«ГАЗОВАЯ АТАКА» НА УКРАИНЦЕВ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ


26.09.2018 13:20

На заре независимости Украины мало кто предполагал, что именно «газовый вопрос» через четверть века станет критическим для существования ее экономики и выживания большинства семейных домохозяйств. Украинцам сегодня пытаются внушить, что высокая цена на газ тождественна цене «свободы и независимости» их страны. Похоже, что в рамках «борьбы с теневой экономикой» киевские власти наконец-то решили конвертировать суверенитет в наличные и выставить народу прайс за все годы халявной независимости.

Постоянные разговоры киевских политиков о преимуществах Украины как транзитера газа в свете событий последних лет окончательно утратили актуальность. ГТС – ставшая местным национальным достоянием газовая труба – скорее всего, вскоре будет пущена с молотка западным партнерам. Отсюда и предпродажные вопли о том, что после запуска «Северного потока – 2» всю ее придется пустить на металлолом. Как говорится, всю, да не всю. Просто ветку в направлении Чопа, способную генерировать определенную прибыль при сравнительно небольших объемах транзита, надо срочно уступить западным «друзьям» по бросовой цене.

 

Так или иначе, ориентировочно 15 декабря этого года украинские потребители получат новые платежки за коммунальные услуги, которые порадуют их свежими растущими на глазах цифрами. В ходе сентябрьских переговоров с МВФ якобы удалось договориться о повышении тарифов для населения на 23,5%, что составит примерно 8600 грн за тысячу кубов. Не стоит также забывать, что такое более чем ощутимое повышение повлечет за собой подорожание всех сопутствующих коммунальных услуг (горячей воды, отопления и т. п.) на 10–20%.

 

Более того, установленный совместно с МВФ план предусматривает дальнейшее поэтапное повышение цены до уровня отпускной стоимости для промышленности (11 000 грн за тысячу кубов), а в перспективе – до уровня импортного паритета (сегодня это около 13 700 грн).

 

Достижение внутренней ценой на газ «импортного паритета», включающего стоимость топлива на «немецком хабе» плюс цену доставки, налоги и прибыль продавца, позволит прийти на украинский рынок иностранным компаниям, которые занимаются поставками газа. МВФ полагает, что такая конкуренция якобы будет способствовать снижению цены на внутреннем рынке. О целесообразности приведения тарифов в соответствие с реальной покупательной способностью украинского населения в обществе экспертов МВФ и их киевских поклонников упоминать считается дурным тоном.

 

Ритуальной публичной жертвой для объяснения населению причин происходящего был выбран премьер Гройсман. Он, конечно, не единолично инициировал «газовый геноцид», но активнее других распинался в СМИ о благих намерениях руководства и бил себя в грудь, заверяя украинцев в том, что подорожания газа не случится. В итоге и газ дорожает, и кредитный транш от МВФ сыграл в долгий ящик. Вышло, как в старом анекдоте про предателя партизан, которому и корову немцы не дали, и перед хлопцами неудобно вышло. Только вот Гройсман и дальше продолжает собирать удои на хлебной должности, в то время как украинские «хлопцы и девчата» теряют последние гроши вместе с остатками революционной «гидности».

 

«Так пришлось, что на мою долю выпадает то, что должны были сделать давно. Но сейчас должен принимать это решение я. И передо мной стоит выбор – либо уйти от ответственности и пойти чередой популизма, который для нашей страны печально известен, или принимать решение, которое в принципе сделает Украину сильнее», – пафосно заявил Гройсман на форуме «YES».

 

Честность, конечно, украшает не только человека, но и Гройсмана. Стоит, однако, вспомнить, какие аргументы и обещания раздавали он и его коллеги в последние годы, чтобы в очередной раз убедиться в беспрецедентном даже для украинской политики уровне цинизма этих деятелей.

 

В свое время Гройсман упоминал о планах освоения 44 новых делянок по добыче газа общим объемом запасов 150 млрд. кубов. По мере их введения в эксплуатацию премьер обещал украинцам не только создание тысяч новых рабочих мест, но и значительное снижение цены для внутренних потребителей. Речь шла не только о тотальном импортном замещении, но и о включении Украины в когорту мировых экспортеров голубого топлива.

 

И Гройсман, и многие другие украинские политики много говорили и о том, что в основе повышения стоимости газа лежит стремление к социальной справедливости. Только рыночная (то есть высокая) цена способствует прекращению масштабных хищений в рыночной отрасли. Видимо, эти сказки призваны были эксплуатировать такое близкое украинским обывателям чувство зависти. Никто из украинских газовых коррупционеров, правда, пока по миру не пошел, несмотря на готовность соотечественников оплатить их банкротство ценой своих последних средств.

 

Бытовал также аргумент о том, что «выровнять» цены на газ необходимо для соответствия «европейским рыночным стандартам». Иначе Украину так и не примут в цивилизованное общество западных демократий. Отрицать, что положения Соглашения об ассоциации с ЕС содержат много «приятных» для простых украинцев сюрпризов, конечно, нельзя. Но говорить о рыночных стандартах в условиях украинской кланово-распределительной экономики можно, только обладая хорошим чувством юмора.

 

Вышеизложенные «аргументы» хорошо иллюстрируют сказочный полет фантазии киевских правителей, когда речь заходит о реализации новых возможностей ограбления населения. Хотя украинский Кабмин продолжает травить байку о том, что тарифы на газ можно будет снизить после того, как страна сможет полностью обеспечивать потребности с помощью собственной добычи. Согласно некой «стратегии», Украина должна для этого к 2020 году ежегодно добывать как минимум 20 млрд кубов газа. Но компания «Укргазвыдобування» уже рапортует о срыве графика в силу того, что она не смогла в этом году получить новые лицензии в Полтавской области. А раз так – нет возможности наращивать объемы, так как старые месторождения исчерпываются.

 

Авторам этой «стратегии» остается только самим поверить в то, что после увеличения объемов добычи власть вдруг перестанет перепродавать этот газ населению втридорога. Логично было бы также ответить на простой вопрос, что это за «стратегия», реализация которой стопорится на элементарном регуляторном уровне? Что, впрочем, никого в насквозь коррумпированной стране не удивляет.

 

Газовая сага вообще является идеальным примером патологического украинского казнокрадства. Она также подтверждает тот факт, что благосостояние «украинской элиты» практически не зависит от уровня развития местной экономики и благосостояния населения. Что, впрочем, характерно для большинства колониальных стран.

 

С момента получения независимости Украина постоянно снижала уровень производства и потребления газа. Так, с 1991 по 2015 год производство газа на душу украинского населения сократилось с 607 кубометров в год до 443 кубометров. Если же за 1991 год было использовано 118,2 млрд кубометров, то в прошлом году – 31,9 млрд. Импорт газа тоже значительно снизился: в 1991 году он составил 91,6 млрд кубометров, а в 2017 – 14,1 млрд.

 

Такая динамика вполне логично соотносится с общей тенденцией падения украинской экономики (пиковые периоды потребления пришлись на относительно стабильные периоды роста ВВП за счет благоприятной внешней конъюнктуры цен на сырье 2007 и 2011 годы).

 

Другое дело, что даже в этой ситуации доходы от перепродажи газа, как местного, так и российского, составляли весомую часть коррупционной ренты украинской властной верхушки.

 

В статье Галины Акимовой «Загадочный #газнаш: почему отечественная добыча не спасет от повышения цен?» дается подробный ответ на риторический для украинцев вопрос: куда исчезает дешевый газ местного украинского производства?

 

Автор материала, в частности, отмечает, что «в 2017 году в Украине добыли 20,5 млрд кубометров газа. Больше всех постаралось государственное ПАО «Укргазвыдобування» – 15,3 млрд кубометра. На втором месте частники – 4,1 млрд кубометров. ПАО «Укрнафта» –1,1 млрд кубов. Населению нужно 11 млрд кубов в год. Еще около 6,9 млрд кубометров «съедает» теплокоммунэнерго для производства тепла и горячей воды. Вместе это примерно 18 млрд кубов. А «Укргазвыдобування» дает 15,3 млрд. Т.е. надо добавить лишь 2,7 млрд. кубов импорта или коммерческой добычи.

 

Далее Галина Акимова рассказывает читателям и о других интересных вещах. Товарный газ, добытый «Укргазвыдобуванням», закупается «Нафтегазом» для нужд бытовых потребителей и коммунальщиков по цене 4849 грн., а поставляется с наценкой 4942 грн за тыс. кубометров. Разница идет им в доход. Неслучайно у топ-менеджеров этих двух компаний – Андрея Коболева и Олега Прохоренко – такие неплохие зарплаты: 2 млн грн и 1 млн грн в месяц соответственно.

 

Таким образом, получается, что «украинский государственный газ на $100–150 дешевле импортного. И весь идет на нужды населения. Логично, что и население платит за него вдвое дешевле, чем коммерческие потребители за импортный газ. Но, чтобы окончательно закрыть потребности ЖКХ, нужно еще 2,7 млрд кубов газа. Почему бы не взять его из коммерческой добычи? Все-таки 4,1 млрд кубов вполне достаточно. Но оказывается, что цена, по которой «Нафтогаз» покупает газ собственной добычи у частных предприятий Украины, не только вдвое выше государственной, но даже выше импортной. На сегодня это 7629 грн за тысячу кубометров (без НДС), или $275–277 за тысячу кубов».

 

Из выкладок Акимовой нетрудно понять, что «пилить» маржу между себестоимостью добычи местного газа и его импортных аналогов на Украине всегда найдется кому. Отказавшись от социальной функции государства, киевский режим сам кровно заинтересован в «либерализации» газового рынка, понимая, что все связанные с этим процессом издержки спокойно лягут на плечи рядовых потребителей. И тот «феномен», что импортный (читай: российский) газ для Украины уже обходится дороже, чем для Германии, их абсолютно не смущает. Газ украинского производства они готовы перепродавать своим же гражданам с еще большей наценкой.

 

Эксперты видят также проблему в том, что, если к 2020 году отпускной тариф для предприятий коммунальной энергетики дорастет примерно до уровня в 500 американских долларов, окончательный износ инфраструктуры вообще сделает проблематичной доставку газа конечным потребителям. В обновление распределительных сетей никто все эти годы толком не инвестировал. А какие цифры ни рисуй на платежках, дыры в трубах ими не заткнешь.

 

После первой волны радикального роста цен на газ для населения новой воровской кормушкой на Украине стала программа субсидий населению, на которую были выделены баснословные по меркам украинского бюджета многомиллиардные суммы.

 

Знаменательно, правда, что очередное повышение цен на газ сопровождается сокращением объема субсидий населению. Во всяком случае в проекте госбюджета на 2019 год предусмотрен 51 млрд гривен на эти цели вместо более чем 70, оприходованных в прошлом году. Гройсман в этой связи заявляет, что система распределения субсидий станет более справедливой. На самом деле украинская казна просто уже не справляется с аппетитами местных власть имущих и давлением требований МВФ по урезанию бюджета.

 

Понятное дело, что в этой ситуации долги украинцев по коммуналке продолжат неуклонно расти. По состоянию на 30 июня с. г. долг украинцев за поставки газа составил 16,8 млрд гривен, притом что на 1 января он был 12,1 млрд.

 

Пока украинцы ищут любые способы выживания в условиях победившей «гидности», «лидеры газового бизнеса» отчаянно дерутся за куски усыхающего бюджетного пирога. Так, НАК «Нафтогаз» обвиняет в махинациях с субсидиями ПСО-поставщиков (поставщиков со специальными обязательствами), жалуется на постоянный рост их задолженности перед «Нафтогазом». Те, естественно, огрызаются. И обвиняют в свою очередь НАК в ручных манипуляциях с освоением предназначенных на субсидии бюджетных средств.

 

«НАК “Нафтогаз Украины” является основным и единственным выгодоприобретателем системы субсидий. В том числе за счет этих средств был сформирован финансовый результат за прошлый год, который обеспечил возможность выплаты миллиардных премий руководству “Нафтогаза”. Со своей стороны ПСО-поставщики и операторы ГРМ полностью поддерживают и ожидают монетизации субсидий на уровне потребителя. Это позволит каждому самостоятельно решать, как эффективно воспользоваться средствами. Монетизация субсидий приведет к существенной экономии газа, ведь каждый получит реальную мотивацию экономно потреблять газ», – говорится в заявлении Ассоциации газового рынка Украины.

 

Мотивацию экономить газ нищее украинское население и так уже имеет более чем высокую. На практике полным ходом людям приходится отказываться от «услуг» государства и переходить на архаичные способы отопления дровами и навозом. Киевский режим видит во всем этом признаки особой силы украинского духа, готового жить по уши в дерьме ради освобождения от «многовекового российского ярма».

 

Вспоминать же о том, что низкие цены на энергоносители являются очевидным конкурентным преимуществом для национальной экономики, даже как-то неудобно. Ведь Порошенко и компания постоянно разъясняют нам, что Украине нет нужды ни с кем конкурировать. Главные задачи страны – кормить армию для войны с собственным народом на Донбассе, свято верить в божественную силу НАТО и ЕС, а также держать язык за зубами.

 

В любом случае украинцам не на кого жаловаться, получая неподъемные счета за коммунальные услуги. Выбор в пользу такой веселой «европейской» жизни они (или за них) уже сделали на майдане в 2014 году. То ли еще будет.

 

Источник: Войцех Михальски, аlternatio.org

 


Комитет



Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/176441/
© 2006-2008, komitet.net.ua