Любовь Украины к Европе сложно назвать взаимной. Европейцы позволяют украинцам себя любить, но относятся к этой хронической страсти сдержанно, а в последнее время даже настороженно, предпочитая любовь виртуальную, на расстоянии, в основном по бюрократической переписке. Украина неистовствует, называет себя Европой. Требует страсти и законного брака в виде евроинтеграции. А ЕС предлагает не торопиться, призывая оставаться хорошими, но далёкими друзьями.
Хроническая европейская фригидность к Украине обусловлена, с одной стороны, боязнью, а с другой – недоверием. Боятся европейцы нищих, перевозбуждённых и странных, с их точки зрения, людей, по любому поводу кричащих «Слава Украине!» А не доверяют их вороватым, лощёным начальникам с повадками аферистов и амбициями альфонсов.
Первые настойчиво желают попасть в Европу и там обосноваться, а вторые неустанно просят денег во имя того, чтобы первые оказались в Европе и там обосновались. Причём когда европейцы спрашивают: а зачем вы к нам хотите? Им отвечают: а потому что мы ваши близкие родственники, и имеем желание у вас жить.
Понятное дело, что европейцы не в восторге от подобного украинского желания. Особенно после того, как в Европу вломилась «родня» из Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. Именно поэтому в начале марта, выступая с речью в Гааге, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, заявил о том, что «Украина, без сомнения, не сможет присоединиться к ЕС в ближайшие 20-25 лет».
Таким образом, поселиться в Евросоюзе украинцам не разрешили. Однако чтобы не разочаровывать граждан Украины, чтобы не обессмысливать украинские события последних двух лет, им предложили приезжать в гости любоваться красотами Европы. Мол, вы нам жутко нравитесь, но только как туристы.
По этой причине великую идею евроинтеграции, т.е. вступления Украины в ЕС, в Киеве благополучно подменили идеей т.н. безвизового режима – возможности посещать Евросоюз в туристических турах без лишних бюрократических проволочек. Это почти как вступление в ЕС, только на 90 дней, по личной инициативе и за свой счёт.
Поэтому в апреле этого года Европейская комиссия предложила Европарламенту и Совету Европейского Союза отменить визы для граждан Украины. Как заявил в связи с этим еврокомиссар по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства Димитрас Аврамопулос, «мы следуем нашему обещанию предложить безвизовые краткосрочные поездки для украинцев с биометрическими паспортами, упрощая межличностные контакты и укрепляя экономические, социальные и культурные связи между Украиной и ЕС. Это является результатом успеха украинского правительства в достижении далеко идущих и сложных реформ в области юстиции и внутренних дел. Я очень доволен достигнутым прогрессом, который является важным достижением для граждан Украины, и надеюсь, что Европейский парламент и Совет примут наше предложение в самое ближайшее время».
В этот же день президент Украины Пётр Порошенко в своем обращении к нации торжественно заявил, что Евросоюз предоставит безвизовый режим для украинцев уже через несколько месяцев.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, уточнил сроки, сообщив, что Украина может получить безвизовый режим с ЕС летом-осенью 2016 года.
Однако 26 апреля брюссельский журналист Рикард Йозвяк в своем Твиттере сообщил о том, что «голосование в Европарламенте за безвизовый режим для Грузии и Украины может состояться в июле, но это будет сложно. Более вероятно – сентябрь».
На это сообщение мгновенно отреагировала Администрация президента Украины. «Вчера в прессе появилась информация о том, что якобы Европейский парламент проголосует за безвизовый режим только в сентябре. Хотел бы сказать, что это не совсем правильная интерпретация», – заверил заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев.
Ну а 3 мая уже еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан в очередной раз пообещал украинцам либерализацию визового режима с Европейским Союзом в текущем году. Правда, он не указал даже ориентировочную дату этого светлого события.
Впрочем, Deutsche Welle внесла ясность в ситуацию, ссылаясь на источник в секретариате Комитета гражданских свобод, юстиции и внутренних дел Европарламента. По информации газеты, Европарламент якобы планирует рассмотреть безвизовый режим с Украиной в конце мая.
Понятное дело, что вся Украина, затаив дыхание, принялась ждать окончания мая, неспешно пакуя чемоданы с намерением без всякого промедления выехать в долгожданную Европу.
Однако вместо голосования в Европарламенте за отмену визового режима с Украиной, украинцы лишь дождались заявления министра внутренних дел Франции Бернара Казньова, которое он сделал 20 мая в Брюсселе на встрече глав МВД стран-членов Евросоюза, и которое прогремело как гром среди ясного неба. По сообщению Казньова, «этот вопрос [отмена безвизового режима для Украины] не может быть решён в ближайшие недели и месяцы. Франция этого не хочет».
По мнению французского министра, вместо того, чтобы отменять визы украинцам, Евросоюз должен проводить «очень жёсткий мониторинг» по выполнению Украиной, Грузией и Косово условий для либерализации визового режима.
Данное заявление прозвучало весьма странно на фоне предыдущих заявлений Еврокомиссии о том, что Украина выполнила все требования по необходимым реформам, для получения безвизового режима с ЕС и может этим гордиться. Всё вроде как идеально, а тут оказалось, что вновь необходим «очень жёсткий мониторинг».
Украинская прогрессивно мыслящая общественность сразу же заговорила о «проклятых французах», которые легли под не менее «проклятых москалей».
Но внезапно оказалось, что под «москалями лежат» и немцы, т.к. французского главу МВД поддержал министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер, заявивший о том, что необходимо дождаться, когда будет разработан и одобрен Европарламентом так называемый механизм экстренного приостановления безвизового режима с третьими странами. Этот механизм должен позволить Евросоюзу в любой момент отменить безвизовый режим с любой из третьих стран.
В данном контексте интересно то, что ещё в середине декабря 2015 года министр внутренних дел немецкой федеральной земли Бавария Йоахим Херманн заявил о том, что нельзя вводить безвизовый режим для граждан Грузии и Украины во избежание тех же ошибок, которые были допущены со странами Западных Балкан. «Вместо того чтобы повторять ошибки отмены визового режима со странами Западных Балкан, Европе необходимо всерьёз позаботиться о безопасности европейских границ» – заявил он тогда. Проще говоря, после наплыва в Германию албанцев, а также иного нежелательного элемента, немцы решили прикрутить к шлюзу безвизового режима рычаг экстренной блокировки границ. На тот случай, если украинские туристы окажутся не туристами, а чем-то вроде албанцев.
Не успели украинские патриоты проклясть Германию, как выяснилось, что против упрощения визового режима между ЕС и Украиной выступил и бельгийский секретарь по миграции и политике предоставления убежища Тео Франкен. В Брюсселе перед началом внеочередного заседания министров внутренних дел и юстиции стран ЕС, на котором обсуждался механизм приостановки безвизового режима, а также вопросы визовой либерализации с Украиной, Грузией, Турцией и Косово, он заявил следующее:
«Для меня это один пакет для четырех стран. Я думаю, что в свете крупнейшего со времен Второй мировой войны кризиса беженцев будет не самой умной вещью в этот момент предоставлять странам визовую либерализацию».
По его словам, общество в Европе в целом и в Бельгии в частности не поддерживает эту идею. Кроме того, как и глава МВД Баварии, бельгиец напомнил о проблемах, связанных с миграцией после предоставления безвизового режима балканским странам. «Мы предоставили визовую либерализацию балканским странам в 2010—2011 годах и это создало большие миграционные кризисы в 2011 и 2012 годах», – сказал Франкен.
Ирония судьбы: вместо того, чтобы одобрить предоставление безвизового режима Украине, главы МВД 28 стран-членов Евросоюза одобрили предложения Еврокомиссии по созданию механизма приостановки безвизового режима с третьими странами «в случае чрезвычайных происшествий или на основе установленных критериев». Причиной этого может стать рост или резкое увеличение потока нелегальных мигрантов, большое количество безосновательных прошений о предоставлении статуса беженца или нарушение условий безвизового режима.
«Либерализация визового режима имеет большие преимущества для стран ЕС и третьих государств. Тем не менее нам нужен аварийный тормоз для всех освобожденных от виз стран, чтобы не было злоупотреблений либерализацией визового режима», – пояснил министр внутренних дел Нидерландов Клаас Дийкхоф.
В ответ на внезапное торможение Евросоюзом принятия решения по введению безвизового режима с Украиной, 31 мая Верховная Рада Украины призвала институты Европейского Союза и органы власти стран-членов ЕС ускорить данный процесс.
Однако 2 июня министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер признал, что процесс предоставления Украине безвизового режима затянулся. Штайнмайер объяснил задержку процессами согласования на уровне Евросоюза. «Мы надеемся, что необходимые решения будут приняты после выполнения всех условий», – сказал он после встречи с Павлом Климкиным 1 июня.
В тот же день заместитель главы Администрации президента Украины Константин Елисеев сообщил о том, что украинская сторона активно работает над тем, чтобы безвизовый режим с Европейским Союзом стал реальностью уже в текущем году, но при этом подчеркнул, что риски блокирования этого процесса остаются. «Это решение не требует консенсуса всех стран ЕС, но может возникнуть ситуация, когда будет создано блокирующее меньшинство в составе нескольких стран, которые теоретически могут заблокировать решение, – пояснил он. И мы сегодня работаем над тем, чтобы такого блокирования не было, а решение Евросоюз принял максимально консенсусное».
Как видим, наученные горьким балканским опытом, члены Евросоюза не питают особых иллюзий относительно Украины. Там прекрасно понимают, что безвизовый режим нужен украинским гражданам не для того, чтобы любоваться красотами Европы, заниматься шопингом и развлекаться на дорогих европейских курортах. В Брюсселе знают, что подавляющая часть граждан Украины выезжает в Евросоюз с туристическими визами не для того чтобы отдыхать и развлекаться, а для того, чтобы устроиться на сезонную работу и за отведённые им 90 дней заработать хоть какие-то деньги.
Также в ЕС понимают, что следствием безвизового режима могут стать толпы украинцев, прорвавшихся за "шенгенский забор" в поисках работы, а что ещё хуже – лучшей доли. Ведь сейчас, из-за различных бюрократических проволочек и ограничений, а также огромных очередей в консульствах и просто необоснованных отказов, не каждый украинец может получить европейскую визу. Отсюда и накал страстей вокруг безвизового режима, который значительно облегчит украинцам просачивание на европейские плантации и стройки.
В связи с этим неслучайно комиссар Европейского союза по вопросам миграции и внутренних дел Димитрис Аврамопулос по итогам визита на Украину в мае этого года в очередной раз заявил, что введение безвизового режима между Украиной и Евросоюзом не предполагает права на получение работы в странах-членах ЕС. "Освобождение от получения визы не предусматривает права на работу в ЕС, а надлежащее соблюдение безвизовых правил будет важным", – подчеркнул он.
Ему недавно вторила и евродепутат от Болгарии Мария Габриел, которая назначена докладчиком по украинскому вопросу в профильном комитете Европарламента. В беседе с журналистами она призвала к необходимости быть откровенными, "объясняя, для кого именно будут отменены визы, ведь это не касается ищущих заработка, а продолжительность поездок ограничена 90 днями".
Таким образом, Евросоюз сейчас пытается совместить трудносовместимые вещи – безвизовый режим с Украиной и надёжный механизм защиты от наплыва нелегальных украинских мигрантов и гастарбайтеров.Европейцы не против богатых украинцев, приезжающих в Европу тратить свои деньги, но их очень пугают нищие украинские голодранцы, пытающиеся всеми правдами и неправдами просочиться в Старый Свет. Там им не рады. Их там не хотят видеть. Поэтому евросоюзные чиновники прилагают максимальные усилия для того, чтобы перед введением безвизового режима с Украиной, поставить на пути украинских "заробітчан" непреодолимые барьеры.
К примеру, недавно Польша получила директиву ЕС с требованием законодательно закрепить к 2017 году одинаковый уровень зарплат для иностранцев и польских граждан. Таким образом Брюссель борется с дешёвой рабочей силой из третьих стран. На данный момент правительство Польши готовит соответствующие поправки к закону о трудоустройстве. Понятное дело, что если труд украинских "заробітчан" будет стоить столько же, сколько и труд поляков, а их официальное оформление, как это планируется, станет сложнее, то работодатели отдадут предпочтение польским гражданам.
Из всего вышеизложенного, не трудно понять, что при всей красоте риторики евросоюзных чиновников, украинцев в Евросоюзе не хотят видеть не только в качестве полноправных еврограждан, но и в качестве дешёвой рабочей силы. Поэтому после того как была окончательно закрыта тема украинской евроинтеграции, Евросоюз, вероятнее всего, попытается закрыть и тему безвизового режима. С помощью упомянутого выше механизма. Ведь украинская сторона не сможет соблюсти условия предоставления безвизового режима. Украинцам нужен не туризм, а работа. Только в одну Польшу в год, по туристическим визам из Украины на сезонные работы заезжает около 550 тысяч "заробітчан". Понятное дело, что безвизовый режим для этого не предназначен. Поэтому Брюссель может его легко отменить, ткнув пальцем на сотни тысяч украинцев, вкалывающих на плантациях и стройках Восточной Европы.
Поэтому, судя по всему, на данный момент в Европе вызревает очередная "зрадная перемога".
Источник: Андрей Ваджра, «Альтернатива»