Тема российско-украинских газовых отношений в последние лет пятнадцать ежегодно всплывает на поверхность три-четыре раза в год, так что только описание разорванных/достигнутых соглашений по газу потянет по объёму на солидную брошюру. Ну а разбор всех обстоятельств, приведших к нынешнему положению дел в газовой сфере, вряд ли уложится в один том.
* * *
После неонацистского вооружённого государственного переворота «кадры майдана» взяли курс на полный разрыв любых связей с Россией – культурных, политических и, разумеется, экономических. Уже в первые дни после госпереворота назначенный тогда секретарём СНБО нынешний спикер парламента А.Парубий, известный своей физиологической русофобией, объявил о своём желании ввести визовый режим с РФ, ликвидировать все кооперационные связи между двумя странами, а также запретить ввоз любых товаров из России.
С визовым режимом пока ничего не вышло, а вот объёмы взаимной торговли удалось резко уменьшить. В первую очередь за счёт производственной кооперации между оборонными предприятиями и снижения объёмов закупаемого газа. Потом пришла пора объявления антироссийских санкций, вдохновителем которых был Вашингтон, а основными исполнителями оказались страны Евросоюза, а на подтанцовке и в качестве бэк-вокалиста выступал Киев…
Всё это происходило на фоне начала снятия американцами законодательных запретов на поставки в Европу сжиженного газа. Таким способом Вашингтон пытается если не выдавить, то серьёзно потеснить российского газового гиганта с европейских рынков. В начале мая этого года первый рейс судна-газовоза из Техаса в Португалию ознаменовал начало «газовой агрессии» США на европейские рынки.
* * *
Разумеется, ни Европа, ни даже Украина пока не в состоянии отказаться от поставок российского топлива. В прошлом году «Газпром» на 8% увеличил экспорт газа в Западную и Центральную Европу. 31% европейского импорта газа обеспечивает РФ.
В первом квартале этого года «Газпром» нарастил объёмы поставок ещё на 28%. Одновременно с этим Норвегия увеличила поставки газа для европейцев на 17%. И это полностью соответствует долгосрочным прогнозам о дальнейшем росте потребления Европой углеводородов. Европой, но не Украиной.
Разрыв экономических связей с Россией, карательная операция против населения Донбасса – «главной кузницы» Украины, а также неблагоприятная конъюнктура мирового рынка металла, минеральных удобрений и химической продукции привели к резкому падению потребления газа украинской промышленностью.
Только в первом квартале 2015 года его падение составило 21,4%. Масла в огонь подлило выполнение правительством обязательств перед МВФ, заключающееся в резком росте коммунальных платежей, включая цену на газ для приготовления пищи и отопления.
Всё это привело к обнищанию населения, что вызвало не только падение внутреннего спроса (читай: потребления газа и электричества, вырабатываемого в результате сжигания газа предприятиями), но и сокращение потребления газа населением ради экономии денег.
В такой ситуации бодрые рапорты чиновников о снижении энергетической зависимости от России являются политическим очковтирательством.
Отказ от закупки топлива у «Газпрома» вовсе не значит, что Украина полностью перешла на газ собственного, норвежского или, скажем, алжирского производства. Широко разрекламированные поставки из Европы – это поставки российского же газа, перепроданного европейцами по завышенной цене. По данным Минэкономразвития, на момент отказа Украины от закупок «Газпром» продавал ей газ по 212 долларов за тысячу кубометров, в то время как «европейский» газ обходился по $231. На протяжении прошлого года покупка газа у Европы обходилась в зависимости от квартала от 2 до 28 долларов дороже, чем у России.
«Политика — главная причина перехода Украины на европейские контракты… — считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — На второй квартал Россия предложила цену в 180 долларов, как заявил глава российского Минэнерго. При этом стоимость реверсного газа, включая транспортировку до границы с Украиной, составляет около $190».
* * *
После отопительного сезона в украинских подземных хранилищах, по данным европейской организации GIE, осталось 8,8 млрд. куб.м, что на полмиллиарда кубометров меньше, чем год назад. К началу октября Киеву нужно будет накопить ещё столько же, сколько есть сегодня, но темп закачки составляет менее 0,04% в день. Причин для таких низких темпов… полторы. Первая – отсутствие денег. А вторая – из-за отсутствия денег Украина ждёт, что в июле цена на газ упадёт до минимума и можно будет его купить «по дешёвке».
Правда, надежды на удешевление газа могут не сбыться, поскольку нередки случаи, когда из-за жары растёт потребление электричества (и соответственно газа) на кондиционирование. Первую же проблему Киев решил разрешить проверенным в прошлом году способом – подключить к переговорам о поставках газа на Украину Евросоюз.
В прошлом году шантаж возможностью заморозить Европу несанкционированным отбором топлива из ГТС сработал, и после трёхсторонних переговоров ЕС нашёл полмиллиарда долларов на покупку Украиной недостающего газа у «Газпрома».
На днях в прессе появились сообщения о том, что Украина обратилась к Еврокомиссии с письмом, в котором изъявила желание снова поучаствовать в аналогичных трёхсторонних переговорах. А украинские СМИ публикуют материалы с говорящим заголовком «Мечтать не вредно: Россия планирует увеличить поставки газа в Украину в 2016 году».
Однако до сих пор российская сторона отказывалась от трёхсторонних переговоров, заявляя, что их не будет до окончания рассмотрения Стокгольмским арбитражем встречных исков «Нафтогаза» и «Газпрома». Дело в том, что украинское правительство, согласно традиции попытаться быстренько разбогатеть за счёт очередного «золота Полуботко», хочет получить с России 50 миллиардов долларов за то, что, как считают «кадры майдана», многие годы платила, мол, по несправедливой цене за газ … и получала недостаточные деньги за его транзит в Европу.
После очередного отказа украинской стороны оплачивать долги за осуществлённые в её адрес поставки «Газпром» выставил иск «Нафтогазу» по содержащемуся в контракте правилу «бери или плати».
Очередные слушания по украинско-российским газовым проблемам в Стокгольме состоятся в сентябре 2016 года, но украинская сторона считает, что Россия пойдёт на трёхсторонние переговоры. «Наша позиция такова, что мы ожидаем переговоров с «Газпромом» и надеемся, что они состоятся. Основным поводом для переговоров станет транзит газа, а не его закупка. Мы комфортно чувствуем себя с европейскими потоками. А вот потребность в транзите очень высокая», – объявил глава «Нафтогаза» А.Коболев.
Для российской стороны нет большой разницы в том, у кого покупает Украина российский газ: у «Газпрома» или его давнего партнёра французской компании Engie. Это всё равно российский газ, купленный у «Газпрома».
Разницы нет и для населения Украины, поскольку цена на газ для него зафиксирована на уровне 272 долларов за кубометр, по какой цене и где бы «Нафтогаз» ни покупал его.
Но существует огромная разница для политиков, спекулирующих на тезисе о «газовой независимости от России», трейдеров-посредников, имеющих свой гешефт на перепродажах газа «Нафтогазу», а также для украинских олигархов, чей газ, добытый по себестоимости в несколько раз ниже, чем импортный, украинские потребители оплачивают по той же цене, что и заграничный.
Да и самому «Нафтогазу», получающему сверхприбыли на разнице цен, далеко не всё равно. В марте цена тысячи кубометров в Германии составляла 147 долларов, с тех пор ещё упала и продолжает падать.
* * *
Майское повышение цен на газ вовсе не последнее. Очередной скачок по требованию МВФ состоится осенью этого года, а потом будет ещё и повышение в 2017-м. При этом, несмотря на падение мировых цен на газ, в Киеве засвидетельствовали, что цена для потребителей снижаться не будет. Этому есть и другая причина.
Пункт 1 статьи 270 Соглашения об ассоциации Украины с ЕС гласит: «Ни одна из Сторон или контролирующий это орган не может принимать или поддерживать меры, приводящие к более высокой цене за экспорт энергетических товаров другой Стороне, чем цена, взимаемая за такие товары, предназначенные для внутреннего потребления».
Иначе говоря, правительство вынуждено поднять внутренние цены на энергетические товары до уровня европейских, т.к. это является прямым требованием вожделенной евроинтеграции.
Правда, когда украинцев звали на майдан, предупредить их о таком будущем «забыли». Если же кто-то не в состоянии оплачивать коммуналку, тем советуют отключать отопление в части квартиры, а сельским жителям рекомендовано и вовсе отказаться от газового отопления домов.
Что ж, абсолютно европейское решение для тех, кто рвался в Европу на майдане! А может, и вовсе запретить использовать на Украине газ? По меньшей мере проблема «газовой независимости от России» будет решена кардинально.