом. И в основе конфликта лежит достигшее высшей точки накала противоречие по поводу привилегий всё более многочисленной, но по-прежнему остающейся на иждивении государства общины «религиозных евреев», так называемых харедим («трепещущих перед Богом»). Однако есть и более глубокое, не афишируемое объяснение происходящего. Складывается впечатление, что правящие круги страны элегантно, «по-израильски» уходят от щедрого дара Д. Трампа в виде «сделки века» по ближневосточному урегулированию.
Либерман и раньше регулярно упрекал Нетаньяху в том, что ради сохранения власти тот излишне попустительствует религиозным партиям ашкенази «Яхадут-ха-Тора» и сефардов ШАС, вместе имеющим обычно 13-15 мандатов в кнессете из 120. А на этот раз он решил идти до конца и отказался входить в коалицию из-за очередных допущенных Нетаньяху послаблений для харедим в новом законе о призыве в армию и обещанных им огромных дотаций. Так, размер всех выплатхаредим должен был бы достигать 50 млрд шекелей (примерно 14 млрд долл.).
В позиции Либермана скрыты и личные мотивы недовольства тем, что на последних выборах вместо ожидаемых 9 мест партия НДИ получила в кнессете лишь 5 мандатов. Ужесточая риторику против «религиозных», он рассчитывает вернуть себе популярность в своём «корневом» электорате. Однако, помимо персональных амбиций, Либерманом движет и нарастающая тревога в определённой части израильского общества по поводу того, что сохранение анахроничного статусахаредим сулит в будущем серьёзную угрозу национальной безопасности.
Харедим, известные своим характерным чёрным одеянием, по-прежнему отказываются идти в армию вместе с другими молодыми израильтянами, которые служат в обязательном порядке: юноши – 3, девушки – 2 года. Объясняется это обычно тем, что они и так защищают Израиль, «моля Бога о его безопасности», то есть будучи «духовными воинами». Кроме того, армия для них – это «болото распущенности», где служат вместе юноши и девушки, что для истинного верующего недопустимо.
Харедим слабо интегрированы и в другие сферы жизни страны, не желая выходить за пределы собственной среды. Большинство из них считаются чуть ли не пожизненными учениками религиозных школ – ешив (ешиботниками), изучающими Тору и получающими за это стипендию, а потом и пенсию. Некоторые неплохо устроены в алмазном бизнесе, но таких совсем немного. Другим важным источником их существования являются пособия на детей, которых в семьях ешиботников, как правило, насчитывается 6-10. Община харедим стремительно разрастается. Если в 2009 г. их насчитывалось в Израиле 750 тыс. человек и они составляли 9,9% всех евреев страны, то в 2019 г., согласно Центральному статистическому бюро Израиля, это уже 1,1 млн и 13%. К 2065 году они могут составить до трети населения страны.
Примечательно, что от нынешнего конфликта выигрывают, похоже, обе стороны. Проведенные в Израиле предварительные опросы итогов повторных выборов показывают, что своё представительство в кнессете увеличат и «Ликуд» Нетаньяху (до 37 мандатов, на два больше, чем сейчас), и НДИ Либермана до 9 мандатов вместо пяти. Расклад блоков не изменится – у праворелигиозных 71 мандат с НДИ и 62 без НДИ.
Парламентский кризис в Израиле довольно сильно обескуражил президента США Дональда Трампа, который при содействии своего зятя Джареда Кушнера рассчитывал в июне полностью обнародовать пресловутую «сделку века» по палестино-израильскому урегулированию. Предполагалось, что она значительно повысила бы шансы Трампа на президентских выборах в Америке 2020 года. Теперь же, как считает большинство аналитиков, ему придётся ограничиться выдвижением лишь экономической части разработанного плана на конференции в Бахрейне в конце июня. Политическая же часть, без которой повиснет в воздухе и экономическая, едва ли может быть предложена сторонам конфликта ранее 2021 года, да и то при условии, что Трамп останется президентом на новый срок. «Очень жаль, – говорит Трамп, – что в Израиле так случилось... Нетаньяху отличный парень. А теперь они вернулись... на стадию выборов. Это очень плохо. Потому что им это не нужно». Однако то, что Израилю срыв предложенной Вашингтоном сделки не нужен, как раз достаточно спорно.
Дело в том, что американская администрация в стремлении максимально угодить израильтянам взяла за основу своего плана их наиболее запросную, по определению нереализуемую позицию, от которой они сами в процессе урегулирования вполне готовы были частично отступить. Идти же на меньшее от предложенного американцами ни один политик в Израиле не сможет – не поймут избиратели. Однако и принять «сделку века» невозможно.
Из того, что известно о её политической части, вытекает, что за Израилем должны полностью остаться все еврейские поселения на Западном берегу Иордана, а также вся долина этой реки. Иерусалим бы оставался неразделённой столицей страны с израильским контролем над Старым городом, включая Храмовую гору, что само по себе всегда являлось серьёзным камнем преткновения в отношениях между евреями и арабами. Суверенитет предполагаемой «Новой Палестины» был бы ограничен до такой степени, что говорить о её государственности не приходилось бы.
В духе представлений нынешней администрации США возможное недовольство палестинцев могло бы быть погашено деньгами. Их планируется привлечь только на первом этапе 25 млрд долл., причём в основном из богатых нефтью стран Персидского залива. Однако ни сами палестинцы, ни арабский мир в целом принимать «сделку века» в таком виде не собираются. Курсирующие по ближневосточному региону советник и зять президента США Джаред Кушнер и спецпосланник президента на Ближнем Востоке Джейсон Гринблатт уже успели убедиться в этом.
Создание Палестины представляет ключевую проблему для Организации исламского сотрудничества, сказал в своём выступлении на её саммите в Мекке 1 июня король Саудовской Аравии Салман. Он подчеркнул, что королевство«откажется от любых мер, которые касаются историко-правового положения Восточного Иерусалима».
Очевидно также, что в задуманном виде «сделку века» не примет ни ООН, ни Евросоюз. Попытки её реализации могут привести лишь к резкому обострению ситуации как на палестинских территориях, так и по периметру границ Израиля, нисколько не приблизив мирное урегулирование. Объявив же о повторных выборах, израильские верхи, помимо прочего, довольно ловко избавились от необходимости возложения на себя ответственности за подобные непродуманные шаги. Jerusalem Post, например, признаёт, что повторные выборы в Израиле – «это всего лишь последний гвоздь в спускающейся шине “сделки веки”».
Источник: Дмитрий Минин, «ФСК»
Комитет