После выхода на нашем ресурсе статьи «Американский уголь, деньги USAID и теракт в Мариуполе» в редакцию приходят отзывы различного содержания. Пишут представители студенчества, металлурги, госслужащие и даже вынужденные переселенцы. В большинстве своем, авторы посланий подтверждают существование озвученной нами проблемы – угрозы уничтожения некогда процветающего Мариуполя. Так, в одном из писем открыто называют фамилии лиц ответственных за оккупацию города. В другом письме жалуются на нацистско-бандеровский режим, просят спасти город от целенаправленного геноцида. Пожалуй, самый конструктивный отклик мы получили от преподавателей мариупольских вузов. Интеллектуалы от науки разложили сложившуюся ситуацию по пунктам, обозначили причинно-следственные связи и прописали реальный план спасения города. По понятным причинам мы не называем фамилии авторов письма. Полученный текст публикуем в оригинале с большой надеждой на изменение ситуации к лучшему, в сторону устойчивого развития Мариуполя.
Мариуполь, второй по численности населения, город бывшей Донецкой области бывшей Украины был промышленным центром с развитой инфраструктурой. В Мариуполь с удовольствием приезжали отдыхать не только жители близлежащих населённых пунктов, но и со всей Украины и даже из Российской Федерации. Местное население, обласканное солнцем и морем, было всегда приветливо к гостям города и с радостью встречало многочисленных приезжавших на отдых любителей позагорать и покупаться в Азовском море.
Но с началом террористической акции, развязанной националистически ориентированными политическими группировками в отношении Донбасса, пришедшими к власти на Украине в результате государственного переворота в 2014 году, ситуация в Мариуполе резко поменялась в худшую сторону. А с переходом власти в руки украинских оккупантов после известных событий лета 2014 года некогда цветущий и благополучный город вошёл в стадию социально-экономической деградации и превратился в печально известный «Титаник» без шансов остаться на плаву после столкновения с айсбергом – проблемами, которые принёс городу преступный киевский режим.
И дело здесь не только в сложнейшей ситуации, в которой оказался Донбасс в результате целенаправленного геноцида, проводимого киевской властью относительно населения региона. Проблема состоит в самой мариупольской власти, поставленной преступным киевским режимом.
Впрочем, удивляться здесь не приходится, ведь сами киевские политики по своим интеллектуальным и профессиональным характеристикам больше похожи на криминальных авторитетов, способных только воровать, грабить и истерить. Последнее является визуальным отображением болезненной активности инкубационной формы маниакального кретинизма, осложнённой ранним эгоцентризмом и солипсизмом и сползанием к абсолютистскому роялизму. Диагноз несколько сложноват для восприятия, но он достаточно точно отображает суть психического расстройства, поразившего украинских политических небожителей из глухой провинции, называющих себя «элитой общества».
Отсюда и уровень действующей в Мариуполе украинской власти вполне такой себе провинциальный – без креатива, без творческого размаха, без стремления к новаторству в своей работе. По делам и результаты.
Если в Донецк вернулось подавляющее большинство населения (это при том, что город систематически подвергается обстрелам со стороны Вооружённого Сброда Украины), то в относительно спокойном в этом плане Мариуполе наблюдается диаметрально противоположная картина. Согласно данным Главного управления статистики в Донецкой области, за период с 2013 по 2016 годы отток населения из Мариуполя составил 8,5 тыс. человек. То есть ежегодно из города уезжает порядка 3 тыс. человек. И это при том, что данные статистики учитывают количество прибывших в Мариуполь переселенцев. По данным того же Главного управления статистики количество официально зарегистрированных в городе переселенцев составляет примерно 21% (97,780 тыс. человек) от общей численности жителей Мариуполя.
Следует отметить, что многие переселенцы из-за тотальной бюрократии и бешеных очередей просто не регистрировались. Поэтому реальное количество переселенцев значительно больше официальных данных.
Мягко говоря, неважно обстоят дела с обновлением подвижного состава Мариупольского ТТУ, количество которого на улицах города не обеспечивает требуемую частоту движения городского транспорта. Город с богатейшими градообразующими предприятиями скатился к покупке бывших в употреблении троллейбусов. Так, в декабре 2015 года Мариупольское ТТУ приобрело 11 таких троллейбусов «МАN». Кроме того, в начале 2016 года по грантовому соглашению с ЕС при долевом участии Мариупольского горсовета были закуплены ещё 4 таких старых троллейбуса. Об этом местная власть заявила с особой гордостью, сделав акцент на заботе о жителях города.
Здесь хочется сказать о теневой стороне этой так называемой заботы.
Во-первых, любой специалист, работающий в этой сфере, однозначно скажет, что покупка нового транспортного средства даже по более высокой цене по отношению к списанному и подлежащему утилизации, гораздо более выгодна для автотранспортного предприятия. Ведь обычно через год бывший в употреблении троллейбус выходит из строя и в лучшем случае его можно переделать под автобус, что тоже не есть хорошо.
Во-вторых, тендеры организуются под патронатом «лучших друзей Украины» из стран Западной Европы. В данном случае эти «друзья» банально греют руки на продаже отслуживших свой срок транспортных средств своим братьям по недалёкому разуму на Украине.
И в-третьих, мариупольская власть, соглашаясь на участие в таких тендерах в рамках грантовых программ «западных друзей», не меньше последних нагревают свои руки, находясь «в доле» со своими западноевропейскими партнёрами.
В итоге, жители Мариуполя обречены перемещаться по городу в списанном хламе, больше напоминающим груду металлолома, а местные вожди, способствовавшие приобретению этого хлама за счёт денежных средств жителей города, покупают себе иномарки и элитную недвижимость за деньги, полученные за организацию этого беспредела.
Обещанное властями города строительство троллейбусной линии по улице Куприна и в микрорайон «Черёмушки» так и осталось несбыточным обещанием. Не произошла замена остановок общественного транспорта на более комфортабельные.
Одной из значимых стратегических проблем для Мариуполя, требующей немедленного решения, является обеспечение жителей города чистой питьевой водой. Недопустимой является ситуация, когда вода просто не доходит до верхних этажей многоквартирных домов.
Оставляет желать лучшего и качество воды, показатели качества которой превышают нормы жёсткости и солей почти в 2 раза по своему природному составу.
Типичным для Украины является положение с вывозом мусора. Мариуполь вполне мог бы соперничать сегодня со Львовом в этом вопросе. И это неудивительно. Мусор в головах неизбежно трансформируется в материальный бытовой мусор, постепенно заполняя собой всё жизненное пространство города. Хочется задать вопрос городской власти: «Где обещанный мусорный завод, который бы мог решить проблемы с утилизацией отходов и способствовать наведению чистоты в городе?»
Все насущные экологические проблемы, имеющие для Мариуполя особую значимость ввиду предельной насыщенности городской агломерации промышленными предприятиям, удивительным образом отошли в последние годы на второй и третий план у действующей власти, занятой решением личных финансовых проблем.
За 2016 год в Мариуполе было отремонтировано 10 объектов здравоохранения на сумму около 5 млн гривен. Однако вместо требуемого капитального ремонта был проведён точечный – латание дыр на вкрай износившихся брюках.
Настоящим бичом для жителей Мариуполя является задолженность по выплате заработной платы. Так, в мае 2016 года она выросла с 113449,5 тыс. грн. до 149586,5 тыс. грн., т.е. на 36137 тыс. грн. (31,85%) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Указанная тенденция сохранилась и в этом году, причём рост задолженности начинает расти лавинообразно, подталкивая город к полномасштабной социальной катастрофе.
Перечень печальных результатов деятельности украинской власти Мариуполя можно продолжать и дальше, но здесь необходимо обозначить причины такого состояния дел в городе.
Главной причиной творящегося в городе беспредела является профессиональная некомпетентность городской власти и её неумение решать проблемы промышленного города. Наличие случайных (с точки зрения деловых и профессиональных качеств) людей в городском руководстве отнюдь неслучайно. Это печальная традиция или, если хотите, закономерность в действиях современной украинской власти на всех её уровнях.
Но всё-таки, а что же необходимо делать, чтобы превратить Мариуполь из экологически неблагополучного города с нищающим населением в процветающий промышленный город, город-курорт и желанное место для любых гостей?
Любые изменения на любом уровне экономики и власти начинаются с изменения так называемой системы – модели устойчивого развития. В данном случае речь идёт о внедрении модели устойчивого развития города Мариуполя, функционирование которой способно обеспечить максимально полную реализацию имеющегося инновационного потенциала города, гармоничное объединение его человеческого и производственного потенциалов, результатом чего будет рост культуры производства и потребления и социальный прогресс в масштабах города. Реализация модели устойчивого развития Мариуполя предполагает следующее.
1. Изменение официальной идеологии страны, что означает ликвидацию нацистско-бандеровского режима на Украине и переход от идеологии капитализма (власти денег, т.е. власти финансового олигархата) к официальной идеологии Новороссии в совокупности государственной, общественной и управленческой идеологий, в основе которых положены соответствующие идеалы, нормы и ценности. Такой переход обеспечит рост уровня общественного сознания и формирование адекватного общественного поведения, а также создаст предпосылки для масштабных трансформационных изменений на территории как бывшей Украины в целом, так и города Мариуполя в частности.
2. Изменение идеологических приоритетов приведёт к соответствующей смене культурных ориентиров, что позволит поднять уровень социального самовоспитания и самодостаточности. Последнее есть отражение высокого уровня общественного сознания и мышления, без чего невозможно строить успешную жизнь страны и города.
3. Развитие общественного сознания и мышления позволит качественно улучшить управленческую среду, обеспечив тем самым необходимые предпосылки для формирования компетентной и профессиональной власти в городе. В этом случае управленческая деятельность на уровне города являет собой три взаимосвязанных и взаимозависимых вида управления – институциональное, нормативное и ценностное. Их взаимодействие усилит основной результат местного управления в направлении социальной самоорганизации и самореализации населения города, которое в тандеме с действующей городской властью обеспечит эффективное решение социальных (политических, экономических и организационных) задач по развитию Мариуполя.
4. Самоорганизация и самореализация требует создания соответствующей экономической среды, которая формируется в рамках экономики города. Для этого разрабатывается особая структурная организация городской экономики, которая включает в себя муниципально-государственный, частный и реальный сектора, в основе функционирования которых положены управление экономикой, рыночная саморегуляция и отраслевая структура. Управление экономикой города, осуществляемое через муниципально-государственный сектор, создаёт конкурентную среду между муниципально-государственным и частным сектором, обеспечивая тем самым рациональность использования ресурсов и экономический рост на уровне города. В результате экономика Мариуполя приобретает необходимую степень устойчивости и становится способной противостоять внешним и внутренним угрозам.
5. Устойчивое развитие города невозможно без изменения методологии и методики стратегического развития. В данном случае стратегическое развитие Мариуполя представляется как результат реализации стратегического видения посредством осуществления стратегии развития города, стратегического регулирования и стратегического плана, в основе которых положены стратегическое управление, стратегическое планирование и стратегические цели. Результатом функционирования данной модели стратегического развития является нивелирование внешних и внутренних угроз посредством установления взаимосвязей между стратегией и целями и рост конкурентоспособности Мариуполя на долговременную перспективу.
6. Рост конкурентоспособности города естественным образом обеспечит изменение отношения населения города к проблемам жизнедеятельности, в частности, обеспечит развитие организации жизнедеятельности жителей Мариуполя, которое состоит из политической, организационной и экономической систем. Совместное функционирование данных систем приведёт к формированию образа жизни, в основе которого положены идеалы (новаторство, интенсификация производства, экономический рост, сбалансированность, социальная стабильность, социальный успех и рост уровня жизни) и ценности (личная независимость; трудолюбие; ориентированность на прошлое, настоящее и будущее; профессионализм и стремление к достижениям) официальной идеологии страны (Новороссии – именно так будет называться бывшая Украина), повышению эффективности общественного воспроизводства и производительных сил, в качестве которых выступают гуманитарная, рыночная, финансовая, правовая и производственная системы. Развитие производственных отношений, являющееся результатом функционирования данных систем, сделает население Мариуполя способным к производству нового человека с высоким уровнем культуры, деятельность которого будет направлена не на построение общества потребления, а на развитие инновационной экономики, обеспечивающей социальное равновесие и рост социального богатства в масштабах города.
7. Эффективное функционирование городского хозяйства требует баланса государственных и общественных интересов, что обеспечивает система регулирования экономики города, воздействие которой отражает не административный, а стимулирующий характер. Баланс интересов в данном случае достигается посредством последовательной реализации социальной политики, имеющей в системе регулирования экономики города приоритетный характер, государственной политики, играющей организационную роль и устанавливающей порядок хозяйствования на территории города и экономической политики, обеспечивающей реализацию стратегических планов и программ на территории города. Такая методология регулирования экономики способна обеспечить гармоничное социальное развитие и устойчивое развитие Мариуполя.
Только применив такой подход к обеспечению устойчивого развития Мариуполя, можно изменить ситуацию в городе в направлении устойчивого развития. Но действующая украинская власть априори не способна на изменения подобного рода. Поэтому только смена действующей власти, обусловленная желанием жителей Мариуполя изменить ситуацию к лучшему, может привести к положительным изменениям и превратить Мариуполь из тонущего «Титаника» в атомный ледокол «Ленин».
Поэтому попутного ветра и ДНР вам в помощь, дорогие земляки!
Автор: Владеющий миром