21 января в Брюсселе состоялся второй раунд российско-европейско-украинских переговоров по вопросу транзита газа после 2019 г. Во встрече участвовали глава российского Минэнерго А. Новак, вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу М. Шефчович, глава МИД Украины П. Климкин, глава «Газпрома» А. Миллер, глава «Нафтогаза Украины» А. Коболев. Как и следовало ожидать, конкретного результата диалог не принес.
Я с кузнецом приду
Складывается впечатление, что сохранение транзита по Украине необходимо кому угодно, только не Киеву. В процесс, который должен решаться на двустороннем уровне, русофобский киевский режим втянул и Европу. Теперь подобно барышне-пейзанке из известного фильма украинские делегации «на сеновал» приходят с брюссельским кузнецом, который им «заместо отца».
Европа и в самом деле пытается проявить заботу о судьбе непутевого чадушки. Как заявил Шефчович, ЕК представила свое предложение по формату предстоящего транзитного соглашения между Россией и Украиной, которое определяет такие контрактные параметры, как срок, объемы транзита газа, а также тарифы на транспортировку.
По словам министра энергетики РФ А. Новака, «базовым условием является коммерческая привлекательность, создание таких условий, которые были бы конкурентоспособны по отношению к другим направлениям. Кроме того, «Газпром» и «Нафтогаз» находятся в судебных разбирательствах: апелляционная инстанция должна рассмотреть апелляционный иск «Газпрома» к «Нафтогазу». Это тоже важное условие выработки конкретных параметров контракта с 2020 года». В крайнем случае, как заметил глава «Газпрома» А. Миллер, Россия готова без всяких дополнительных переговоров продлить действие существующего контракта 2009 г.
Но Киеву компромисс не нужен. Глава украинского МИД П. Климкин в ответ на российскую инициативу изрек, что «у нас теперь другое законодательство, другие правила, другие законы, которые отражают европейское законодательство, и то, что мы должны перейти от «договорняков» к реальным контрактам, которые будут основаны на европейских правилах. Этого ни российская сторона, ни тем более «Газпром» рассматривать на этом этапе не хочет».
При этом председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» А. Коболев не исключает, что «Газпром» может прекратить транзит газа по территории Украины после завершения действующего транзитного контракта. На что же рассчитывают в Киеве?
Стокгольмское правосудие
После неонацистского государственного переворота 2014 г. киевский режим сделал все, чтобы разорвать энергетическое сотрудничество с Россией. В ноябре 2018 г. исполнилось три года, как Киев не закупает голубое топливо у России, предпочитая тот же российский газ в реверсном режиме от европейских трейдеров с наценкой.
В «Нафтогазе», пытаясь компенсировать свои повышенные затраты, не придумали ничего лучшего, чем устроить судебные разборки с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. 28 февраля 2018 г. арбитраж откровенно «подсудил» в пользу Украины. По итогам рассмотрения двух встречных исков Москва осталась должна «Нафтогазу» $2,56 млрд. Назвав решение суда несбалансированным, российская сторона подала апелляцию и инициировала процедуру расторжения газового контракта с Украиной. Тяжба идет по сей день, а Киев тем временем пытается арестовать имущество «Газпрома» по всему миру. Получается с переменным успехом. На днях Суд Швейцарии отменил арест акций «Газпрома» в компаниях-операторах «Северного потока» и «Северного потока-2».
Надо полагать, «особенности» стокгольмского правосудия киевскому режиму понравились. 6 июля 2018 г. «Нафтогаз» подал в арбитраж новый иск, требуя от России $11,58 млрд. в качестве платы на транзит в период с марта 2018 г. по декабрь 2019 г. А на брюссельских переговорах «любезно» согласился уменьшить свои аппетиты до $2 млрд. Если, конечно, «Газпром» пойдет на все украинские требования.
Но и это еще не все. 9 января 2019 г. А. Коболев сообщил о новом иске Украины на сумму $12 млрд. На сей раз претензия состоит в строительстве обходных газопроводов. Как отметил Коболев, «фактически мы говорим российским коллегам: если вы строите и не хотите транспортировать, то компенсируйте. Если хотите транспортировать и готовы подписать долгосрочный контракт по европейским правилам, с гарантиями, что эти деньги вы нам заплатите, мы готовы от иска отказаться или изменить его».
В общем, «подготовился» к переговорам с «агрессором» киевский режим на славу. Правда, не совсем понятно, какое именно нарушение обязательств России в отношении «Нафтогаза» после 31 декабря 2018 г. углядели в компании. Контракт-то заканчивается.
Прислуживаться не тошно
Чтобы обеспечить интересы США на европейском газовом рынке, киевские марионетки Вашингтона не только успешно губят свою ГТС, но и пытаются сорвать строительство «Северного потока-2». В этом вопросе у Киева много союзников.
Прежде всего, это, конечно, сами США, рвущиеся продавать Европе свой сжиженный газ. 13 января американский посол в Германии Р. Гренелл разослал немецким компаниям письма, в которых указал, что участие в «Северном потоке-2» грозит санкциями. Ранее, в декабре 2018 г., палата представителей Конгресса США одобрила резолюцию в пользу введения санкций против «Северного потока-2». Как сообщает немецкое издание Handelsblatt, Госдепартамент США уже разрабатывает пакет санкций против компаний, участвующих в строительстве газопровода.
Против интересов Европы выступил и Европарламент, призвавший отменить строительство газопровода, который «представляет угрозу европейской энергетической безопасности». Удар по интересам своих граждан готовит и Еврокомиссия. Как рассчитывает Киев, под председательством Румынии удастся протащить директиву, уравнивающую в правах наземные и подводные трубопроводы. Это позволит Евросоюзу контролировать магистрали, которые проходят в нейтральных водах, но через территорию стран-членов ЕС. Естественно, не обошлось и без таких верных Вашингтону сателлитов, как Польша, построившая для американского газа СПГ, и страны Прибалтики. Просто из ненависти к России.
Сохранение транзита по Украине и блокирование альтернативных газопроводов критически важно для США, поскольку позволит продолжать газовый шантаж и держать европейских союзников под постоянной угрозой прекращения поставок, как уже случалось во времена президентства В. Ющенко. А ради того чтобы выслужиться перед США, киевский компрадорский режим готов хоть все переговоры сорвать, хоть собственную трубу распилить.
Время покажет
Стремясь угодить своим американским хозяевам, киевский режим окончательно запутался. С одной стороны, увеличение исковых требований к «Газпрому» и осложнение переговорного процесса только усиливает решимость Германии поскорее завершить «Северный поток-2». Как недавно заявил министр экономики и энергетики Германии П. Альтмайер, власти страны не намерены вмешиваться в процесс строительства «Северного потока-2», несмотря на давление США.
Более того, наглость заокеанского «союзника» превращает газопровод в народный проект. По данным опроса, проведенного социологическим институтом Forsa, около 67% немцев полагают, что проект не угрожает Германии, 73% убеждены в целесообразности «Северного потока-2». При этом 90% считают, что противодействие Д. Трампа «Северному потоку-2» связано с интересами США по продаже сжиженного природного газа в Европу. 77% респондентов расценивают заявления американского посла в Германии Р. Гренелла как угрозы.
С другой стороны, в Киеве понимают, что вполне могут остаться у разбитого транзитного корыта. В связи с этим 21 декабря НКРЭКУ (Национальная комиссия по госрегулированию в энергетике и коммунальном хозяйстве) подписала указ о снижении тарифов на транзит газа через Украину с 27,5$ за тысячу кубометров до 22,64$. «Нафтогаз» все же пытается сделать РФ коммерчески привлекательное предложение. Правда, как это уживается с судебной тягомотиной в Стокгольме, понимают, похоже, только Коболев с Витренко.
Осложняет переговорный процесс и предвыборная кампания на Украине. По сути, говорить о долгосрочных контрактах сейчас не с кем. «Договорившись договариваться», стороны намерены провести следующий раунд переговоров в мае. А на реальное соглашение, скорее всего, удастся выйти не ранее осени, когда на Украине пройдут выборы и станет ясен политический расклад.
Необходимо отметить, что достижение транзитного компромисса выгодно всем сторонам. Несмотря на планы по запуску «Северного потока-2» с 1 января 2020 г., для его полной загрузки потребуется определенный переходный период. На руку Киеву играет и растущая потребность ЕС в голубом топливе, что оставляет ГТС Украины экономическую нишу. Естественно, в таких условиях и Россия, и ЕС будут пытаться заключить соглашение. И единственная сторона, которая может сорвать договоренности, это марионеточная Украина.
Источник: Ольга Шелкова, «Одна Родина»