Американские военные эксперты бьют тревогу: в случае конфликта на европейском театре военных действий вооруженные силы России будут иметь перед армиями НАТО ряд существенных преимуществ. Недавно даже начальник штаба сухопутных войск США, генерал Марк Милли, выступая перед сенатской комиссией по делам вооруженных сил, признал, что с недавних пор Россия обладает в Европе значительным огневым превосходством.
А военные аналитики исследовательского центра «Rand Corporation» смоделировали возможный ход столкновения России и НАТО в Прибалтике и сошлись во мнении, что русским войскам понадобится всего три дня, чтобы разгромить силы Североатлантического альянса. В соответствии с их выводами, Москва примерно за 10 дней способна развернуть на намеченном плацдарме армию в 50 тысяч солдат, полностью оснащенных бронетехникой, артиллерией и прикрытую мощной группой авиационной поддержки. А НАТО за те же 10 дней может мобилизовать лишь несколько разрозненных легковооруженных подразделений.
В результате, после десятидневного развёртывания сил, Россия, по мнению экспертов из «Рэнд Корпорэейшн», будет иметь огромное преимущество перед США и их союзниками практически по всем видам вооружения. По танкам это преимущество будет в соотношении 7 к 1, по боевым машинам пехоты – 5 к 1, по ударным вертолетам – 5 к 1, по ствольной артиллерии – 4 к 1, по реактивной артиллерии – 16 к 1, по системам противовоздушной обороны малой дальности – 24 к1 и по ПВО дальнего действия – 17 к 1.
Единственная область, в которой войска НАТО пока превосходят Россию – это боевые самолёты. Но и этот козырь полноценно использовать они не смогут, сокрушаются западные аналитики, так как Россия обладает лучшей в мире системой противовоздушной обороны. Она включает в себя такие уникальные комплексы дальнего радиуса действия, как знаменитый С-400, комплексы средней дальности «С-300» и «Бук» различных модификаций, а так же действующий на малой дальности комплекс «Тор» и не имеющий аналогов в мире сверхэффективный комплекс «Панцирь», прикрывающий ближние рубежи нашей противовоздушной обороны. Эти средства позволяют создать глубоко эшелонированную «зону закрытого доступа», при прорыве которой самолёты НАТО понесут колоссальные потери, которые невозможно будет восстановить до конца конфликта.
На первый взгляд эти цифры кажутся невероятными. В последние десятилетия мы привыкли считать аксиомой, что Россия значительно слабее НАТО. Но американцы, сравнив наши военные потенциалы, всерьёз озаботились внезапно возникшей перед ними проблемой. В Вашингтоне даже сформировали специальную правительственную экспертную группу, которая должна понять, как армия США может приспособиться к «новому масштабу российской угрозы». В результате родилось обширное исследование под названием «Русская война нового поколения», цель которого — пересмотреть концепцию применения сухопутных войск США на тот случай, если им придется столкнуться с русскими танками в Восточной Европе.
Комиссию возглавил генерал-лейтенант Герберт Реймонд Макмастер, который после подробных исследований заявил, что «американские военачальники и представители разведки сильно встревожены тем, что Москва обладает серьезными преимуществами в ряде ключевых военных областей». Например, легкие американские бронированные машины «Страйкер», которые Вашингтон широко использовал в Ираке и Афганистане, совершенно беззащитны перед новым русским вооружением, которое сейчас в массовом порядке поступает в сухопутные подразделения нашего Западного военного округа.
И это не случайность. Дело в том, что после развала СССР американская армия была переориентирована на ведение колониальных войн и карательных экспедиций в странах третьего мира. Специально для этого и были созданы легкие бронемашины «Страйкер», а так же проведена военная реформа. Эта реформа завершилась созданием большого числа лёгких тактических групп на фоне радикального сокращения количества бригад, оснащенных тяжелой техникой…
А в 2009 году Пентагон и вовсе прекратил программу по разработке тяжёлых боевых платформ нового поколения — нового танка, тяжелой боевой машины пехоты, самоходной артиллерийской установки и других машин аналогичного класса. Сделано это было потому, что – по мнению американских экспертов – после крушения СССР широкомасштабных и интенсивных боевых действий, для которых такие машины предназначены, якобы, больше вообще не предвидится.
И вот теперь до американцев, наконец, дошло, как сильно они ошиблись. Русские танки типа Т-90 и Т-72Б3, которые они считали «пережитком устаревшей военной доктрины», на Украине, в Сирии и в других локальные военных конфликтах недвусмысленно доказали, что именно они по-прежнему играют в достижении победы решающую роль. Более того, по словам бывшего командующего войсками НАТО генерала Уэсли Кларка, многоуровневая защита российских танков сегодня настолько хороша, что они «в основном неуязвимы для американских противотанковых ракет».
Ещё одним сюрпризом для американских стратегов стал тот факт, что Россия обладает большим ассортиментом управляемых и неуправляемых ракет, а также мощных артиллерийских систем, которые по дальности и эффекту воздействия далеко превосходят артсистемы сухопутных войск США. Попросту говоря, новейшим русским самоходкам «Коалиция» и танкам «Армата», тяжёлым БМП «Курганец» и реактивным установкам залпового огня «Торнадо» американцам нынче просто нечего противопоставить.
Сегодня в сухопутных войсках США реально используются только две артиллерийские системы. Это древняя самоходка M109 Paladin, принятая на вооружение аж 55 лет назад, и полевая буксируемая 155-мм гаубица M777. Её можно, в случае необходимости, перемещать на внешней подвеске вертолёта, но это неизбежно накладывает серьёзные ограничений по массе орудия. А из-за таких ограничений ее боевые возможности существенно уступают новым российским артсистемам, которые по основным боевым показателям – дальности, мощности и скорострельности – превышают показатели американских аналогов в полтора-два раза. Максимальная дальность стрельбы большинства американских орудий составляет от 14 до 24 километров, тогда как самая обычная российская самоходная гаубица способна поразить цель, находящуюся в 29 километрах от неё.
Ещё более печальная для американцев картина складывается в области реактивной артиллерии. Её основу в американских войсках составляют реактивные системы залпового огня M270, принятые на вооружение 33 года назад. По своей боевой эффективности они примерно соответствуют советскому «Смерчу», хотя снаряд «Смерча» мощнее, а в производстве американские установки многократно дороже. Аналогов же современных российских РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С» в США вообще нет.
Велика разница и в организации боевого применения реактивной артиллерии. В американской армии РСЗО сведены в специальные артиллерийские бригады, которые придаются войсковой группировке, начиная только с уровня армейского корпуса. В России же каждая бригада имеет в своем составе реактивный дивизион. А каждая наша дивизия, развернутая в Западном военном округе, и вовсе имеет в своём составе полноценный полк реактивной артиллерии!
Не меньше, чем из-за русских танков и реактивных систем залпового огня, американцы волнуются по поводу слабости систем ПВО своих сухопутных войск. Американские бригады оснащены откровенным старьём — зенитно-ракетным комплексом «Авенджер», первый пук с которого был осуществлён ещё в далеком 1984 году. Этот комплекс представляет собой переносные зенитные ракеты «Стингер», установленные на лёгкий армейский вездеход «Хамви». Его характеристики по нынешним временам откровенно провальны: он может сбивать цели – вертолёты и штурмовики – на высоте не более 3 800 метров и на дальности не более пяти с половиной километров.
Сегодня американские военные эксперты оправдывают такую непростительную беспечность тем, что «армия США не подвергалась серьезным нападениям с воздуха уже более 70-ти лет, после 1943-го года» В то же время российские бригады вооружены зенитно-ракетным комплексом малой дальности «Тор», который может сбивать даже баллистические ракеты и авиационные высокоточные средства поражения типа корректируемых авиабомб.
При этом особой головной болью натовских генералов является наша Калининградская область, оказавшаяся после распада СССР в тылу у натовской восточноевропейской группировки. Зенитные комплексы С-400 и противокорабельные комплексы «Бастион», размещённые там, в сочетании с ударным комплексом «Искандер», способны создавать для натовских войск обширные «зоны запрещенного доступа», покрывающие огромные морские и сухопутные территории.
«У России есть зенитные и противокорабельные комплексы наземного и морского базирования, а также боевые самолеты, размещенные в Калининградской области и других регионах страны, которые могут покрывать огромные районы», – сообщил недавно западным журналистам высокопоставленный представитель НАТО. Странные они всё-таки, эти европейцы. Как будто это стало известно только вчера! Как будто Москва в течение последних десяти лет сто раз не предупреждала Брюссель и Вашингтон, что она даст «адекватный ответ» на попытки Запада закрепить своё военное преимущество над Россией, возникшее после развала СССР!
Вот теперь, постепенно, миру становятся понятны масштабы этого русского ответа. Теперь Европа оказалась лицом к лицу с нашей военной группировкой, насчитывающей сотни тысяч военнослужащих и многие тысячи единиц бронетехники, боевой авиации, высокоточных баллистических и крылатых ракет. А к моменту окончания программы перевооружения в 2020-м году её состав, вдобавок, массово пополнится такими образцами вооружения, аналогов которых у НАТО нет и в ближайшие 10-15 лет не предвидится…
Похоже, масштаб происходящих перемен всё-таки начинает доходить даже до неповоротливых мозгов большинства западных «стратегов». Не зря, видно, в мае 2016 года высокопоставленный натовский генерал — пожелавший, впрочем, остаться неизвестным – заявил в беседе с корреспондентом влиятельной газеты «Файнэншл Таймс», что в случае конфликта с Россией «силы быстрого реагирования НАТО будут разгромлены ещё до того, как приготовятся к бою к востоку от Одера». Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Возможно, это запоздалое прозрение заставит, наконец, натовских стратегов прекратить нагнетание международной напряжённости и понудит Вашингтон всерьез учитывать национальные интересы России.
Хотя, честно говоря, надежд на такой поворот событий немного. Поэтому, думаю, нам стоит забыть про «мир, дружбу, жвачку» и сосредоточить свои усилия на том, чтобы «русский бронепоезд», всегда стоящий, как известно, на запасном пути, был готов в любой момент тронуться в путь. На запад, на запад, на запад…
Мне при этом невольно вспоминаются слова старой военной песни «Солдаты – в путь!». Это песня была очень популярна в послевоенную сталинскую эпоху. Мне, мальчишке, её часто пел отец, прошедший войну от рядового танкиста до майора, начальника разведки танкового полка.
Пусть враги запомнят это
Не грозим, но говорим:
Мы прошли, прошли с тобой полсвета
Если надо повторим…
Похоже, придётся-таки повторить. Уж слишком забывчивы стали натовские генералы и высокопоставленные еврочиновники в Берлине и Праге, Будапеште и Вене, Варшаве и Братиславе. Впрочем, даже худой мир, конечно, лучше доброй ссоры. Жаль только, что под воздействием Вашингтона и Брюсселя он становится с каждым годом всё хуже и хуже…