Интенсивность обстрелов упала, но в полной мере решение о прекращении огня с 00:00 часов 24 декабря, достигнутое в Минске на последнем заседании контактной группы, так и не было реализовано. Под обстрелами со стороны Украины находятся Зайцево, Горловка, Широкая Балка, Ясиноватая, Александровка, Ленинское, Саханка, Петровский район города Донецка.
По этим населенным пунктам только за сутки 28-29 декабря с территории, находящейся под контролем Украины, из гранатометов различных типов было выпущено 323 боеприпаса, 90 мин калибром 120 и 82 мм, применялись БМП и стрелковое оружие.
Не прекращались и попытки прорыва фронта. 28 декабря в районе Крутой Балки со стороны Украины РДГ из 10 человек пыталась прорваться через позиции армии ДНР. По словам замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуарда Басурина, трое из этих 10 погибли на минном поле, остальные отступили.
1 января Эдуард Басурин рассказал о том, что 31 декабря, сразу после посещения Мариуполя американским сенатором Джоном Маккейном для оказания моральной поддержки со стороны США, украинская сторона на мариупольском направлении открыла массированный огонь по селам Коминтерново, Саханка и Ленинское.
Не снижается накал противостояния и на Светлодарской дуге. Обстановка там напряженная. Достаточно какой-нибудь искры, чтобы бои вспыхнули с новой силой.
ВСУ в новогоднюю ночь из-за отравления алкогольным суррогатом и неосторожного обращения с оружием и взрывчатыми веществами потеряли в зоне т.н. АТО семерых военнослужащих, пять получили ранения, еще трое ослепли, об этом сообщил официальный представитель Народной милиции ЛНР майор Андрей Марочко.
На фоне заявления Порошенко о том, что «украинская оккупация — это временно», поблекло постановление Кабинета министров Украины №1012 об «уничтожении воздушных судов вооруженных формирований других государств, которые нарушили государственную границу Украины…».
Такое впечатление, что Гройсман, Порошенко вместе с Маккейном оказались чуть ли не в 1942 году.
Постоянное увеличение численности украинских войск на линии фронта приводит к тому, что при расселении по домам украинские вояки зачастую выгоняют на снег хозяев. Так было в селах Гранитное, Новолуганское, Пищевик, Павлополь.
Наблюдая три года за происходящим, понимаешь, что трудно представить себе уже что-либо, что могло бы в глазах местных жителей скомпрометировать Украину.
Из Киева вот-вот должна выехать первая группа карателей-ветеранов батальонов «Донбасс» и «Айдар». На границе с ДНР и ЛНР она намерена установить «импровизированные блокпосты».
Интересно, что Запад молча наблюдает за всеми этими действиями крайних украинских националистов, а если бы было наоборот, крик стоял бы космических масштабов.
Зато украинские СМИ визжат, дескать, в ДНР и ЛНР страшная паника по поводу грядущей блокады.
Ничего подобного, в Донбассе за всеми действиями Украины следят спокойно. Спокойно встречен и недавний обмен пленными. В районе контрольно-пропускного пункта «Майорск» в пригороде Горловки 29 декабря Киев передал представителям ДНР и ЛНР 15 пленных. До этого 27 декабря в качестве жеста доброй воли власти ДНР передали Украине двух женщин – Анжелику Преснякову и Ольгу Сворак.
Омбудсмен ДНР Дарья Морозова при этом отметила: «Не стоит забывать, что мы со своей стороны в качестве жеста доброй воли отдали 80 человек, это включая последних двух женщин. Мы полностью настроены на обмен». По ее мнению, самым главным препятствием к этому «является господин Порошенко, потому что он просто не хочет принять наконец-то политическое волевое решение и ответить за то, что он подписал».
* * *
Между тем на площадях даже в обстреливаемых районах и городах Донбасса, как, например, в Петровском районе города Донецка, были установлены нарядные елки, вдоль улиц мерцают огоньки веселых новогодних гирлянд.
В ранних зимних сумерках их блики играют на суровых лицах, измученных войной людей, которых Украина только дустом травить ещё не пробовала. Днем те же уставшие лица в магазинах и на базарах, где теперь не наблюдается былого довоенного предпраздничного ажиотажа.
Большинство семей собиралось встречать Новый год скромно, без размаха. Так, жительница одного из систематически обстреливаемых районов Донецка Марина перед встречей нового, 2017 года говорила: «Кое-что поставим на стол, сядем, посидим. Сейчас я больше думаю не о закусках, а о том придут или не придут в подвал соседней многоэтажки мамочки с детками. Они постоянно приходят туда ночью из окрестных сел, прячутся от обстрелов.
Я заходила в тот подвал, там есть туалет, вода. Вдоль стен кроватки и детские игрушки.
Простенько, но чистенько. Сердце разрывается, глядя на все на это…
Очень хочу, чтобы в новогоднюю ночь эти и мамочки, и их детки спали у себя дома и чтобы у них было что поставить на стол, а в будущем году вообще чтобы больше им не приходилось прятаться.
Я хочу, чтобы наши города и села не сотрясали смертоносные залпы артиллерийских орудий и не тревожили автоматные очереди, чтобы остались живы мальчики на передовой. Низкий им поклон.
Чтобы тепло и уютно было в семьях России, которая столько помогала нашим людям. Всем нам я хочу пожелать добра, счастья, исполнения желаний, чтобы будущий год стал годом воплощения надежд и планов.
А еще всем нам я желаю мира! Чтобы будущий год его обязательно принес! Не сомневаюсь, что к этим моим пожеланиям присоединятся все жители многострадального Донбасса».
* * *
Безусловно, присоединятся, поскольку в этом хитросплетении войны и праздника пульсирует надежда на лучшее, граничащая с ожиданием чуда.
Источник: Ирина Васильева, «Одна Родина»