С начала АТО и стабилизации позиций на фронте, после подписания Минска-2, на Украине постепенно установился гибридный олигархический режим. Где клану Порошенко постепенно удалось потеснить основных конкурентов в борьбе за власть. Сначала была устранена угроза со стороны Коломойского, а после отставки с должности премьер-министра Аресения Яценюка, Порошенко сосредоточил в своих руках достаточно власти, чтобы действительно начать управлять страной. В тоже время киевский режим оказался зависим от состояния перманентной войны на востоке, под которую удавалось консолидировать международную поддержку и получать некоторое финансирование из-за рубежа. Более того, зона АТО удерживает, и частично утилизирует, самых оголтелых националистов, которые иначе доставили бы немало проблем в Киеве.
Протестное пророссийское сопротивление в стране практически полностью подавлено. Власть применила известный из покон способ контроля. Хлеба и зрелищ лояльным, и террор несогласным. Для этого в стране и регионах постоянно устраиваются различные развлекательные мероприятия, а СБУ бдительно следит за любым проявлением критической позиции, в том числе в интернете, и немедленно карает, вплоть до официальных арестов. Ряд громких убийств представителей интеллигенции, совершенных формально одиночками, ясно дал понять, чем чревато публичное выражение своей позиции отличной от мейнстрима.
Однако сам президент, весьма уязвим перед лицом правых, которые его презирают за политику соглашательства с врагом. А правые, получают все больше и больше влияния в украинском обществе. Несмотря на то, что рыхлая организация Правый Сектор распалась, а старая этнонационалистическая «Свобода» ушла в тень, им на смену приходит «Азов», который отталкиваясь от своей базовой структуры полка МВД породил целый ряд гражданских организаций и политическую партию. Активисты «Азова» занимаются воспитанием молодежи с самого юного возраста, а военные инструктора будут подготавливать сержантов для ВСУ, воспитывая и тех и других, естественно, в националистическом духе. Руководство «Азова» не раз высказывалось в ключе готовности сместить коррумпированную и антинациональную власть в Киеве сугубо боевыми методами, и что самое важное, в отличии от ПС, готово привести свою угрозу в исполнение.
КПУ долгое время пытавшаяся найти свое место в новом украинском обществе полностью утратила свой авторитет и находится перед угрозой полного запрещения.
«Оппозиционный блок» - переформатированная Партия Регионов имеет определенное электоральное влияние на Юго-Востоке страны, являющееся скорее ситуативным протестом против сложившегося положения вещей, но никак не сознательным выбором части украинского общества. Однако даже в случае победы на выборах «ОпБлок» не имеет своих боевых отрядов и никакого влияния на правых радикалов и поэтому будет перед ними заискивать. Более того, текущая политическая реальность, где проводится политика полной декомунизации и институализации образа России как врага на уровне как Парламента, так и местных органов власти, будет требовать соответствующих действий и реакций.
Средний класс украинских обывателей находится в крайне депрессивном положении, невероятное ухудшение уровня жизни в сочетании с террором недовольных, оправданным войной, не позволяют протестной активности вылиться на свободу. Не прекращающаяся война притупила чувство страха и самосохранения, а пропаганда постоянно культивирует эпос войны и культ силы, консолидируя разные слои общества. Фактически, Украина вошла в режим постоянно воюющего государства, вся внутренняя политика которого направленна на обеспечение существования армии и продолжения войны. История показывает, что в таком состоянии государство может существовать десятилетиями несмотря на экономические трудности.
Напротив, люмпенизированные слои населения являются во многом опорой режима, поскольку довольствуются малыми подачками от власти, и их лояльность существенно подешевела за последнее время. Для 40 миллионной страны, даже такой как Украина, не составляет труда мобилизовать 1% от общей массы населения, что обеспечивает возможность содержать 250 тысячную армию и иметь подготовленный резерв.
Получается, что Порошенко не может ни прекратить войну из-за угрозы внутреннего бунта, ни решительно активизировать ее, рискуя лишиться и международной поддержки и получить поражение на фронте.
Несмотря на тупик в военной ситуации, процесс переформатирования общественного сознания украинцев только набирает обороты. Конструирование и консолидация украинской нации ускорилась многократно, сняты все барьеры и ограничения на пропаганду украинского национализма в школах и высших учебных заведениях. В результате, с каждым годом количество правых в Украине будет увеличиваться, и какая-то часть неизбежно будет стоять на радикальных позициях.
Тем не менее надо признать, что несмотря на все трудности Украина не развалилась от внутренних противоречий и поражений на фронте. В критический час нашлось достаточное количество людей готовых воевать и погибать за это государство. Этот факт является объективной данностью, и требует учета при дальнейшем планировании.
Трудности украинской экономики можно признать значительными, необходимость содержать 250 тысячную воюющую армию, обнищание большей части населения и потеря наиболее развитых экономически регионов, ввергло страну в состояние перманентного кризиса. Активы самых влиятельных олигархов стремительно теряют в стоимости, а закредитованность не позволяет привлекать дополнительные финансы на внешнем рынке.
С точки зрения экономики, война очень невыгодное дело, но не имея возможности политически решить данный вопрос, украинский истеблишмент склоняется к варианту временной заморозки конфликта, что даст ему передышку и возможность накопить силы. Озвучиваются сроки в 5 лет. Частью, такой расклад устраивает и правых, которые рассчитывают за это время вырастить новую смену взамен погибших на фронте.
Тем не менее украинское общество еще не готово к компромиссу и принятию мирных инициатив, тем более, что война ежедневно подпитывает чашу ненависти к Донбассу.