Экуменический патриархат – вне православного единства
Итак, в ответ на последние деяния Фанара, в частности, на «снятие анафемы с Филарета», Русская православная церковь признала т.н. Константинопольский патриархат находящимся вне Церкви. На заседании Священного синода РПЦ 15 октября, было принято следующеезаявление: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими "епископами" и "клириками", посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».
«Посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» – это, как мы помним, вторжение Варфоломея на каноническую территорию Московского патриархата на Украине, абсурдно «обоснованное» «отменой» актов почти 350-летней давности.
«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе.
Дабы в полной мере осознать, что это означает, давайте вспомним решения предыдущего заседания синода РПЦ (месячной давности), созванного в ответ на назначение Варфоломеем в Киев своих легатов. Тогда мы небезосновательно посчитали это началом войны против Русской церкви. И, как видим, оказались правы. А статью назвали «Московский патриархат в войну не вступил, но сделал предупредительный выстрел».
Тогда, 14 сентября, синод РПЦ постановил:
– приостановить молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением (то есть тогда уже священноначалие констатировало, что открытым провозглашением ереси или откровенным попранием канонов, установленных апостольскими мужами и Вселенскими соборами, данный патриарх поставил себя вне Церкви).
– приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата (что указывало и на них как соучастников еретических деяний Варфоломея, совместная служба с каковыми запрещена теми же канонами);
Там же прозвучало предупреждение: «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом». Это и был «последний предупредительный выстрел»: если ваши экзархи не свернут свою деятельность, мы вынуждены будем признать, что весь Экуменический патриархат находится вне православного единства.
Что и произошло.
Если в Экуменическом патриархате не находится ни одного епископа, поднявшего голос против ереси восточного папизма, против принятия в церковное общение признанных всем православием раскольников (что, вообще-то случилось ещё в 1990-х, когда в сущем сане приняли под омофор Экуменического патриархата эстонских и украинско-американских «ряженых»), против совместных месс Варфоломея с римскими папами, то, по слову священномученика Игнатия Богоносца, «где нет епископа, там нет церкви».
15 октября синод РПЦ напомнил: «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11).
Каковы последствия констатации синодом РПЦ того факта, что Экуменический патриархат поставил себя «вне общения церковного»?
Безусловно, группировки Порошенко, Денисенко и Архондониса (уж не знаю, называть ли его теперь – пребывающего вне Церкви – «патриархом Варфоломеем») посчитают это голом в свои ворота. Подконтрольные им СМИ и спикеры сегодня же приступят к нагнетанию ещё более злобной атмосферы вокруг канонической церкви на Украине, к ещё более интенсивному накачиванию образа врага в «оккупационном патриархате», который, дескать, «готов уже весь мир проклясть» за поддержку независимости «нашей национальной церкви».
Однако и православные на Украине давно готовы к тому, чего не миновать. И настроены отстаивать истину, может, даже решительнее, чем их собратья и единоверцы в Москве. Недаром то, что было решено на синоде РПЦ только сейчас, блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий объявил ещё до предыдущего сентябрьского синода. А именно: вообще никак не общаться с иерархами «Экуменического патриархата» (теперь и его берём в кавычки) – ни молитвенно, ни вне службы.
Источник: Дмитрий Скворцов, «ФСК»
Что же касается мирового православия, стоящего пред давно уже наметившейся трещиной «Великого откола» восточных папистов от Церкви, то в начале октября патриарх Московский Кирилл разослал предстоятелям всех поместных церквей письма с предложением начать обсуждение вопроса о «возможных негативных последствиях действий Константинопольского Патриархата для единства вселенского православия». 14 сентября с таким же обращением к поместным церквам выступил синод РПЦ.
Эти предложения уже поддержали папа и патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II (занимающий 2-е место в диптихе предстоятелей поместных церквей),синод Антиохийской церкви (основанной апостолами Петром и Павлом за триста лет до основания Константинопольского патриархата) и затем повторно патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X (третий по чести среди пятнадцати предстоятелей поместных церквей), митрополит Варшавский и всей Польши Савва,патриарх Сербский Ириней, митрополит всей Америки и Канады Тихон, Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. Остальные 7 поместных церквей ещё не высказали своего окончательного мнения (если не считать таковыми открытые заявления против Варфоломея многих синодалов и авторитетных богословов), но и никоим образом не поддержали вторжение Экуменического патриархата на Украину.
С сегодняшнего дня градус напряжения ещё выше. Уже стоит вопрос не об антиканонических действиях «Экуменического патриархата», а о его собственной каноничности. Готовы ли к этому сейчас даже те шесть поместных церквей, что открыто поддерживают Русскую церковь в вопросе об Украине?
Похоже, в этой войне, начатой Фанаром, нам предстоит долгое «стояние на Угре». Однако православным ли испытывать нехватку терпения? Время на стороне России. Всё больше и больше стран постепенно избавляются от вязкого гнёта «общечеловеческих ценностей» и обращают взоры к возрождающемуся оплоту ценностей христианских. Не в последнюю очередь это касается стран, где действуют поместные православные церкви…
Именно к ним обращены последние строки заявления синода Русской церкви: «…вспоминаем предсказание Господа нашего Иисуса Христа о временах прельщения и особых страданий христиан: И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). В условиях столь глубокого подрыва основ межправославных отношений и полного пренебрежения тысячелетними нормами церковно-канонического права Священный Синод Русской Православной Церкви считает своим долгом выступить на защиту фундаментальных устоев Православия, на защиту Священного Предания Церкви, подменяемого новыми и чуждыми учениями о вселенской власти первого из Предстоятелей(выделено мною. – Д.С.). Призываем Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви».