В течение двух дней Верховная Рада Украины обсуждала законопроект «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». В обиходе, этот документ называют «законом о деоккупации и реинтеграции Донбасса».
В четверг, 18 января, как утверждает спикер парламента Украины Андрей Парубий, Рада должна за него проголосовать.
Между тем, не стоявший в повестке дня парламента законопроект, возник как «безотлагательный» по просьбе президента Порошенко. А его обсуждение, даже если законопроект в итоге не будет принят парламентом, решает пять главных задач, ради которых Порошенко всё это затеял.
Петр Порошенко за три с половиной года своего президентства смог провести довольно успешную (лично для него, а не страны) внешнеполитическую линию, которая стала его доктриной.
Смысл «доктрины Порошенко» — постоянно конфликтуя с Россией на словах, добиваться внушительных финансовых и политических преференций от Запада на деле.
США и ЕС через свои финансовые институты и различные негосударственные фонды фактически содержат госаппарат Украины. Более того, немало средств направляется в экономику, в том числе непрямыми инвестициями в оборонку. А уж оттуда через преференции и госзаказы попадает в бизнес самого президента и его окружения.
Такая ситуация не могла продолжаться бесконечно, поскольку на Западе наступил момент, когда политики раскусили «доктрину» украинского президента и перешли от одобрения к резкой критике главы украинского государства.
Обсуждение «закона о деоккупации» по идее должно вдохнуть в эту доктрину новую жизнь, произвести ее апгрейд с последующим новым развитием.
Интересно, что еще в конце прошлого года (а это всего три недели назад) парламент Украины, хотя и планировал обсуждение этого проекта закона, однако не ставил первым в списке рассматриваемых.
«Безотлагательным» его обсуждение сделал сам президент Порошенко, отправив в Верховную Раду за несколько дней до начала очередной сессии парламента.
Причина, как мы полагаем, в необходимости сменить повестку дня, навязанную Киеву зарубежными СМИ. Это относится прежде всего к скандальной публикации телеканала Аль Джазира, обнародовавшего так называемый «секретный приговор Краматорского городского суда», из которой следует, что ближайшее окружение Порошенко участвовало в «распиле» «1,5 миллиардов Януковича». А также публикация на сайте грузинского телеканала «Рустави-2» документов, утверждающих о том, что Порошенко якобы являлся агентом ФСБ.
Ни по тому, ни по другому обвинению Порошенко фактически не дал вразумительных пояснений. А вот включение политически скандального обсуждения законопроекта то ли «деоккупации», то ли «реинтеграции» Донбасса, от этих неприятных для Порошенко тем украинское общество отвлекло. И теперь вместо «Лолиты» и «Краматорского приговора» на повестке дня «Донбасс» и его «деокукпация».
Не будь этого обсуждения, Верховная Рада разрывалась бы в первый же день своей работы в новом 2018 году от оскорбительных обвинений в адрес президента.
Самым неприятным во взаимоотношениях Порошенко с его западными коллегами и партнерами является необходимость выполнения «Минских соглашений».
Эти соглашения, которые подписал в феврале 2015 года президент Украины, ставят его в двусмысленное положение. С одной стороны, они налагают на него прямые обязательства по умиротворению Донбасса. И руководители внешнеполитических ведомств западноевропейских государств, например Германии, и официально, а еще чаще на закрытых переговорах периодически напоминают Порошенко об этом.
С другой, на Украине есть немало радикальных и националистических сил, которые готовы начать очередной государственный переворот в случае, если Порошенко вынесет на обсуждение парламента любой из пунктов политической части Минских соглашений. Например, о всеобщей амнистии участников гражданского конфликта или о назначении на Донбассе местных выборов и т. д. Кроме того, Порошенко, который готовится ко второму президентскому сроку, невыгодно, чтобы в случае реальной реинтеграции Донбасса на Украине в этом случае появилось двух-трехмиллионное протестное по отношению лично к нему количество избирателей.
Поэтому в обсуждаемый законопроект были внесены такие пункты, которые фактически отталкивают, а не притягивают жителей ДНР и ЛНР.
Законопроект президента априори делает преступниками всех нынешних чиновников местных органов власти мятежного Донбасса. Поэтому все они будут не за, а против реинтеграции ДНР и ЛНР в большую Украину.
Поэтому исключение из законопроекта Минских соглашений или даже сведение их к упоминанию в преамбуле, развязывает руки Порошенко. Теперь он, если проект станет законом, может всегда отказаться от их выполнения.
Известно, что одним из реальных политических конкурентов Порошенко и его команды в стране является так называемая радикальная партия войны, представленная экс-премьером Арсением Яценюком, главой Совета по национальной безопасности и обороне Александром Турчиновым и министром МВД Украины Арсеном Аваковым.
Сам Яценюк когда-то охарактеризовал свои отношения с Порошенко, как «дружбу-конкуренцию». А в конкурентной президенту тройке наиболее зловещей для Порошенко является фигура главы МВД Авакова, за которым стоят примерно 230–240 тысяч сотрудников МВД и Национальной гвардии, а так же около 50 тысяч вооруженных радикалов.
Законопроект «о деоккупации» фактически лишает или, во всяком случае, резко ослабляет права сотрудников МВД на территории Донбасса, где сосредоточены их основные силы и наделяет более широкими правами Вооруженные силы Украины. А ВСУ находятся под полным контролем главнокомандующего.
Пожалуй, главным достижением законопроекта является расширение прав главы государства, который получает возможность вводить на части территории страны военное положение, а фактически отменять на Украине (или части Украины) Конституцию.
На это особо обращают внимание некоторые украинские парламентарии. «В законопроекте есть несколько моментов, которые, скажем так, очень неосторожно расширяют полномочия, в первую очередь, президента, которому предоставляется возможность единолично, без согласования с парламентом, использовать Вооруженные Силы Украины и военные формирования на территории Донецкой и Луганской областей», — утверждает депутат парламента из пропрезидентской фракции Блок Петра Порошенко Мустафа Найем, который находится тем не менее в оппозиции и к руководству Блока, и к самому президенту.
«Это закон не о мире, а о том, как расширить полномочия президента Порошенко, у которого их и так огромное количество», — считает внефракционный депутат Верховной Рады и бывший губернатор Донецкой области Сергей Тарута.
«Если мы сейчас начнем с помощью разных законов подменять фундаментальные понятия, заложенные в Конституцию Украины, как-то предоставление президенту права без Верховной Рады вводить военное положение, то это в итоге приведет к развалу и Конституции, и государства», — полагает внефракционный депутат и бывший руководитель секретариата президента Ющенко Виктор Балога.
Но именно это — расширение прав и полномочий президента и является главной целью законопроекта, который два дня обсуждался в парламенте.
Вероятность того, что в четверг законопроект о «деоккупации» и «реинтеграции» Донбасса будет все же принят, не очень высока. Для одних депутатов он слишком радикален, для других, наоборот, защищает коллаборационистов и предателей «единой и неделимой».
Есть и те, кто настаивает на введении в законопроект положения о разрыве дипотношений с РФ и только в этом случае готов за него голосовать. Блок Петра Порошенко (и президент тоже) категорически против, поскольку заступать за последнюю черту Порошенко не хочет, оставляя себе возможности внешнеполитического лавирования.
Но даже если законопроект не будет принят, значительную часть поставленных задач Порошенко уже реализовал. Главное, — обсуждение законопроекта ввело в политический дискурс дальнейшее расширения прав и полномочий президента. И при этом сделан существенный шаг по ослаблению его политических конкурентов.
Захар Виноградов, «Украина. ру»