1 сентября в Потсдаме (Германия) и 3 сентября в Братиславе (Словакия) прошли неформальная встреча глав МИД стран ОБСЕ и встреча глав МИД стран ЕС и «Восточного партнёрства». Киевская дипломатия возлагала на эти мероприятия большие надежды. Или делала вид, что возлагала. Украинская пресса упорно убеждала аудиторию, будто европейские политики и гости из других концов света только и думают, как бы поскорей собраться в Потсдаме и Братиславе да своим горячим словом поддержать Украину в её борьбе с «российским агрессором».
Но что-то пошло не так. МИД Украины сначала многообещающе сообщил о кулуарных переговорах своего главы Павла Климкина в Потсдаме и Братиславе с министрами иностранных дел Великобритании, Испании, Нидерландов и даже Молдавии и Таджикистана, а потом ... замолчал. Об итогах этих переговоров - ни звука. Видать, переговоры оказались чересчур «плодотворными».
Украинский вопрос затрагивался в Потсдаме и Братиславе только инструментально - как средство холодной войны против России, и он был не единственным. Обсуждались также внутриполитическая ситуация в Турции, перспективы урегулирования карабахского конфликта (для этого в Братиславу приехали министры иностранных дел Азербайджана и Армении Э. Мамедъяров и Э. Налбандян), приднестровский вопрос, борьба с международным терроризмом и т.д.
Без антироссийских выпадов, конечно, не обошлось. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что кризис в Европе будет длиться до тех пор, «пока не окончится война Украины с Россией».
Ващиковский не стал опускаться до внятного объяснения, почему жертва «агрессии» (Украина) так и не объявила войну «агрессору», выживает экономически лишь благодаря многочисленным уступкам со стороны этого «агрессора» (Россия).
Глава немецкой дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер посетовал на утрату доверия между Востоком и Западом, виной чему «аннексия Крыма», и пожелал это доверие восстановить.
Украине на этих мероприятиях отвели определенную роль: каждый русофоб ссылался на неё для оправдания своих милитаристских заявлений, а потом передавал украинскую тему следующему собрату по разуму.
* * *
Но думать об оздоровлении страны никто из них не собирается, впрочем, как и украинские политики. Вместо этого они втягивают её в ещё более провокационные проекты. Один из них – т. н. польский проект АВС (Адриатика-Балтика-Чёрное море). Его цель – с опорой на США собрать страны, расположенные между этими тремя морями, в антироссийский союз.
Проект АВС – это расширенный вариант доктрины Междуморья, на котором был помешан Юзеф Пилсудский, правитель Второй Речи Посполитой (1918-1939). Ю. Пилсудскому нужна была не Польша в её этнических границах, а именно Речь Посполитая с Западной Украиной (и не только) в её составе. Междуморье ограничивалось выстраиванием антироссийского блока на пространстве между Балтийским и Чёрным морями.
Проект АВС - амбициозней, предполагает соучастие стран Адриатики.
Не заботой о будущем Украины продиктовано стремление Варшавы соорудить «забор» между Европой и Россией, а желанием обеспечить себе региональное лидерство в Восточной Европе. Лидер может быть только один. Следовательно, Украине Варшава отводит подчинённую роль.
22 августа 2016 г. на итальянском о. Вентотене канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и председатель Совета министров Италии Маттео Ренци обсудили будущее Европейского союза после выхода оттуда Великобритании.
Встреча на Вентотене ознаменовала создание геополитического триумвирата Париж - Берлин - Рим. Этот триумвират будет противостоять попытками США усилить своё влияние на европейском континенте. Польша - троянский конь США в Европе - уже паниковала по поводу того, что с выходом из ЕС Лондона Европа превратится в «более немецкую» Европу. Геополитический триумвират Париж - Берлин - Рим Варшаву пугает ещё больше.
Италия – адриатическое государство. А проект АВС направлен как раз на то, чтобы втянуть в свои игрища ближайших соседей Италии – Черногорию, Хорватию, Словению, а также Албанию, Косово и др. В случае успеха это не только помешает треугольнику Париж-Берлин-Рим распространить своё влияние на всю Европу, но и может подорвать влияние России на Балканах.
Дипломатической «базой подскока» в этом деле для Польши служит программа «Восточное партнёрство», перспективы которой обсуждались в Братиславе.
Из шести стран-участниц «Восточного партнёрства» (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Молдавия) две (Грузия и Украина) имеют выход в Чёрное море, а одна (Азербайджан) – в Каспийское. Поэтому в интересах Варшавы инкорпорировать «Восточное партнёрство» в свой проект АВС.
Европа переживает период дипломатической турбулентности, вызванный пертурбациями внутри ЕС, миграционным кризисом, дестабилизацией Украины, спровоцированной американцами. Смещается баланс сил, государства меняют подходы к решению застарелых проблем, срочно разрабатывая стратегии решения возникающих вызовов.
Где окажется Украина после того, как это броуновское движение затихнет, а Европа найдёт необходимое равновесие? Киев убеждает граждан, что Украина окажется в выигрыше. Это ложь.
Ни один западный геополитический проект, в т. ч. и проект АВС, не предусматривает лидерства Украины ни в экономике, ни в политике. Украина нужна лишь как один из «кирпичей» в той стене, которой Запад хочет отгородить Россию.
Изоляция России равносильна изоляции Украины. Украину оставят один на один с её проблемами на фоне катастрофически ухудшающихся отношений с Россией – самым крупным рынком сбыта для украинских товаров. И когда Украина и Россия сойдутся в губительном клинче, Запад сможет торжествующе потирать руки.
* * *
6-7 сентября премьер Украины Владимир Гройсман посетит Польшу с рабочим визитом. В ходе визита предусмотрена встреча украинского премьера с главами правительств стран Вышеградской четверки. Торг уместен?