Всё ближе и ближе президентские выборы в США. Действующий президент Барак Обама жаждет войти в историю как человек, урегулировавший конфликт на Востоке Украины, и этого не скрывают даже в американской администрации. Отсюда и повышенная активность Госдепартамента: встречи Джона Керри и Сергея Лаврова происходят с завидной регулярностью, а Виктория Нуланд, снискавшая славу «кормящей матери украинских революционеров», зачастила в Россию продвигать реализацию минского процесса.
Правда, с выполнением Резолюции Совбеза ООН от 17 февраля 2015 года по выполнению минских соглашений как-то не очень хорошо получается. Киевские власти, выполняющие любой каприз Вашингтона по первому телефонному звонку и даже щелчку пальцев посла США, якобы упёрлись и категорически отказываются исполнять свои обязательства, касающиеся военного и политического урегулирования в Донбассе. Мало того, в последние недели наблюдается не просто пренебрежение режимом прекращения огня, но и резкая активизация обстрелов, постепенный, но повсеместный целенаправленный процесс занятия нейтральной полосы на линии соприкосновения и даже попытки провести локальное наступление на позиции ополченцев. Как было 29 июня в районе Дебальцево.
Поскольку после британского референдума о выходе из Евросоюза Европе стало несколько не до Украины, риторика киевской власти резко поменялась. Если до этого ополчение ДНР и ЛНР в СМИ и выступлениях политиков именовались «пророссийскими террористами» и «сепаратистами», то в последние дни они ведут речь уже о «российском агрессоре» и «российских оккупационных войсках».
Изменение риторики проявилось уже в ходе визита Виктории Нуланд, сделавшей остановку в Киеве по дороге в Москву в середине июня. В столице Украины она повстречалась лишь с заместителем главы администрации украинского президента да со спикером парламента Андреем Парубием. Если раньше зоологический русофоб Парубий «наступал на горло своей песне», говоря о необходимости формально принять пакет законов, который отдалённо напоминает то, что требует «Минск-2», и позволит поставить галочку о выполнении Резолюции СБ ООН, то в этот раз он откровенно сообщил: ни за какие «законы о Донбассе» Верховная рада голосовать не будет.
Смена формулировок в обозначении донбасских ополченцев произошла накануне визита премьера Гройсмана в США и мини-саммита Порошенко в Брюсселе. Первый ездил на смотрины к вице-президенту Байдену, в силу личной заинтересованности отвечающему за украинское направление американской политики, а второй – якобы передать еврочиновникам отчёт о выполнении минских соглашений. Итоги обеих поездок оказались неутешительными. Гройсмана, как представителя Украины, проигнорировали не только кандидаты в президенты от крупнейших партий, но и СМИ Германии, куда он заскочил по пути домой. С Порошенко тоже мило побеседовали, но дали понять, что и без него у руководства ЕС забот – полон рот, а в Европе его вечно протянутая рука и нытьё «продлите санкции против России» уже всем изрядно надоели.
Разумеется, потеря интереса к Украине для киевской власти смерти подобна. Именно поэтому возвращение из вояжей Порошенко и Гройсмана было отмечено громким заявлением украинского президента о том, что Украина не будет выполнять меры по политическому урегулированию в Донбассе, предусмотренному Резолюцией Совбеза ООН, и он отказывается вносить изменения в конституцию страны и необходимые для урегулирования законы. А буквально на следующую ночь украинские войска при поддержке бойцов «Правого сектора», которых, по утверждениям официального Киева, «нет в зоне конфликта», попытались прорваться к Дебальцево, но были отброшены на исходные позиции.
Как бы ни создавалось впечатление обратного, но говорить о том, что Киев в вопросах урегулирования в Донбассе взбунтовался против Вашингтона, вряд ли будет правильно. Слишком уж крепко США держат «за причинное место» и Порошенко, и Парубия, и Гройсмана, и Яценюка, направившегося по стопам экс-мэра Винницы в Штаты с явным намерением либо вернуться в премьерское кресло, либо занять порошенковский кабинет на Банковой. Поэтому никто из них не допустит самодеятельности. И не столько им, сколько Вашингтону нужно, чтобы следствием «Брэкзита» не стала отмена европейских санкций против России. Ведь британский референдум серьёзно всколыхнул многие страны ЕС, и чтобы удержать их от аналогичных референдумов, Евросоюз вполне может отказаться от санкционного давления на РФ. Это прекрасно понимали ещё в середине июня, когда опросы общественного мнения стабильно предсказывали победу «евроскептиков».
Чтобы такого не случилось, Штатам снова нужно продемонстрировать «агрессивную» сущность России, не оставляющей-де в покое маленькую, но гордую и очень европейскую Украину. А как это сделать? Разумеется, возобновив боевые действия украинских карателей против «российских оккупационных войск». Тезис «провокация – мать революции» в США не просто прекрасно знают, но и регулярно используют и для многочисленных инициированных ими «цветных революций», и для размораживания «замороженных» конфликтов. Вот и старается Порошенко спровоцировать войска Новороссии перейти в наступление то своими заявлениями об отказе от Минска, то атаками на позиции ДЛНР.