Ничего удивительного в том, что из европейских лидеров новый президент США принимает сначала представителя Великобритании, а затем – Германии и при этом Ангеле Меркель со времени прибытия в Вашингтон Терезы Мэй приходится ждать больше месяца.
Журналисты уже назвали предстоящую встречу Трампа и Меркель встречей антиподов. Противоположны подходы президента США и канцлера Германии к такой острейшей проблеме, как иммиграция, причём каждый из двух лидеров не скрывает своего негативного отношения к политике другого. Ещё серьезнее разногласия в экономической сфере: Трамп объявляет себя сторонником протекционизма, экономика Германии сильно ориентирована на экспорт; в 2015 г. США заняли первое место по объему импорта немецких товаров (в 2015 г. 114, в 2016 г. 107 млрд евро). Сальдо торговли с Германией для США отрицательное, около 50 млрд евро. Предложение Трампа обсудить проблему дисбаланса во внешней торговле Ангела Меркель отвергла с долей высокомерия, сославшись на конкурентные преимущества немецкой продукции. Можно предположить, что проблемы, возникшие на американском рынке у немецких Volkswagen и Deutsche Bank,отражают недовольство американской стороны ситуацией, сложившейся во внешней торговле.
В менее категоричной форме Меркель отклонила и предложение Трампа заменить Договор о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) – любимое детище президента Обамы – двусторонним соглашением. Меркель намеревается довести до сведения Трампа, что национальное государство и членство в ЕС суть две стороны одной медали. Да и Меркель вполне могла бы заявить Трампу, что «Евросоюз – это Германия»: всё-таки в обход Германии в ЕС не принимается ни одно серьёзное решение.
Обсуждения в ходе первой встречи острых проблем двусторонних экономических отношений двум лидерам не избежать, недаром канцлера в её поездке сопровождают представители крупного бизнеса – главы Сименса и BMW. А Трамп уже пригрозил немецким автомобилестроителям, что их продукция будет обложена на американском рынке 35%-ными ввозными пошлинами, в случае если автомобили не произведены в США, и указал пальцем именно на BMW.
Впрочем, есть сфера, в которой Вашингтон и Берлин уже достигли полного взаимопонимания, – это показала февральская встреча канцлера с вице-президентом США Майклом Пенсом в Мюнхене. Требование Трампа повысить военные расходы Германия не только поддержала, но и транслирует уже от себя всем «отстающим» в НАТО. Ещё в середине прошлого года А. Меркель назвала цифры увеличения военного бюджета ФРГ: на 2 млн евро в 2017 г. и более чем на 2,5 млрд евро на 2018-2020 гг.. Против курса на милитаризацию возражают очень немногие немецкие политики. Среди них – один из старожилов Партии зелёных Юрген Триттин, а решительнее всего это делает Левая партия. Сара Вагенкнехт считает, например, что интересам европейского континента отвечает разоружение и возврат к политике разрядки. «К сожалению, – говорит она, – госпожа Меркель никогда не демонстрировала в отношениях с США чувство собственного достоинства и самостоятельность».
В прошлом году сокращение численного состава немецкой армии, происходившее после объединения Германии, сменилось наращиванием. В данном случае, однако, это не уступка американскому давлению, а следствие роста внешнеполитических амбиций Германии. В связи с этим вброшена в информационное поле и идея ядерного вооружения Германии.
После выборов в США Ангела Меркель признала свою готовность работать с новым президентом. Конечно, она надеется «пересидеть» Дональда Трампа: если паче чаяния этой осенью она угнездится на занимаемом с 2005 года посту канцлера, то это уже до 2021 г. По продолжительности пребывания на высшей государственной должности бундесканцлерин уже обогнала любого из американских президентов.
Нынешний визит Ангелы Меркель в Белый дом, бесспорно, должен вписаться в её предвыборную кампанию. После того как СДПГ объявила своим кандидатом на выборах в бундестаг Мартина Шульца, Меркель почувствовала серьёзную конкуренцию. По данным опроса, проводившегося в начале февраля, социал-демократ заметно обошёл её по популярности: за него были готовы проголосовать 50% опрошенных, тогда как за бундесканцлерин – 34%. Меркель особенно непопулярна среди сторонников СДПГ и Левой, а также у зелёных и «Альтернативы для Германии».
Правда, при этом 71% электората оценивает работу Меркель «скорее положительно» против 24%, давших «скорее отрицательную» оценку. В глазах избирателей Меркель выигрывает по уровню компетентности и лидерским качествам, зато Шульцу больше доверяют и считают его «симпатичнее». Ангеле Меркель остаётся делать ставку на эти свои преимущества и на консерватизм немецкого избирателя.
Нынешний визит в Вашингтон должен продемонстрировать её готовность восстановить доверительные отношения с Соединёнными Штатами: это альфа и омега внешней политики подавляющего большинства немецких канцлеров. Немецкая пресса, ссылаясь на информацию из правительственных источников, сообщает, что бундесканцлерин намерена устремить взор в будущее, «забыв» о критических высказываниях Трампа по поводу её миграционной политики, разрушившей Германию. И, конечно, не в её интересах поднимать сейчас болезненные вопросы двусторонних отношений с Америкой, не имеющие решения при железобетонном атлантизме Ангелы Меркель. Такие, например, как шпионская деятельность ЦРУ во Франкфурте.
Источник: Наталия Меден, «Фонд Стратегической Культуры»
Комитет