В начале ХХ века в США идеологи украинства в среде эмигрантов из Австро-Венгрии сформировали идею о том, что именно диаспора в Соединённых Штатах призвана быть локомотивом, который вытянет проект независимой Украины. По их же данным, в США тогда проживало около миллиона тех, кого они причисляли к украинцам, в Австро-Венгерской империи – пять миллионов, в Российской – тридцать пять.
На каком же фундаменте базировалось убеждение, что один миллион может проглотить и переварить сорок? На двух китах-тезисах: свобода и деньги.
Дары американских свобод
Эмигранты, пожив какое-то время в Соединённых Штатах и получив гражданство этой страны, привыкли к регулярным выборам властей, как федеральных, так и местных; привыкли к выборам не только депутатов, но и мэров, губернаторов, президента. Привыкли они и к свободе печати. И стали активно пользоваться достижениями американской демократии применительно к украинскому проекту. В США развилась сеть организаций украинских националистов. Возможностей для легальной работы у них было не счесть. Свобод Америка предоставляла без меры.
Приведём один пример проявления такой свободы. Уже в 1920-е годы националисты, группировавшиеся вокруг «Украинского народного союза» и созданных под его эгидой религиозных организаций, вступили в конфликт с епископом Украинской грекокатолической церкви Константином Богачевским. Главным катализатором скандала стал запрет епископа отмечать в церквях годовщину смерти Ивана Франко, которого он небезосновательно считал атеистом и борцом против церкви.
Украинский католический конгресс в США, в котором принимали участие 130 делегатов от 84 украинских приходов, потребовал от Ватикана отозвать епископа Богачевского из Америки. От папы националисты возжелали также назначения будущих украинских епископов из числа кандидатов, предложенных духовенством и мирянами; предоставление местным приходам права нанимать и увольнять священников-униатов и осуществлять контроль за всеми церковными финансами. Конгресс отказался платить церковные взносы, пока не будет отозван Богачевский, а до этого решил передать все деньги под надзор специального комитета. Ещё одно требование – сменить официальное название церкви с «русинской» на «украинскую», но с сохранением в её названии определения «грекокатолическая» для отличия от церкви римско-католического обряда.
Вот что писала (http://www.svoboda-news.com/arxiv/pdf/1927/Svoboda-1927-001.pdf) по этому поводу газета украинских националистов в США «Свобода»: «Конгресс дал доказательство того, что американские Украинцы – это сознательный народ, который понимает свои тяготы и обязательства, но который понимает и свои права, и не только понимает, но и умеет за них постоять перед каждым, кто бы он ни был... Конгресс показал, что уже никакая автократическая церковь не может считать Украинцев рабами, которые знают только слепое послушание. Он высказал далее, что никакой страх, никакие казни, ни клятвы не отнимут у Украинцев приобретённого тяжелым опытом права контроля за деятельностью своих светских и духовных руководителей и учреждений».
В Соединённых Штатах верх взяли всё же светские националисты. Хотя униатство часто отождествляют с украинским национализмом, ставить между ними знак равенства нельзя. Вот один показательный пример. Хотя газету «Свобода» создал священник, перешедший вскоре в православие, она в своей деятельности направлялась униатами и активно помогала им бороться с православием. Но в 1919 году в США появилась так называемая Украинская православная церковь, которую вскоре взял под своё крыло Константинопольский патриарх. И отношение «Свободы» к православию кардинально изменилось. Оказывается, газета боролась не с православием вообще, а с русским православием. Будучи официальным печатным органом организации «Украинский народный союз», издание приветствовало «украинское православие». На этой почве «Свобода» включилась в борьбу против епископа Коцыловского, устранившего из состава правления украинского страхового общества трёх священников за то, что те дали разрешение украинским православным служить литургию в зале этого общества.
«Всякий фанатизм, – писала (http://www.svoboda-news.com/arxiv/pdf/1926/Svoboda-1926-274.pdf) «Свобода», – это нездоровое явление... Это надо помнить нам, украинцам... Ибо что в том страшного, что украинское общество уступило своё помещение православным приднестровским украинцам для их богослужения. Это наши братья, почти все они беженцы из большой Украины... Против такого религиозного ослепления мы должны решительно выступить, потому что оно вгоняет нож в живое украинское сердце».
А вот когда та же «Свобода» выступала против русского православия, она фанатизм нисколько не осуждала. В США до распада Российской империи в 1917 году православие отождествлялось исключительно с Россией. После от РПЦ отпочковались несколько национальных церковных организаций, среди которых была и украинская. Украинские националисты в США сразу взялись её поддерживать. Свобода по-американски позволяла им возводить украинство в особый ранг, отрицать общие корни с РПЦ и изобретать мир, где нация – превыше веры.
Фонд освобождения Украины – за доллары
Что касается второго кита – денег, то в целом эмигранты в США жили богаче, чем люди в России и Австро-Венгрии. Относительно небольшие суммы, собираемые националистами в США, были довольно внушительны для жителей распавшихся империй. Организациям украинских националистов в США не составляло никакого труда спонсировать деятельность своих единомышленников за океаном. А кто платит, тот и заказывает музыку. Цели американского украинства были понятны – создание независимого национального государства в отрыве от России.
|
В начале Первой мировой войны украинские националисты США объединились в так называемую Украинскую народную раду. Она была основана 10 сентября 1914 г. на конвенции (съезде) «Украинского народного союза» в Буффало. В официальном заявлении УНР по отношению к войне говорилось (http://www.svoboda-news.com/arxiv/pdf/1914/Svoboda-1914-49.pdf) следующее: «Переживаем теперь большую волну, которая может быть переломной в жизни всей Европы, а в частности, в жизни 40-миллионого украинского народа... Могут восстать после войны новые национальные государства, в их числе и Украина. Самостоятельное украинское государство – это мечта каждого сознательного украинца. Терпел наш народ польский плен под Австрией, мадьярский плен под Венгрией, но наитяжелейший плен терпел под царской Россией, там цари и их правительства 260 лет угнетали 35-миллионный украинский народ и стремились к тому, чтобы его полностью уничтожить как нацию... Если бы Российская держава победила, то это было бы большим несчастьем для всех её народов, потому неволя, в которой теперь они стонут, ещё усилилась бы. А больше всего пострадал бы при этом украинский народ. Исходя из этого, мы желаем России погрома и распада».
Обращаясь к украинцам в США, Украинская народная рада заявляла: «Мы не зовём вас к оружию! Но призываем к другой помощи родимой отчизне. Не поможем оружием, то поможем другим делом. Это дело – результат нашего труда – деньги. Каждый из нас должен отдать кто сколько может на народный жертвенник, для помощи отчизне в такую тяжёлую минуту. Мы должны для помощи отчизне создать Фонд освобождения Украины».
Такой фонд был создан, и вскоре были собраны 21661,44 доллара – большие по тем временам деньги. С тех пор средства для финансирования украинских националистов в Европе собирались регулярно. В 1917 году за один день 21 апреля собрали 53189,32 доллара. 22000 из них сразу отослали на имя только что созданной Украинской центральной рады – её председателю Михаилу Грушевскому.
Деньги для борьбы против России украинские националисты собирали и раньше, задолго до Первой мировой войны. С её началом эта практика стала регулярной.
Так, пользуясь американской демократией и американскими деньгами, украинская диаспора в США стала силой, направляющей становление агрессивного украинского проекта не только в отрыве от России, но и против России.
Источник: Иван Дегтярь, «Одна Родина»