ГЕОПОЛИТИКА 2017 ГОДА В ЧЕТЫРЁХ КАРТАХ


24.01.2017 19:45

Международные отношения и геополитика отнюдь не синонимы... по крайней мере, не так, как мы их понимаем в "Чертах Геополитики" (Geopolitical Futures). "Международные отношения" — описательная фраза, охватывающая все стороны поведения стран по отношению друг к другу. "Геополитика" же — гипотеза, что все международные отношения основаны на взаимосвязи географии и власти.

Наше направление геополитики предпринимает следующий шаг и утверждает, что глубокое понимание географии и власти позволяет сделать две вещи. Первое, помогает вам постичь силы, формирующие международную политику и то, как они это делают. Второе, позволяет определить, что важно, а что нет.

Это делает карты крайне значимой частью нашей работы. Написанное может быть идеальным для объяснения влияния, но даже лучший писатель ограничен языком, когда дело доходит до объяснения географии. Итак, на этой неделе мы решили представить некоторые лучшие карты нашей графической команды (Т. Дж. Ленсинг и Джей Дауд), сделанные в 2016году ... не потому, что эти четыре карты великолепны (хотя так и есть), а потому, что мы считаем, что они много дадут при объяснении основ наиболее важного геополитического развития событий в 2017 году.

Карта 1: Экономическая слабость России

 

 

Эта карта иллюстрирует три ключевых аспекта России, решающих для понимания положения страны в 2017 году. Во-первых, часто не осознанный факт, что Россия — федерация. У России сильная национальная структура, но и невероятно разнообразные политические объекты, требующие сильного центрального правительства. В отличие от большинства карт России, наша делит страну по учреждённым регионам. Существует 85 таких регионов... 87, если учитывать Крым и Севастополь. Не все обладают равным статусом — некоторые их них являются областями, другие автономны, города и республики.

Второй аспект в том, что существует огромное экономическое различие в обширной Российской Федерации. Карта показывает это, определяя доходы и дефицит региональных бюджетов по стране. Два региона обладают наибольшими доходами, настолько, что выходят за рамки — город Москва и Сахалин. Пятьдесят два региона (60% регионального бюджета России) — в красном поле. Центральный регион, в который входит Москва, дает более 20% ВВП России, а Сахалин и нескольким другим регионам посчастливилось получать доходы от добычи российской нефти.

Третий аспект следует из комбинации логических заключений двух первых. Россия обширна, и большая часть страны находится в сложной экономической ситуации. Даже если нефть останется на уровне $55 за баррель в течение всего 2017 года, этого недостаточно, чтобы решить проблемы многих борющихся за выживание частей страны. Президент России Владимир Путин правит авторитарно. Это, частично, из-за того, что он управляет неповоротливой страной. Ему необходима вся возможная власть, чтобы перераспределять богатства во избежание волнений среди сельского населения.

Россия сейчас в заголовках из-за Украины, Сирии и мнимого хакерства. Но геополитическое положение России лучше описать, изучив приведённую выше карту.

Карта 2: Клетка Китая 

 

Карты, смещающие ракурс, могут дезориентировать, но так и должно быть. Наш мозг привык видеть мир так, что иной взгляд может восприниматься чуждым. Но тем больше повод преодолеть дискомфорт. Вышеприведённая карта пытается показать Тихий Океан с точки зрения Пекина.

Действия Китая в Южно-Китайском море привлекли всеобщее внимание. 12 января на слушаниях в Конгрессе кандидат на пост Госсекретаря Джеймс Мэттис признал агрессивность Китая одной из основных причин, почему он полагает, что мировой порядок находится под крупнейшим ударом со времён Второй Мировой. Но мы полагаем, что китайская угроза переоценена. Карта ниже объясняет, почему это так.

Доступ Китая к Тихому океану ограничен двумя препятствиями. Первое — небольшая цепь островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Когда мы смотрим на карту, то мотивы Китая взять под контроль эти крупные скалы и отмели становится вполне ясными. Если Китай не может контролировать эти острова и отмели, то они могут быть использованы против Китая в военном конфликте. (Если бы были небольшие цепи островов у побережья США в Тихом или Атлантическом океанах, то стратегия США выглядела бы точь-в-точь китайской).

Второе препятствие в том, что Китай окружен союзниками Америки. Некоторые, как Япония (и чуть в меньшей степени Южная Корея и Тайвань) обладают существенными военными силами для защиты от китайских поползновений. Тайвань торчит, как копьё, нацеленное на юго-восточное побережье Китая. Те, у кого нет достаточной военной защиты, как Филиппины, получили твёрдые гарантии безопасности США. Китай ныне в серьёзном географически сложном положении в собственных прибрежных водах.

Однако карта не раскрывает ключевой третий момент головоломки — военно-морской флот США превосходит китайский почти во всех отношениях, несмотря на впечатляющие и длительные усилия Китая увеличить свои возможности. Глядя на карту, вы видите, почему Китай хочет устроить шум из-за прибрежных вод, и насколько Китай ограничен осью американских союзников. Можно увидеть также, почему одна из основных целей Китая — попытаться переманить американских союзников. Соответственно, в 2017 году шаги Китая в отношении Филиппин требуют особого внимания.

Карта 3. Перерисовываем Ближний Восток

 

 

Уже стало привычным клише указывать, что нынешние границы Ближнего Востока были прорисованы после Первой Мировой колониальными державами, вроде Соединённого Королевства и Франции, и что региональные войны и бунты в недавние годы делают эти границы устаревшими. А вот что не клише — усилить анализ. Мы начертили новую карту Ближнего Востока, основанную на том, кто контролирует какую территорию вопреки официальным границам, признанным международными организациями, вроде ООН.

Вышеприведённая карта показывает, как именно сейчас выглядит Ближний Восток. Многие будут возражать против некоторых границ по политическим причинам, но карта явно не предназначена стать политическим заявлением. Скорее, это попытка показать, кто обладает влиянием на географию Ближнего Востока.

С этой точки зрения Сирия, Ирак, Йемен и Ливия больше не существуют. На их месте находятся небольшие охваченные войной государственные образования, основанные на этнических, национальных и религиозных отличиях. Другие границы (Ливана и Израиля, к примеру) тоже перечерчены для отражения реальной динамики власти. Эта политически некорректная, но точная карта, намного полезнее, чем неточная, но политически корректная.

Столь же важна, как и перечерчивание границ стран, более не существующих как цельные организации, сама мысль о том, какие именно границы стран не требуют перечерчивания. Среди них три из четырёх основных региональных держав: Турция, Иран и Саудовская Аравия. Границы четвёртой основной державы, Израиля, лишь слегка модифицированы. (Египет представляет собой экономическую немощь и не считается основной державой, хотя, вероятно, это самая сплоченная национальная культура арабского мира).

Ближний Восток определяют две динамики: войны в самом сердце арабского мира и баланс сил стран вокруг этого конфликта.

Карта 4: Размышляем о Брексите в 2017 году

 

 

Анализ этой карты надо начинать с оговорки: в первую очередь, и это главное, это аналитический инструмент и средство размышлений о будущем Европы. То есть, это не предсказание, как будут в будущем выглядеть границы Европы.

Карта показывает территории в Европе, имеющие сильные националистические тенденции. Регионы с активными сепаратистскими движениями не выделены. Выделены регионы, требующие большей автономии, но не независимости. Во многих из них сепаратистские движения могут быть поддержаны, но меньшинством населения. Дело тут не в величине, а скорее в том, что во всех этих регионах существует некий уровень национальной сознательности, не соответствующей нынешним границам национальных государств Европы.

Европейский Союз — уязвимая организация, поскольку его члены никогда не решали, какими они хотят быть. ЕС не совсем суверенное образование, но заявляет о большей власти, чем соглашение о свободе торговли. Европейские национальные государства передали часть суверенитета Брюсселю... но не весь. Так что когда возникает серьёзный вызов (вроде финансового кризиса 2008 года или потока сирийских и других беженцев), государства-члены ЕС переходят к решению проблем так, как это было до ЕС. Вместо "один за всех и все за одного" появляется "каждый сам по себе, но всё равно должны покупать немецкие товары".

В 2016 году Брексит потряс основы ЕС. Выборы во Франции и Германии и внутренняя нестабильность в Италии в 2017-м проверят эти основы на прочность. Но Брексит ещё и открыл двери для более глубокого вопроса: как будет определяться национальная само-идентификация в 21 веке? Но все национальные государства Европы обладают стабильными основами. Самые важные последствия Брексита могут в итоге повлиять на политическое будущее Соединённого Королевства. А в Испании Каталония уже заявляет, что в этом году проведёт референдум о независимости.

А Брюссель всё пытается говорить одним голосом. Карта передает, как трудно это делать... не только для ЕС, но и для некоторых национальных государств Европы.

Заключение

Пословица гласит, что картина не достойна и тысячи слов. Карты достойны много большего. Наш прогноз мира основан на объективном и непредубеждённом подходе к исследованию географии и власти. Такие карты, как эти — фундаментальные составляющие для построения прогнозов. Эти четыре карты особо полезны для размышлений о геополитических силах, которые будут формировать мир в этом году.

Автор: Джордж Фридман, Оригинал публикации: The Geopolitics of 2017 in 4 Maps

Источник: «Полисми»

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/162638/
© 2006-2008, komitet.net.ua